Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:34, курсовая работа
Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в Российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………...……2
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
Понятие финансовой системы……………………………………..….….……..4
1.2 Сущность и состав финансовой системы………………….…..…..………5
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Государственные и муниципальные финансы………….…...….…….9
2.2 Страхование…………………………………………………………………….…….....21
2.3 Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств…..28
3 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…..….…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….…….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……….42
Бюджет России в 2012-м году предусматривает плановые поступления [доход] в размере 11,780 трлн. рублей. Плановый период 2013-го и 2014-го года ожидает поступления в размере 12,706 трлн. рублей и 14,902 трлн. рублей соответственно.
Львиная доля [до половины] поступлений в бюджет предусматривается от нефтегазовой отрасли, в частности за счёт экспорта нефти и газа. В перспективе предполагается снижение доли нефтегазового фактора в бюджете страны за счёт увеличения объёма поступлений от налога на добавленную стоимость, а также за счёт увеличения объёмов акцизных сборов.
Бюджет страны на 2012-2014 предусматривается дефицитным, так в 2012-м году плановые расходы составят 12,656 трлн. рублей [дефицит = 876 млрд. рублей или 1,5 % ВВП], в 2013-м году плановые расходы предполагаются на уровне 13,731 трлн. рублей [дефицит = 1, 025 трлн. рублей или 1,6 % ВВП], в 2014-м году плановые расходы предполагаются на уровне 14,583 трлн. рублей [дефицит = 491 млрд. рублей или 0,7 % ВВП].
Предполагается что оплата дефицитных статей бюджета будет производиться за счёт двух основных источников, - распродажи объектов фонда государственного имущества, и за счёт внешний заимствований.
Напомним, что на 1 октября 2011 года внешний долг Российской Федерации составлял 519 млрд. долларов США, что равно 23-м % ВВП. Практика дефицитных бюджетов и внешних заимствований является общемировой. Но вместе с увеличением внешнего долга, в зависимости от срока и размеров заимствований, увеличивается и статьи расходов бюджета по возврату таких заимствований с учётом выплаты процентов по ним.
Далее, поскольку львиная доля [до половины] дохода бюджета предполагается из нефтегазовой отрасли, то серьёзным фактором становится цена на нефть и газ. Бюджетом предусматривается цифра равная 100 долларам США за баррель нефти. Основным покупателем российской нефти и газа является Европа, экономика которой в настоящее время пребывает в нестабильности и стагнации. Потенциально существует вероятность того, что Европа не сможет оплачивать российскую нефть и газ на уровне 100 у. е. за баррель. А уменьшение цены автоматически приведёт к увеличению дефицитной доли бюджета2.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная
безопасность и
4) национальная экономика;
5) охрана окружающей среды;
6) образование;
7) культура, кинематография, средства массовой информации;
8) здравоохранение, физическая культура и спорт;
9) социальная политика;
10) межбюджетные трансферты.
К безвозмездным поступлениям относятся:
Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ в виде дотаций, субвенций, субсидий и др.
Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Эта форма была основной до 1994 года.
Субсидия – предоставляется юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством
(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в
установленном порядке 3.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ. Виды налогов и сборов в РФ представлены на рисунке 3
Виды налогов и сборов в РФ |
Федеральные налоги и сборы |
Региональные налоги и сборы |
Местные налоги и сборы |
1. Налог на добавленную стоимость 2. Акцизы 3. Налог на доходы физических лиц 4. Единый социальный налог (до 01.01.2010) 5. Страховые взносы в государстве (с 01.01.2010) 6. Налог на операции с ценными Бумагами (до 01.01.05) 7. Таможенная пошлина (до 01.01.05) 8. Плата за пользование природным 9. Налог на прибыль организаций 10. Государственная пошлина 11. Налог на наследование и дарение (до 01.01.06) 12. Сбор за использование наименов 13. Водный налог 14. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей алкогольной продукции (до 01.01.05) 15. Налог на добычу полезных ископаемых 16. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсов |
1. Налог на имущество организаций 2. Транспортный налог 3. Налог на игорный бизнес 4. Лесной доход (до 01.01.05) |
1. Налог на имущество физических лиц 2. Земельный налог 3. Налог на рекламу (до 01.01.05) 4. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (до 01.01.05) |
Рис. 3. Виды налогов и сборов в РФ
Принципы бюджетной политики в области расходов должны быть единые и прозрачные, учитывать как приоритеты государственной политики, так и полномочия ведомств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства4.
Конституция РФ гарантирует право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государством и общественными делами и т.д.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат. Источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов и направления их расходования осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Органы Федерального казначейства обеспечивают кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.
«Параметры бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования сбалансированы и определены по доходам и расходам в сумме 1трл.59,3 млрд. рублей на 2013 год, 1трл.208,8 млрд. рублей - на 2014 год и 1трл.442,5 млрд. рублей – на 2015 год.
Поступления страховых взносов в общем объеме доходов составят 95,2% в 2013 году, 98,4% - в 2014 году и почти 100% (99,9%) - в 2015 году.
Из
федерального бюджета на
Благодаря
ранее принятым решениям об
увеличении тарифа страховых
взносов на 2%, существенно увеличится
финансирование основной
В
2013 году объем субвенций из
бюджета Федерального фонда
За счет субвенции обеспечиваются ранее финансируемые за счет ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации расходы на осуществление денежных выплат врачам и медицинским сестрам первичного звена, медицинскому персоналу ФАПов и скорой медицинской помощи, проведение диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также содержание медицинских организаций в размере прироста страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по сравнению с 2012 годом.
В сопоставимых условиях объем
субвенции в 2013 году составит 877,3
млрд. рублей, с приростом 195,3 млрд. руб.
или 28,6% к объему субвенций, установленному
на 2012 год, с учетом средств на
внедрение стандартов
Финансовое
обеспечение территориальных
Фонд
в 2013–2015годах продолжит
На 2013 год продлеваются
В 2013 году предусматривается
В составе бюджета Фонда
Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.
Основным способом их получения является государственный кредит, представляющий собой одну из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.
При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.
Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным факто-
ром ускорения социально-экономического развития страны6.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам – все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государство в лице уполномоченного органа исполни-
тельной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают обязательства или требования.
За последние годы внутренний государственный долг нашей страны увеличился во много раз, достигнув к началу 2003 г. суммы 842,1 млрд. руб. против суммы 40,0 млрд. руб. в 1970 г. На 01.01.2009 г. он составил 1499, 82 млрд. руб. На 01.11.12 - 4 592 773,353 руб. Такое положение в сфере государственного кредита отражает общее кризисное состояние государственных финансов.
Информация о работе Финансовая система Российской Федерации, ее состав и структура