Финансовая система Турции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:05, реферат

Краткое описание

Основные тенденции развития экономики Турции на современном этапе.
Валюта и финансы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система Турции.docx

— 32.38 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Российский Государственный Социальный Университет»

Филиал в городе Электростали

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

Доклад

по дисциплине « Финансы»

 на тему

«Финансовая система Турции»

 

 

 

 

   

Выполнил:

Игнатов. М.

ЭКН-Д-2

Проверил:

Канд. Экон. наук

Рубан  М. С.

 

 

Электросталь

2014

Основные тенденции развития экономики Турции на современном этапе

 Несмотря на высокие  цены на энергоносители, турецкая экономика в первые месяцы 2009г. развивалась ускоренными темпами благодаря высокому внутреннему спросу, возросшему вследствие значительного снижения стоимости заемных средств. В целом за 2009 г. прирост ВНП составил 6,1%. Однако негативным явлением оставалась неравномерность экономического развития. Так, в предыдущем году в Турции был зарегистрирован спад, причем на ту же величину.

 Опережающими темпами  развивалась торговля, что способствовало  увеличению ее участия в формировании  ВВП. Доля сельского хозяйства  наоборот сокращалась, хотя и  оставалась более высокой, чем  в странах, входящих в ЕС.

 В 2009 г. в обстановке  возросшего внутреннего спроса  и укрепления национальной валюты (до ноября указанного года) импорт  в Турцию увеличился на 33,1% (по  сравнению с сокращением на 11,4% в 1999 г.) и был близок к 54млрд. долл. (в ценах сиф - цена, в которую включена цена товара, все расходы продавца по перевозке грузов, оплате таможенных сборов и страхованию товара, вплоть до доставки товара покупателю). Экспорт вырос в меньшей степени - на 3,4% - до 27,3млрд.долл. (в ценах фоб - включает цену товара, транспортные и другие расходы, страховку до погрузки на борт транспортного средства), цену погрузки.). Дефицит внешнеторгового баланса увеличился на 89,1%,тогда как в предыдущем году имело место его уменьшение на 25,6%.

В 2009 г. отмечалось увеличение турецких закупок почти по всем товарным группам. Быстрее всего рос ввоз потребительских товаров, что привело к повышению их доли в общем объеме импорта в Турцию. Доля средств производства, наоборот, снизилась. В поставках из Турции отмечалось некоторое сокращение удельного веса сельскохозяйственной продукции и небольшое увеличение - промышленных товаров. Золотовалютные резервы Турции в последние годы оставались на высоком уровне. Финансовые трудности страны повлияли не только на объем золотовалютных резервов, но и на внешнюю задолженность, которая в 2009 г. выросла на 11%. Доля краткосрочного долга несколько увеличилась - с 22,8 до 25,3%. Финансовые проблемы страны резко обострились в ноябре 2009г, когда вследствие политических ошибок, ухудшения конкурентоспособности, а также из-за недостатков, присущих системе привязки курса национальной валюты, Турция подверглась спекулятивной атаке извне. Усиление нестабильности вызвало резкий рост банковских процентных ставок: по суточным ссудам они выросли до 2000%. Частичная нормализация произошла после решения МВФ об оказании Турции срочной финансовой поддержки в размере 10,4 млрд. долл. В результате ставки снизились, оставаясь, тем не менее, более высокими, чем вначале года. Сказался рост премии за риск.

 Введение "плавающего" курса турецкой лиры 22 февраля  текущего года фактически означало  отказ от программы реформ, согласованной  с МВФ в конце 1999 г. Фонд предоставил  Турции пакет помощи в 15 млрд. СПЗ (Специальные права заимствования), что превратило ее в крупнейшего должника этой международной финансовой организации.

С февраля 2009 г. турецкая лира потеряла половину своей стоимости относительно доллара. Слабая национальная валюта оказала благоприятное воздействие на положение экспортеров и операторов в сфере туризма. В то же время внутренний спрос под влиянием всплеска инфляции существенно снизился.

В условиях экономического спада внутри страны и замедления темпов развития мировой экономики Турции приходится добиваться новых кредитов от МВФ и от правительств иностранных государств для ликвидации дефицита финансовых средств в 2009 году. На недавних переговорах с МВФ турецкая сторона запросила 9 млрд. долл., значительная часть которых должна пойти на уменьшение долгового бремени, которое заметно выросло вследствие повышения банковских процентных ставок. Обслуживание задолженности перед МВФ обошлось Турции в 2009 г. в 5 млрд. долл. Отсрочка выплат возможна в рамках вышеупомянутого пакета помощи.

МВФ рекомендует Турции установить со следующего года целевой показатель уровня инфляции вместо ползущей привязки национальной валюты, которая практиковалась до февральского кризиса 2008 года. Привязка была рассчитана на замедление инфляции путем предотвращения падения курса турецкой лиры. Установление целевого показателя инфляции будет сопровождаться предоставлением ЦБ полномочий по использованию кредитно-денежных механизмов и процентных ставок для контроля над инфляцией, которая пока достигает значительной величины - 74,7% в сентябре (по оптовым ценам: в перерасчете на год).

После терактов в США согласование усложнилось. Несмотря на высокие цены на нефть и возросший потребительский спрос уровень инфляции снизился благодаря жесткой кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политике. Рост оптовых цен в 2009 г. составил 32,7%, а потребительских - 39%.

 МВФ рекомендует турецкому  правительству ускорить приватизацию  и за счет полученных доходов  пополнить государственную казну. В ближайшее время разгосударствлению  должны быть "Turk Telekom", "Turkish Airlines", сталелитейное предприятие "Erdemir", государственно-монополитические объединения в сахарной, табачной и газовой промышленности. В ходе приватизационной кампании намечается активизировать меры по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые пока остаются недостаточно крупными - нетто-приток составил порядка 100 млн. долл.

МВФ требует от Турции коренной перестройки банковского сектора. Стоимость реформ в этой сфере оценивается в огромную величину - 24% ВНП рассматриваемой страны. Уже предприняты шаги по укреплению юридической базы для ограничения вмешательства влиятельных политических сил в работу банков. Изменения в законодательстве существенно облегчили проведение слияний банковских компаний и процедуру их банкротства. Ограничения на кредитование банками связанных с ними партий и на операции нефинансового характера намечено привести в соответствие с нормами, действующими в ЕС, к 2006 г. и 2009г.

 Государственные банки, еще в недалеком прошлом осуществлявшие  половину всех операций в рассматриваемом  секторе, за последнее десятилетие  понесли операционные убытки  в 20 млрд.долл. в основном из-за предоставления льготных займов фермерским хозяйствам и малым предприятиям. Чтобы устранить такие проблемы в будущем, три государственных банка были поставлены под контроль специального комитета, состоящего из финансистов высокой квалификации. Новая структура планирует в течение трех лет провести реструктуризацию крупнейших государственных банков, а затем приватизировать две крупные низкорентабельные компании - "Ziraatbank" и "Halkbank". Третий государственный банк, имеющий пассивный баланс в размере более 0,5 млрд.долл.,-"Emlakbank" - подлежит ликвидации, несмотря на противодействие со стороны контролирующей его политической партии. Четвертый банк "Vakifbank" является рентабельным коммерческим банком, находящимся в государственной собственности. Он подлежит приватизации при благоприятном положении на рынке.

 Государственный фонд  страхования депозитов (подразделение  Управления по банковскому регулированию  и надзору) начал процедуры банкротств  в отношении 13 частных банков, которым  ранее была оказана государственная  помощь в рамках сильно критиковавшейся  общей системы гарантий для  банковских депозитов. В середине  текущего года было получено 4 предложения по банку "Demirbank", в том числе со стороны таких крупных финансовых учреждений, как "HSBС" и "Unicredito de Italia". Банки, которые не смогут привлечь покупателей из частного сектора, к концу текущего года должны быть закрыты после слияния в один или два так называемых переходных банка. Для платежеспособных частных банков установлен предельный срок - конец года - для выполнения требований о достаточности собственного капитала.

 В случае введения  новых правил важным стимулом  для развития банковского дела  в Турции станет первое слияние  между рентабельным частным турецким  и крупным иностранным банком. Особый интерес в этой связи  вызывают переговоры между крупнейшей  банковской группой Италии "Intesa" и "Garanti", первым и пока единственным среди четырех ведущих частных банков Турции, занимающихся поисками стратегического партнера за рубежом.

 Пока большинство иностранных  банков представлены в Турции лишь небольшими подразделениями. Усилие их присутствия приведет к ускорению консолидации среди 25 частных банков. Пока же число банков в Турции растет (с 66в 1990 г. до 79 в конце 2005 г.), в то время как в развитых странах - сокращается вследствие процесса консолидации. Уровень банковских процентных ставок в Турции остается высоким, хотя и испытывает тенденцию к снижению: если в середине апреля 2009 года он составлял в среднем 65%, то к концу декабря, понизился до 25%.

 Помимо глубокого реформирования банковской сферы, западные экономисты в условиях значительного открытия турецкой экономики по отношению к ЕС рекомендуют Турции сделать ставку на два "беспроигрышных" направления - превратить страну в мощный узел трансграничной инфраструктуры, в том числе транзитного значения, и вывести на качественно новый уровень сферу туризма, которая уже превратилась в высокодоходную отрасль национальной экономики.

 По первому из указанных  направлений разработаны и начали  реализовываться ряд мега проектов. Следующие годы станут периодом  активного строительства на территории  Турции международных трубопроводов. Согласованы детали сооружения  нефтепровода протяженностью 1746 км  с каспийских месторождений в  районе Баку через Грузию в турецкий средиземноморский порт Джейхан. В 2008 - 2010 гг. по этой магистрали будет перекачиваться более 1 млн.т. нефти в сутки. Основными потребителями станут западноевропейские страны.

 Ведутся работы над  проектом строительства газопровода  из Египта при финансовом содействии "British Petroleum". В стадии обсуждения находится предложение о прокладке газопровода (с пропускной способностью 16 млрд. куб. м) из Туркмении, хотя, по мнению большинства наблюдателей, данная инициатива вряд ли будет реализована.

 Осуществление указанных  проектов обеспечит энергоносителями  растущую турецкую экономику. По  расчетам экономистов местные  потребности только в газе  к2010 г. вырастут до 55 млрд. куб.м. Прокладка стратегических трубопроводов увеличит роль Турции в региональной политике, поскольку в еще большей мере вовлечет в сферу турецких интересов закавказские и среднеазиатские государства. Не случайно союзник Турции - США - в последние годы активно поддерживал строительство вышеназванных транспортных магистралей. Американцы надеются, что перекачка каспийской нефти к средиземноморским портам уменьшит зависимость от маршрутов, пролегающих через территорию РФ, и минимизирует потребность в партнерстве с другой страной - Ираном.

 Параллельно Турция  сможет уменьшить экологическую  нагрузку на черноморские проливы, которые весьма уязвимы при  перевозках энергоносителей на  устаревших крупнотоннажных танкерах. В то же время недостатком  программы строительства дальних  трубопроводов являются огромные  затраты и недостаточный учет  негативных тенденций в мировой  экономике.

 Строительство большого  количества газопроводов может  быть оправдано только в том  случае, если Турция начнет выполнять  важные транзитные функции (в  частности, по транспортировке газа  в Южную Европу, потребление которого  в регионе должно быстро увеличиваться). В долгосрочной перспективе не  исключается создание трубопроводного  кольца - из Турции в Грецию, Италию, затем на север континента и в направлении Балкан. Транзитные операции позволят Турции получать крупные и достаточно стабильные дополнительные доходы.

 В отличие от инфраструктурных  проектов туризм приносит стране  значительные валютные дивиденды  уже в настоящее время. Данный  сектор относится к числу немногочисленных  отраслей, которые в условиях  общеэкономического кризиса остаются  в благоприятном положении: в 2002 году страну посетили 12,5 млн. иностранных  туристов (по сравнению со среднегодовым  показателем в 250 тыс. в 80-х годах), а приток доходов от их обслуживания  впервые истории превысил 10 млрд.долл.

 Годовой прирост объема  услуг с начала 80-х годов составлял  в среднем 17%,2000 г. он достиг 40%, а  в текущем году ожидается на  уровне 20 или даже 25%. Росту способствовали  государственные кредиты, низкие  цены на земельные участки, налоговые  льготы. В то же время вряд  ли удастся достичь аналогичного  высокого показателя в будущем, поскольку отрасль остро нуждается  в притоке новых инвестиций, при  этом ставка делается на частные  капиталовложения, что же касается  государства, то на него возлагается  ответственность за создание  условий, благоприятствующих притоку  дополнительных инвестиций.

 Министерство туризма  разработало план вложения 3 млрд.долл. в развитие туристического бизнеса Стамбула, потенциал которого используется пока в недостаточной мере. По мнению проектировщиков, существует возможность для увеличения числа туристов в 20 раз - с 2,5 млн. в настоящее время до 50 млн.(для сравнения: аналогичные показатели по Парижу и Лондону достигают в настоящее время 65 млн. и 75 млн. соответственно). В ходе реализации общенациональной программы развития туризма доходы от данной отрасли Турции в ближайшее десятилетие могут быть доведены до 20 млрд. долл.

Информация о работе Финансовая система Турции