Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:05, реферат
Основные тенденции развития экономики Турции на современном этапе.
Валюта и финансы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Российский Государственный Социальный Университет»
Филиал в городе Электростали
Кафедра экономики и менеджмента
Доклад
по дисциплине « Финансы»
на тему
«Финансовая система Турции»
Выполнил:
Игнатов. М.
ЭКН-Д-2
Проверил:
Канд. Экон. наук
Рубан М. С.
Электросталь
2014
Основные тенденции развития экономики Турции на современном этапе
Несмотря на высокие цены на энергоносители, турецкая экономика в первые месяцы 2009г. развивалась ускоренными темпами благодаря высокому внутреннему спросу, возросшему вследствие значительного снижения стоимости заемных средств. В целом за 2009 г. прирост ВНП составил 6,1%. Однако негативным явлением оставалась неравномерность экономического развития. Так, в предыдущем году в Турции был зарегистрирован спад, причем на ту же величину.
Опережающими темпами
развивалась торговля, что способствовало
увеличению ее участия в
В 2009 г. в обстановке
возросшего внутреннего спроса
и укрепления национальной
В 2009 г. отмечалось увеличение турецких закупок почти по всем товарным группам. Быстрее всего рос ввоз потребительских товаров, что привело к повышению их доли в общем объеме импорта в Турцию. Доля средств производства, наоборот, снизилась. В поставках из Турции отмечалось некоторое сокращение удельного веса сельскохозяйственной продукции и небольшое увеличение - промышленных товаров. Золотовалютные резервы Турции в последние годы оставались на высоком уровне. Финансовые трудности страны повлияли не только на объем золотовалютных резервов, но и на внешнюю задолженность, которая в 2009 г. выросла на 11%. Доля краткосрочного долга несколько увеличилась - с 22,8 до 25,3%. Финансовые проблемы страны резко обострились в ноябре 2009г, когда вследствие политических ошибок, ухудшения конкурентоспособности, а также из-за недостатков, присущих системе привязки курса национальной валюты, Турция подверглась спекулятивной атаке извне. Усиление нестабильности вызвало резкий рост банковских процентных ставок: по суточным ссудам они выросли до 2000%. Частичная нормализация произошла после решения МВФ об оказании Турции срочной финансовой поддержки в размере 10,4 млрд. долл. В результате ставки снизились, оставаясь, тем не менее, более высокими, чем вначале года. Сказался рост премии за риск.
Введение "плавающего"
курса турецкой лиры 22 февраля
текущего года фактически
С февраля 2009 г. турецкая лира потеряла половину своей стоимости относительно доллара. Слабая национальная валюта оказала благоприятное воздействие на положение экспортеров и операторов в сфере туризма. В то же время внутренний спрос под влиянием всплеска инфляции существенно снизился.
В условиях экономического спада внутри страны и замедления темпов развития мировой экономики Турции приходится добиваться новых кредитов от МВФ и от правительств иностранных государств для ликвидации дефицита финансовых средств в 2009 году. На недавних переговорах с МВФ турецкая сторона запросила 9 млрд. долл., значительная часть которых должна пойти на уменьшение долгового бремени, которое заметно выросло вследствие повышения банковских процентных ставок. Обслуживание задолженности перед МВФ обошлось Турции в 2009 г. в 5 млрд. долл. Отсрочка выплат возможна в рамках вышеупомянутого пакета помощи.
МВФ рекомендует Турции установить со следующего года целевой показатель уровня инфляции вместо ползущей привязки национальной валюты, которая практиковалась до февральского кризиса 2008 года. Привязка была рассчитана на замедление инфляции путем предотвращения падения курса турецкой лиры. Установление целевого показателя инфляции будет сопровождаться предоставлением ЦБ полномочий по использованию кредитно-денежных механизмов и процентных ставок для контроля над инфляцией, которая пока достигает значительной величины - 74,7% в сентябре (по оптовым ценам: в перерасчете на год).
После терактов в США согласование усложнилось. Несмотря на высокие цены на нефть и возросший потребительский спрос уровень инфляции снизился благодаря жесткой кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политике. Рост оптовых цен в 2009 г. составил 32,7%, а потребительских - 39%.
МВФ рекомендует турецкому
правительству ускорить
МВФ требует от Турции коренной перестройки банковского сектора. Стоимость реформ в этой сфере оценивается в огромную величину - 24% ВНП рассматриваемой страны. Уже предприняты шаги по укреплению юридической базы для ограничения вмешательства влиятельных политических сил в работу банков. Изменения в законодательстве существенно облегчили проведение слияний банковских компаний и процедуру их банкротства. Ограничения на кредитование банками связанных с ними партий и на операции нефинансового характера намечено привести в соответствие с нормами, действующими в ЕС, к 2006 г. и 2009г.
Государственные банки,
еще в недалеком прошлом
Государственный фонд
страхования депозитов (подразделение
Управления по банковскому
В случае введения
новых правил важным стимулом
для развития банковского дела
в Турции станет первое
Пока большинство иностранных банков представлены в Турции лишь небольшими подразделениями. Усилие их присутствия приведет к ускорению консолидации среди 25 частных банков. Пока же число банков в Турции растет (с 66в 1990 г. до 79 в конце 2005 г.), в то время как в развитых странах - сокращается вследствие процесса консолидации. Уровень банковских процентных ставок в Турции остается высоким, хотя и испытывает тенденцию к снижению: если в середине апреля 2009 года он составлял в среднем 65%, то к концу декабря, понизился до 25%.
Помимо глубокого реформирования банковской сферы, западные экономисты в условиях значительного открытия турецкой экономики по отношению к ЕС рекомендуют Турции сделать ставку на два "беспроигрышных" направления - превратить страну в мощный узел трансграничной инфраструктуры, в том числе транзитного значения, и вывести на качественно новый уровень сферу туризма, которая уже превратилась в высокодоходную отрасль национальной экономики.
По первому из указанных
направлений разработаны и
Ведутся работы над
проектом строительства
Осуществление указанных
проектов обеспечит
Параллельно Турция
сможет уменьшить
Строительство большого
количества газопроводов может
быть оправдано только в том
случае, если Турция начнет выполнять
важные транзитные функции (в
частности, по транспортировке газа
в Южную Европу, потребление которого
в регионе должно быстро
В отличие от
Годовой прирост объема
услуг с начала 80-х годов составлял
в среднем 17%,2000 г. он достиг 40%, а
в текущем году ожидается на
уровне 20 или даже 25%. Росту способствовали
государственные кредиты, низкие
цены на земельные участки, налоговые
льготы. В то же время вряд
ли удастся достичь
Министерство туризма разработало план вложения 3 млрд.долл. в развитие туристического бизнеса Стамбула, потенциал которого используется пока в недостаточной мере. По мнению проектировщиков, существует возможность для увеличения числа туристов в 20 раз - с 2,5 млн. в настоящее время до 50 млн.(для сравнения: аналогичные показатели по Парижу и Лондону достигают в настоящее время 65 млн. и 75 млн. соответственно). В ходе реализации общенациональной программы развития туризма доходы от данной отрасли Турции в ближайшее десятилетие могут быть доведены до 20 млрд. долл.