Финансовая система ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

ФРГ входит в число ведущих держав мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства является главным экспортёром товаров и услуг. В последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности, национального дохода на душу населения ФРГ опережает США и другие
ведущие страны мира.

Вложенные файлы: 1 файл

германия.docx

— 26.38 Кб (Скачать файл)

Введение

 

ФРГ входит в число ведущих держав мира. Обладая значительным  
экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье 
место, после США и Японии, по объёму промышленного производства  
является главным экспортёром товаров и услуг. В последние годы Германия 
значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и 
превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. 
По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности, 
национального дохода на душу населения ФРГ опережает США и другие 
ведущие страны мира.

По величине ВВП, объему экспорта, трудовым ресурсам ФРГ занимает лидирующие позиции в Европейском Союзе. Однако по масштабам финансового  рынка Германия по многим позициям уступает Великобритании и Франции. Традиционно после Второй мировой войны по сравнению с англосаксонскими странами за счет выпуска акций в Германии финансировалась заметно более низкая доля капиталовложений, а по отношению капитализации к ВВП ФРГ в два с лишним раза уступает США и в пять раз – Великобритании. Ценными бумагами владеет меньшая доля населения, чем в англосаксонских странах. Совсем невелик рынок облигаций нефинансовых компаний. 
Эта специфика объясняется особой ролью банков в экономике страны. Они удовлетворяют большую часть потребностей крупных предприятий в долгосрочном капитале. Финансовый сектор Германии являет собой образец финансовой системы, «основанной на банках» (bank-based). 
В 1990-е годы проблема недостаточного развития рынка ценных бумаг, его отставания от конкурентов приобрела приоритетный характер для правительства страны. С его участием и поддержкой была разработана общенациональная стратегия развития финансовых рынков под названием «Финансовая площадка Германия» (Finanzplatz Deutschland), и по ряду показателей Германия заметно усилила свои позиции в Европе и мире, в частности, в области торговли производными финансовыми инструментами. Тем не менее амбициозная цель перехватить лидерство у Лондона как международного финансового центра реализована не была.

Устройство государственных финансов имеет особо важное значение в 
федеративном государстве, поскольку оно не только определяет 
материальную основу экономического регулирования и социальной политики, 
но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и 
ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым 
устройство самой федерации.

 
Опыт построения и функционирования финансовой системы Германии, на 
данном этапе представляет интерес для нашей страны. Поэтому изучение 
германской финансовой системы целесообразно , с точки зрения возможного 
использования некоторых ее моментов в устройстве государственных 
финансов России.

 

 

1. Структура финансовой системы, бюджетный процесс, государственные доходы и расходы 
 
Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, существующих 
в рамках данной общественно-экономической формации; в узком смысле 
система финансовых учреждений государства.

 
Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура  и 
бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного 
строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней 
административного управления - федерации (центральный бюджет), земель 
(региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный 
(консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и 
расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов 
(субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда 
социального страхования и социального обеспечения.

Финансовая система ФРГ включает федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, 
общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы 
Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты 
(Бундеспост), государственных предприятий, органов социального 
страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на 
финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами 
земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько 
финансовых округов.

Формально все звенья бюджетной  системы автономны, т. е. самостоятельно 
составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на 
выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

Высшим контрольным органом  ФРГ в области государственных  финансов 
является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета 
составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную 
палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об 
исполнении бюджета. 
 
Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и 
опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации , 
на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных 
статей госбюджета.

 

1.2 Доходы федерального  бюджета.

 

Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он 
определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" 
(его доля в ВНП). Государство в ФРГ в начале 80-х годов перераспределяло 
через госбюджет (включая фонд социального страхования) до половины ВНП. 
 
Формирование доходов определят целую систему финансовых каналов по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц.

Здесь особую роль играет налоговая  политика как важнейшая 
подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех 
доход бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет 
прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, 
промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В 
бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет 
соответственно:                   9/10; 7/10 и 1/3.

В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление 
частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. 
Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала 
является в настоящее время одним из основных инструментов  
государственного регулирования экономики. К числу главных методов налогового регулирования относятся:

1) понижение или повышение общего  уровня налогообложения (ставки 
прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль 
корпораций, косвенных налогов);

 

2) система ускоренной амортизации  капитала предприятий;

 
3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит");

 
4) разнообразные специальные налоговые  льготы, поощряющие деловую 
активность в отдельных сферах или регионах.

 
Федерация получает полностью налог  на спирто-водочные изделия, все 
налоги на потребление (кроме налога на пиво) и страховую пошлину, равно 
как и все таможенные пошлины. Совместные налоги: подоходный налог - 
федерация- 42,5%, земли -42,5%, общины - 15%; налог на корпорации - 
федерация -50%, земли -50%; налог с оборота - федерации - 65%, земли -35%.

Налоговая система ФРГ включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами. 
 
Налоговая система ФРГ опирается, прежде всего, на подоходный налог. Подоходный налог включает два вида налога: налог на заработную плату и налог с капитала. Обязательным общегосударственным налогом является церковный налог.

Одним из орудий воздействия государства  на процесс общественного воспроизводства  выступают государственные расходы.

 

1.3. Расходы федерального  бюджета

 
Одним из орудий воздействия государства  на процесс общественного 
воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают 
особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь 
обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

 
Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается 
сравнительно стабильным: от 13% в повышательных фазах до 15% в годы 
кризисов.

Важное место в системе государственного регулирования принадлежит 
бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, 
коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, 
обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство). 
Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: 
строительство и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной 
дороги и почты.

 
Военные расходы в федеральном  бюджете страны составляют примерно 25-30%. 
Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на 
бюджеты земель и общин.

Финансирование научно - технических  программ осуществляется через 
министерство исследований и технологий. Доля расходов на науку и 
образование невелика (2-5%) по сравнению с социальными выплатами, 
субсидиями на экономику и затратами на управление. Финансирование НИОКР 
-2,9% от ВВП. Расходы на управление составляют около 3% расходов 
федерального бюджета, и включают затраты на содержание верховных органов 
власти и федерального государственного аппарата.

Государство ФРГ аккумулирует в  бюджете существенную часть денежного  капитала страны. Он идет, прежде всего, на финансирование собственных капиталовложений государства, остальная часть сбережений в виде кредитов и субсидий идет на поощрение капиталовложений в  частном секторе. 
 
Специальные фонды - важное звено финансовой системы ФРГ. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования, - это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев. 
 
В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении Центрального Правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.

 
Важное место в финансовой системе  страны занимают финансы земель и  общин. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.

Налоговая система земель насчитывает  около 25 налогов. Местные бюджеты, как  уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин.

 

2. Финансы государственных  и частных корпораций

 
Основу государственных промышленных предприятий составляют крупные  концерны, в руках которых сосредоточено  около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий. Крупнейшие германские объединения сохраняют  свои позиции в иерархии 500 промышленных гигантов мира. Среди 50 крупнейших промышленных компаний мира – семь германских. В  пяти отраслях мирового производства германские компании входят в десятку  крупнейших. В химической промышленности три концерна – "БАСФ", "Хехст", "Байер", в электротехнической промышленности "Сименс" и "Бош" производят 20% продукции, в автомобильной промышленности – "Драймлер-Бенц" и "Фольксваген" – 15%, в черной металлургии – "Тиссен" и "Маннесман" – 24% продаж десяти крупнейших компаний мира. В легкой промышленности в десятку крупнейших компаний вошла "Адидас". В марте 2008 года крупнейшая (на тот момент) по капитализации компания Германии (Volkswagen) занимала 61-е место в мире (101 млрд долл.), а всего в списке 500 крупнейших компаний, публикуемых английской газетой The Financial Times, насчитывалось только 22 немецких (39 у Японии, 35 у Англии, 31 у Франции, 25 у Китая и 24 у Канады).

Финансы государственных предприятий - составная часть финансовой системы  страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной собственности. Государство  сосредотачивает в своих руках  отрасли, недостаточно рентабельные для  монополистического капитала, в том  числе дорожное хозяйство, строительство  автострад, аэродромов, жилищное хозяйство. 
 
Финансовый капитал страны представлен группами сросшихся между собой промышленных, финансовых и прочих монополий, охватывающих всё национальное хозяйство. . Это объясняется громадной концентрацией банковского капитала в руках пяти гроссбанков - "Дойче банк", "Дрезден банк", "Коммерцбанк", "Байерише банк", "Вестдойче ЛБ": они контролируют около 80% акционерного капитала страны. Три главные финансовые группы сформировались вокруг этих гроссбанков. Особенностью германских финансовых групп является то, что они, по сравнению с финансовыми группами других стран, имеют менее чёткие границы. Можно назвать лишь совокупность концернов, составляющих ядро той или иной группы.  

3. Инфраструктура денежно-кредитной  системы

 
 
В состав банковской системы Германии входят все кредитные учреждения, подчиняющиеся закону «О кредитном  деле». Главная особенность немецкой банковской системы – это высокая  степень универсализации банковской деятельности.

Информация о работе Финансовая система ФРГ