Финансовая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с функционированием финансовой системы Франции.
Задачи работы:
- определить особенности современной финансовой системы Франции;
- изучить финансовое развитие современной Франции.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИнансовая система ФРнации-2014.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

реферат

 

Объем   29 с., 2 гл.,  23 источника

 

Ключевые слова: финансовая система, Франция, налоговая система, система Chorus, направления развития

Предмет  исследования: отношения, возникающие в кредитно-финансовых условиях Французской республики.

Объект  исследования – финансовая система Франции.

Цель работы: рассмотрение вопросов, связанных с функционированием финансовой системы Франции.

Результаты исследования: Финансовая система Франции включает в себя госбюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Отличительной чертой финансовой системы Франции является высокая степень ее централизации.

Структура работы. 12 шрифт, 1,5 интервал, 29 страниц, введение, две главы, четыре параграфа, список литературы включает 23 наименования.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Франция относится к числу наиболее развитых стран в современном мире. Происходящие в ее экономике изменения в значительной степени влияют на деятельность кредитно-финансовых институтов, проведение денежно-кредитной политики, действия центрального банка и органов регулирования кредитных учреждений.

Надёжная финансовая система является залогом успеха развития и функционирования рыночной экономики. За последние пятнадцать лет финансовая система во Франции претерпела значительные изменения. В стране был осуществлен ряд реформ, основной целью которых являлось улучшение способов финансирования экономики. На сегодняшний день во Франции функционирует один из самых развитых и хорошо технически оснащенных фондовых рынков в Европе.

На рубеже XX-ХХI столетий перемены в политической и экономической сферах Франции в сравнении с другими крупными странами были значительными. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство (от III Республики - к V Республике). Геополитическое положение страны резко изменилось: из гигантской колониальной империи Франция превратилась в ведущую страну западноевропейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими странами Запада. Существенные перемены произошли и в экономике. Вступив в интеграционный процесс, Франция вынуждена была неоднократно приспосабливать основные направления своего развития к его требованиям. Важнейшими итогами XX в. стали радикальная модернизация экономики (от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной структуре, а затем - к экономике услуг) и модификация варианта участия в мировом хозяйстве (от вывоза ссудного капитала к вывозу промышленных товаров с высокой степенью их обработки, а с 1980-х гг. к массовому экспорту производительного капитала).

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с функционированием финансовой системы Франции.

Задачи работы:

- определить особенности  современной финансовой системы Франции;

- изучить финансовое развитие современной Франции.

 

 

 

 

  1. Особенности  современной кредитно-финансовой системы Франции

      1. Общая характеристика современной экономики Франции

Современная французская экономика - одна из наиболее мощных в мире. На рубеже XX и XXI столетий Франция занимала 6-е место в мире по объему ВВП и по удельному весу в мировом промышленном производстве, 5-е - по доле в мировом экспорте. В начале XX в. Франция была предпоследней страной среди развитых стран по динамике роста в период 1870-1913 гг., а также и по производительности труда, норме накопления, экспортной квоте, по доле промышленности в ВВП.

На современном этапе Франция – одна из ведущих стран Евросоюза с развитой высокотехнологической экономикой, имеющая унитарную форму государственного устройства. В соответствии с государственным устройством и формировалась современная финансовая система Франции. Главным инструментом в обеспечении успешного их решения являются бюджеты всех уровней. Первое место в структуре финансовой системы Франции занимает имеющий силу закона государственный бюджет, и так как Французская республика имеет унитарное двухуровневое государственное устройство с очень высокой степенью централизации функций, то её центральный бюджет составляет почти 80% государственного бюджета всех уровней.  Он включает в себя следующие бюджеты1: 

•Общий государственный бюджет; 

•Бюджеты государственных организаций Франции;

• Специальные казначейские счета. 

Длительность бюджетного процесса во Французской республике составляет 3 – 3,5 года.  

Развитие государственных финансов в соответствии с экономическим развитием Франции в последние десятилетия роль государственных финансов по аккумуляции и перераспределению национального дохода и общественного продукта усилилась.

Годы нахождения  у власти социал-демократов и антигосударственников-неолибералов  отмечены постоянным ростом доли государственных расходов и одновременным повышением  удельного веса обязательных отчислений в ВВП.

Государственные финансы Франции состоят из трех уровней формально автономных счетов, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Они включают в себя:

  1. Счета центрального правительства, куда входят:

– общий бюджет (государственный бюджет), объединяющий доходы и расходы правительства окончательного характера;

– так называемые дополнительные и присоединенные счета государственных предприятий и организаций;

– специальные счета казначейства.

Взятые в целом, эти три категории финансовых счетов составляют расширенный или централизованный бюджет правительства.

  1. Бюджеты местных органов власти.
  2. Бюджеты системы социального страхования.

Национальные счета Франции позволяют проследить движение совокупных доходных и расходных операций всех звеньев государственной финансовой системы. В целом за 1950–1990 гг. суммарные расходы во Франции выросли  в 7,2 раза при росте ВВП за этот период в 5 раз. Доля расходов администраций всех уровней в ВВП увеличилась за указанный период с 33 до 50%. Обязательные отчисления, т. е. часть первичных доходов, изымаемая всеми звеньями финансовой системы государства в виде налогов и социальных отчислений, росли в той же пропорции, что и государственные расходы, – с 28,3 до 44% к ВВП с 1950 по 1993 г. Увеличение масштабов перераспределения общественного продукта сопровождалось серьезными сдвигами в самой системе государственных финансов – изменением удельного веса бюджета центрального правительства и прочих ее звеньев. Среди развитых стран Запада Францию традиционно отличает специфическая структура ресурсов, перераспределяемых через каналы государственных финансов – больший удельный вес фондов социального страхования. Их доля в общей сумме обязательных отчислений выросла с 42,7% в 1980 г. до 44,5% в 1990 г., а в ВВП – с 12,8% в 1970 г. до 19,6% в 1992 г. Другой характерной чертой государственных финансов является увеличение роли местных бюджетов, т. е. произошло перемещение ресурсов внутри финансовой системы на местный периферийный уровень. К 1990 г. они достигли 9% ВВП против 5,6% в 1980 г. Это привело, в свою очередь, к увеличению доли местных отчислений в общей сумме обязательных отчислений (с 11,1% в 1980 г. до 13,5% в 1990 г.2. К концу 1990-х гг. дефицит бюджета представлял выраженную тенденцию к сокращению благодаря росту фискальных платежей и социальных взносов компаний, а также налоговых выплат физических лиц. Дефицит бюджета сократился за 1997–2000 гг. с 3,5 до 1,8%, государственный долг – с 59,3 до 57,6% ВВП. Падение доходов компаний и населения при одновременном расширении государственного потребления привело в 2001 г. к росту дефицита до 2,4%.

Лидирующие позиции на европейском и мировом рынках – именно такая характеристика экономики Франции в настоящее время. После структурного кризиса 1980-х годов развитие экономики Франции стало стабильным. Реальные темпы роста такого важного макроэкономического показателя, как ВВП, составили в 2008 году - 0,1%, в 2009 году - 2,5% и в 2010 году - 1,5%3.

Итак, современная экономика Франции представляет собой смешанную систему, в которой велика управляющая роль государства. Государственное регулирование играет очень важную роль в отношениях общества, производства и экономики. Большая доля государственного сектора, представленная в стратегически важных для экономики отраслях, таких как транспорт и нефтегазовая промышленность, что позволяет обеспечить хорошую занятость и социальную защиту населения.

Экономика Франции на современном этапе – это наглядная иллюстрация принципа прагматизма, согласно которому все существующие экономические теории должны работать в реальности. Используя именно такой подход к экономике, французы смогли добиться хорошего баланса между свободным предпринимательством и государственным регулированием.

      1. Направления развития кредитно-финансовой системы Франции

Финансовая система Франции включает в свой состав сферу государственных и местных финансов, финансы организаций. Каждая сфера включает в себя несколько звеньев: государственные и местные финансы – государственный и местные бюджеты, специальные фонды (бюджетные и внебюджетные), государственный кредит и кредиты местных органов власти; финансы организаций – финансы частных предприятий и финансы государственных корпораций, смешанных предприятий.

В стране все бюджеты формально обособлены. Бюджет каждой административной единицы утверждается соответствующим органом исполнительной власти. Государственный бюджет Франции является ведущим звеном финансовой системы. 80-85 % всех доходов и расходов финансовой системы приходится на госбюджет. Бюджет государства делится на два раздела:

1 – операции  окончательного характера, которые  подразделяются на текущие (гражданские и военные) и капитальные (гражданские и военные) расходы; эти операции составляют 90 % средств госбюджета;

2 – операции  временного характера; эти операции  составляют 10 % средств госбюджета.

Доходы государственного бюджета в основном формируются за счет налогов (95 %), среди них преобладают косвенные налоги. В совокупности косвенные налоги составляют  примерно 60 % доходов.

Расходы государственного бюджета тоже делятся на две части:

1 – текущие  расходы, куда относятся военные  расходы, связанные с содержанием военнослужащих, их обучением и материально-техническим обеспечением, социальные расходы, расходы на государственные предприятия, государственное управление;

2 – капитальные  расходы, куда относятся военные  расходы, направленные на строительство военных объектов, закупку военной техники, а также расходы на международную деятельность и др.

Важный инструмент управления государственными средствами через бюджетную систему – это бюджет. На долю бюджета Франции приходится около 80% расходов и доходов французской финансовой системы.

Центральный бюджет Франции делится на два раздела. 90% составляют операции окончательного характера, иными словами, безвозвратное финансирование. Эта часть расходов делится на гражданские, текущие, капитальные и военные расходы. Вторая часть бюджета Франции, составляющая всего 10% — это операции временного характера, иными словами, кредиты.

Государственный бюджет Франции, как правило, делится деньги каждый год в разных пропорциях. Если смотреть на ситуацию в целом, то наибольшую часть составляется финансирование среднего и высшего образования – более 27%. Вторая важная статься расходов – это оборона, на нее уходить чуть более 19% от общего бюджета. Социальным министерствам уходит до 17% бюджета. На транспорт, жилье и оборудование выделяется всего 10%. 3 % из бюджета выделяется на финансовые службы, сельское хозяйство и рыболовство, научные исследования и технологии.

Иностранные дела, культурные связи и прочие получают около 1% бюджетных денег.

Распределение бюджета этой страны регулируется статьями Конституции 1959 года. Также есть другие законодательные акты и декреты, касательно правил совершения операций с бюджетными средствами. Любопытно, что период подготовки, принятия и исполнения бюджета в этой стране занимает около трех лет. За исполнением бюджета ведется три контроля: административный, судебный и парламентский.

В 2014 году французский государственный бюджет предусматривает увеличение налоговой нагрузки. Особенный акцент правительство делает на процесс фискальной консолидации. Налоги в среднем по стране будут повышены на 0,2-0,3% ВВП. При этом государственные расходы на 2014 год во Франции сильно сокращены. В 2014 году Францию ожидает планируемое повышение налога на добавленную стоимость. Такие радикальные меры, по планам правительства, должны пополнить бюджет на шесть миллиардов евро.

Бюджет страны, а главное – его целевое расходование, показывает, какой внутренней политики придерживается современное государство. Изучив бюджет на предстоящий год, можно много спрогнозировать в будущем определенной страны.

Кроме того, в современной кредитно-финансовой системе Франции можно выделить пять категорий институтов4:

1) коммерческие банки - осуществляют все банковские операции: депозитные вклады, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование, платежные операции, прежде всего очень популярный во Франции оборот чеков, эмиссию ценных бумаг, срочные сделки и другие. Через свои дочерние структуры осуществляют ипотечное кредитование физических лиц, лизинговое, венчурное финансирование;

Информация о работе Финансовая система Франции