Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:36, контрольная работа
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
Финансовая система Японии
Государственный бюджет и его доходно-расходная часть
Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
Бюджетное устройство включает в себя два уровня:
· центральный бюджет
· местный бюджет
Бюджетная система сложна и многозвенна; в нее входят
1. общий счет центрального правительства
2. специальные счета центрального правительства
3. автономные бюджеты правительственных корпораций и финансовых организаций
4. государственная программа инвестиций и займов( так называемый второй бюджет)
5. общие счета местных бюджетов
6. специальные счета местных бюджетов
Главным считается общий счет центрального правительства, в него поступают все государственные налоги и из него финансируются важнейшие государственный программы (социальное обеспечение, образование, оборона и т.д.). специальные счета центрального правительства создаются целевым назначением законодательным путем. Каждый счет имеет свои собственные источники финансовых ресурсов, в том числе кредитные, автономные бюджеты правительственных корпораций - это организации, в которых весь капитал принадлежит правительству.
Государственная программа инвестиций и займов – план использования бюджетных и кредитных ресурсов государства для развития социальной сферы и выполнения экономических проектов. Объем программы и ее роль возрастает, так как некоторые функции, выполнявшиеся государственным бюджетом, в частности финансирование социальной инфраструктуры (жилищное строительство, водоснабжение) и ряда экономических проектов, перекладывается на эту программу, что дает основание квалифицировать ее как второй бюджет.
На рассмотрение и утверждение парламента представляются одновременно общий счет, специальные счета центрального правительства, автономные бюджеты правительственных корпораций, а также государственная программа инвестиций и займов.
Около 64% финансовых ресурсов
приходится на центральный бюджет.
В этом звене финансовой системы
сосредотачиваются крупнейшие доходы
и наиболее важные в политическом
и экономическом отношении
Органом, отвечающим за составление и исполнение государственного бюджета, является министерство финансов, а в местных органах власти – их финансовые управления.
Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока.
Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.
Налоговая система Японии
характеризуется
Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности.
Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет примерно 5,2 млн. человек. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.
Финансы местных оранов власти
Вторым звеном финансовой системы Японии являются финансы местных органов власти (префектур). В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет свой бюджет.
Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений.
Структура доходов местных органов власти Японии
В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это является принципиальной особенностью бюджетной системы страны.
Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти.
За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплаты различных пособий, пенсий.
Основная часть расходов местных финансов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством (финансирование муниципального строительства, бытовых учреждений, содержание полиции, суда и т.д.).
Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года, учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.
Специальные правительственные фонды
Еще одно звено в финансовой системе Японии составляют специальные правительственные фонды. Среди них следует отметить наиболее крупные:
· фонд системы страхования здоровья
· фонд почтового страхования жизни
· фонд страхования экспорта
· фонд компенсаций при автомобильных катастрофах.
Первоначальная задача этих фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий. Они приобретают значение резерва, к которому правительство Японии прибегает в условиях финансовых затруднений, то есть используются для повышения маневренности финансовой системы.
Поскольку во многих страховых и пенсионных фондах сумма страховых взносов значительно превышает страховые выплаты, разница остается в распоряжении государства и по существу является дополнительным видом налоговых изъятий.
Социальное страхование предусматривает страхование на случай безработицы, болезни, получения травм и инвалидности.
Особое внимание в Японии уделяется пенсионной реформе. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов.
Пенсионные фонды работников
государственных и
Страховые фонды формируются в основном за счет взносов застрахованных и предпринимателей, бюджетными же ассигнованиями покрываются административные расходы и часть страховых выплат по ряду фондов.
Финансы государственных предприятий
Финансы государственных
предприятий как звено
Государственные предприятия не участвуют в материальном производстве. В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования – проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи, с целью ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.
Главная особенность регулирования
государственных предприятий
Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования, программы использования прибыли.
Основные направления развития бюджетной политики 2011-2012 гг - Межбюджетные отношения.
Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010-2013 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров региональных бюджетов в ближайшие годы (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010-2013 годах, млрд. рублей
Показатель |
2010 год |
Темп роста к 2009г. |
2011 год |
Темп роста к 2010г. |
2012 год |
Темп роста к 2011г. |
2013 год |
Темп роста к 2012г. |
Доходы, всего |
5 831,9 |
98 |
6 157,7 |
106 |
6 428,6 |
104 |
6 963,0 |
108 |
в том числе: |
||||||||
налоговые и неналоговые доходы |
4 665,0 |
110 |
4 965,2 |
106 |
5 438,9 |
110 |
6 024,5 |
111 |
межбюджетные трансферты бюджетам других уровней |
1 166,9 |
79 |
1 192,5 |
102 |
989,7 |
83 |
938,5 |
95 |
Расходы, всего |
6 166,3 |
99 |
6 502,6 |
105 |
6 725,4 |
103 |
7 070,8 |
105 |
Дефицит |
-334,4 |
-344,9 |
-296,8 |
-107,8 |
В 2011 году поступление
налоговых и неналоговых
Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2011 году в сумме 344,9 млрд. рублей, в 2012 году – 296,8 млрд. рублей, в 2013 году – 107,8 млрд. рублей.
Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Вместе с тем, несмотря на признаки восстановления экономики и стабилизации собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания их негативных последствий.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
Консолидация ряда отраслевых субсидий позволит возложить большую ответственность за эффективное их использование на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Необходим также в целом тщательный анализ эффективности и целесообразности предоставления всех субвенций из федерального бюджета.
Действующая система разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.