Финансовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система Японии.docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

Финансовая система  Японии

Государственный бюджет и его доходно-расходная  часть

Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Доходы и расходы бюджета  имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. 

 Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

Бюджетное устройство включает в себя два уровня:

·        центральный бюджет

·        местный бюджет

Бюджетная система сложна и многозвенна; в нее входят

1.     общий счет центрального правительства

2.     специальные счета центрального правительства

3.     автономные бюджеты правительственных корпораций и финансовых организаций

4.     государственная программа инвестиций и займов( так называемый второй бюджет)

5.     общие счета местных бюджетов

6.     специальные счета местных бюджетов

Главным считается общий  счет центрального правительства, в  него поступают все государственные налоги и из него финансируются важнейшие государственный программы (социальное обеспечение, образование, оборона и т.д.). специальные счета центрального правительства создаются целевым назначением законодательным путем. Каждый счет имеет свои собственные источники финансовых ресурсов, в том числе кредитные, автономные бюджеты правительственных корпораций  - это организации, в которых весь капитал принадлежит правительству.

Государственная программа  инвестиций и займов – план использования бюджетных и кредитных ресурсов государства для развития социальной сферы и выполнения экономических проектов. Объем программы и ее роль возрастает, так как некоторые функции, выполнявшиеся государственным бюджетом, в частности финансирование социальной инфраструктуры (жилищное строительство, водоснабжение) и ряда экономических проектов, перекладывается на эту программу, что дает основание квалифицировать ее как второй бюджет.

На рассмотрение и утверждение  парламента представляются одновременно общий счет, специальные счета центрального правительства, автономные бюджеты правительственных корпораций, а также государственная программа инвестиций и займов.

Около 64% финансовых ресурсов приходится на центральный бюджет. В этом звене финансовой системы  сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы.

 Органом, отвечающим за составление и исполнение государственного бюджета, является министерство финансов, а в местных органах власти – их финансовые управления.

Доходная часть бюджета  Японии состоит из налоговых и  неналоговых поступлений. По сравнению  с другими странами доля неналоговых  поступлений в Японии достаточно высока.  

Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности.

Японское правительство  обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет примерно 5,2 млн. человек. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

Финансы местных оранов власти

Вторым звеном финансовой системы Японии являются финансы  местных органов власти (префектур). В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет свой бюджет.

Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему  местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Доходная часть местных  бюджетов состоит из налоговых и  неналоговых поступлений.

Структура доходов  местных органов власти Японии

В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это является принципиальной особенностью бюджетной системы страны.

Закон о местных налогах  определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти.

За счет средств местных  органов власти в Японии финансируется  развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы  на подготовку рабочей силы, выплаты различных пособий, пенсий.

Основная часть расходов местных финансов приходится на социальные мероприятия и управление местным  хозяйством (финансирование муниципального строительства, бытовых учреждений, содержание полиции, суда и т.д.).

Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года, учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.

Специальные правительственные фонды

Еще одно звено в финансовой системе Японии составляют специальные правительственные фонды. Среди них следует отметить наиболее крупные:

·        фонд системы страхования здоровья

·        фонд почтового страхования жизни

·        фонд страхования экспорта

·        фонд компенсаций при автомобильных катастрофах.

Первоначальная задача этих фондов – финансирование отдельных  целевых мероприятий. Они приобретают значение резерва, к которому правительство Японии прибегает в условиях финансовых затруднений, то есть используются для повышения маневренности финансовой системы.

Поскольку во многих страховых  и пенсионных фондах сумма страховых взносов значительно превышает страховые выплаты, разница остается в распоряжении государства и по существу является дополнительным видом налоговых изъятий.

Социальное страхование  предусматривает страхование на случай безработицы, болезни, получения травм и инвалидности.

Особое внимание в Японии уделяется пенсионной реформе. Базовая  пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных  предприятий и учреждений формируются из средств взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также самих предприятий и государственных дотаций.

Страховые фонды формируются  в основном за счет взносов застрахованных и предпринимателей, бюджетными же ассигнованиями покрываются административные расходы и часть страховых выплат по ряду фондов.

Финансы государственных предприятий

Финансы государственных  предприятий как звено финансовой системы Японии имеют свои особенности. Здесь сложилось четкое разграничение  сфер приложения капитала: частного –  в производственную сферу, государственного – в инфраструктуру.

Государственные предприятия  не участвуют в материальном производстве. В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования – проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи, с целью ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Главная особенность регулирования  государственных предприятий Японии в том, что за их работу отвечает не одна регулирующая инстанция, а целая  иерархия хозяев. У государственных  предприятий есть общий верховный хозяин – парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий.

Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники  финансирования, программы использования прибыли.

 

Основные  направления развития бюджетной  политики 2011-2012 гг - Межбюджетные отношения.

Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации на 2010-2013 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров региональных бюджетов в ближайшие годы (таблица 1).

Таблица 1 - Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010-2013 годах, млрд. рублей

Показатель

2010 год

Темп роста к 2009г. 
%

2011 год

Темп роста к 2010г. 
%

2012 год

Темп роста к 2011г. 
%

2013 год

Темп роста к 2012г. 
%

Доходы, всего

5 831,9

98

6 157,7

106

6 428,6

104

6 963,0

108

в том числе:

               

налоговые и неналоговые доходы

4 665,0

110

4 965,2

106

5 438,9

110

6 024,5

111

межбюджетные трансферты бюджетам других уровней

1 166,9

79

1 192,5

102

989,7

83

938,5

95

Расходы, всего

6 166,3

99

6 502,6

105

6 725,4

103

7 070,8

105

Дефицит

-334,4

 

-344,9

 

-296,8

 

-107,8

 

В 2011 году поступление  налоговых и неналоговых доходов  в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации оценивается в сумме 4 965,2 млрд. рублей или с ростом на 6 % к оценке 2010 года, в 2012 году – в сумме 5 438,9 млрд. рублей (с ростом на 10 %), в 2013 году – в сумме 6 024,5 млрд. рублей (с ростом на 11 процентных пунктов).

Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2011 году в сумме 344,9 млрд. рублей, в 2012 году – 296,8 млрд. рублей, в 2013 году – 107,8 млрд. рублей.

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Вместе с тем, несмотря на признаки восстановления экономики и стабилизации собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания их негативных последствий.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений  в 2011-2013 годах будет сосредоточена  на решении следующих задач:

  • корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;
  • формирование устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
  • совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Консолидация ряда отраслевых субсидий позволит возложить  большую ответственность за эффективное  их использование на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Необходим также  в целом тщательный анализ эффективности  и целесообразности предоставления всех субвенций из федерального бюджета.

Действующая система  разграничения полномочий между  Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.

Информация о работе Финансовая система Японии