Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:56, реферат
Анализ доходов и расходов государственного бюджета Японии, проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Специальные фонды и финансы государственных предприятий.
1. Бюджет центрального правительства Японии...........................................4
1.1. Бюджетный процесс.............................................................................4
1.2. Доходы государственного бюджета....................................................5
1.3. Расходы государственного бюджета...................................................9
1.4. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии....................12
2. Бюджеты местных органов власти............................................................14
3. Специальные счета Японии.......................................................................17
3.1. Специальные фонды............................................................................17
3.2. Финансы государственных предприятий...........................................18
Список литературы.........................................................................................21
1.3.
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
“Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.”[10; с.87]
С 1966 года по 1991 год расходы центрального правительства Японии увеличились в 18 раз (рассчитано по таблице 3). В этот период их удельный вес в ВНП вырос с 6,2% до 9,3% (см. табл.3).
Таблица 3
Удельный вес расходов центрального правительства
Японии в ВНП в 1966-1991 г.г. [10; с.204-205]
Год | ВНП, 1000 млн иен | Расходы центрального правительства, 100 млн иен | Доля расходов в ВНП, % |
1966 | 384186 | 23659 | 6,2 |
1971 | 827258 | 48923 | 5,9 |
1976 | 1711525 | 139146 | 8,2 |
1981 | 2603343 | 273723 | 10,5 |
1986 | 3396853 | 335332 | 9,9 |
1991 | 4596000 | 428275 | 9,3 |
Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности (см. табл.4).
Таблица 4
Структура расходов центрального правительства
Японии в 1971-1990 г.г. (среднегодовые показатели
по пятилетним периодам), % [3; с.32]
1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1985 | 1986-1990 | |
Капиталовложения | 21,2 | 20,1 | 18,1 | 14,0 |
Текущие расходы | 78,8 | 79,9 | 81,9 | 86,0 |
в т.ч.
|
2,5 |
2,9 |
3,2 |
3,5 |
|
7,1 | 9,2 | 10,0 | 10,8 |
|
6,8 | 8,1 | 8,6 | 9,1 |
|
48,4 | 50,9 | 51,1 | 52,6 |
из них: образование | 14,0 | 12,8 | 11,7 | 11,6 |
здравоохранение | 1,7 | 1,3 | 1,2 | 1,2 |
прочие соц. услуги | 4,3 | 4,6 | 4,7 | 4,8 |
|
28,4 | 32,2 | 33,5 | 35,0 |
|
21,5 |
24,9 |
27,5 |
29,0 |
|
14,0 | 8,8 | 9,0 | 10,0 |
ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн человек против 2 млн в 1993 году [6;с.97]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.
Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии [6; с.96]. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят.[6; с.97] К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти.[6; с.97]
Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%.[1; с.64]
В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические.[1; с.64] В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.
Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. (см. табл.5)
В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 году по сравнению с 1990 годом выросли на 10,4%, тогда как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в Германии на 33%, во Франции на 5%. [1; с.70]
Таблица 5
Военные расходы Японии, в % к ВВП [1; с.70]
Год | Япония | США | Англия | Германия | Франция |
1990 | 1,0 | 5,5 | 4,0 | 2,3 | 3,5 |
1996 | 1,0 | 3,5 | 2,8 | 1,4 | 3,1 |
Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу. В 1997/98 году их доля составила 21,7%. [1; с.68]
В конце 1997 года парламент Японии принял закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2000 году добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего.
Установлены
следующие показатели по расходам на
2000 финансовый год по сравнению с
1997 годом: увеличить расходы на социальное
обеспечение примерно на 6%, расходы
на поощрение науки и техники - на 5%; сохранить
в прежних размерах расходы на культуру
и образование, оборону, на мероприятия
в сфере энергетики, на поддержку малого
и среднего предпринимательства; уменьшить
расходы на предприятия общественного
сектора более чем на 7%, на правительственную
помощь развивающимся странам - на 10%, дотации
органам местного самоуправления - на
27%. [8; с.44]
1.4. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И
Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В 1997/98 году дефицит бюджета составил 5,9% ВВП.[1; с.68]
Поскольку
обычных доходов не хватает, дефицит
покрывается с помощью
В Японии с 1947/48 года по 1964/65 год закон запрещал использовать государственные займы для финансирования центрального бюджета, но и в этот период фактически такая практика имела место, так как часть расходов по государственному долгу, фиксировавшаяся в специальных счетах, покрывалась с помощью государственного кредита. с 1964/65 года запрет был снят и госкредитные поступления по займам стали отражаться в центральном бюджете.
В 1979/80 году доля доходов от госзаймов достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. [1; с.68] В связи с этим были приняты меры по уменьшению степени зависимости бюджетного финансирования из этого источника. В результате в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных доходах снизилась до 7,6%. [1; с.68] Однако в условиях обострившихся экономических трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 1996/97 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны. [5; с.121]
Расходы по госдолгу в этот период составили, согласно одному источнику, 21,7% [1; с.68] и 43,6% согласно другому [5; с.121]
Японские
власти объявили о мерах по приведению
своих финансов в соответствие с нормативами
Европейского экономического сообщества.
И, согласно реформе, дефицит бюджета должен
быть сокращен до 3% ВВП к 2003 году против
5,9% в 1997/98 году. [1; с.68] Кроме того, предполагается
“за тот же период свести к нулю
выпуск новых займов на покрытие финансового
дефицита”. [8; с.44]
2.
БЮДЖЕТЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. [10; с.56]
Доходная
часть местных бюджетов состоит
из налоговых и неналоговых
В
1990 году общие доходы местных органов
управления составили 80,41 трлн иен. Из
них собственные налоговые
Рис. 1 Структура доходов местных органов власти
Японии
в 1990 году
Данная диаграмма свидетельствует о том. что в Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от северо-американской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов.[7; с.296]
Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.
В местных налогах решающая роль принадлежит прямым налогам: в 1978 году на них приходилось 79% [9; с.334]; в 1990 году - 87,5% [7; с.297]
Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12.3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%. [12; с.57]
Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год. [12; с.57]
К прямым налогам относятся
и некоторые местные
Из
местных косвенных налогов
За
счет средств местных органов
власти в Японии финансируется развитие
производственной инфраструктуры, мероприятия,
связанные с ликвидацией
Кроме
того, через местные бюджеты
Таблица 6
Доходы и расходы местных органов власти
Японии в 1978-1990 г.г., трлн иен [10; с.59]
1978г | 1980г | 1983г | 1985г | 1988г | 1990г | |
Доходы | 39,13 | 46,80 | 53,46 | 57,47 | 68,01 | 80,41 |
в т.ч. за счет местных налогов | 12,24 | 15,89 | 19,84 | 23,32 | 30,12 | 33,45 |
Расходы | 38,35 | 45,78 | 52,31 | 56,29 | 66,40 | 78,47 |
Баланс (доходы минус расходы) | 0,78 | 1,02 | 1,15 | 1,18 | 1,61 | 1,94 |
Остаток от предыдущего года | 0,35 | 0,41 | 0,35 | 0,32 | 0,56 | 0,82 |
Реальный баланс данного года | 0,43 | 0,61 | 0,80 | 0,86 | 1,05 | 1,12 |