Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:26, лекция

Краткое описание

Известно определение: "финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий". В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Вложенные файлы: 1 файл

фин.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

- регулирование колебания курсов  государственных ценных бумаг;

- минимизацию стоимости технического  обслуживания долга;

- мотивирование и управление  персоналом, обслуживающим государственный  кредит;

- экономическое и административное  управление, мотивирование активности  дилеров по размещению этих  бумаг и др.

В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный  кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое  и социальное развитие государства.

Фонды страхования

Осуществление страхования по защите имущественных интересов, предупреждению и возмещению материального ущерба происходит за счет средств страхового фонда. Страховой фонд создается в форме резерва материальных или денежных средств. Его экономическая природа определяется отношениями производства и распределения материальных благ, а также объективно существующими противоречиями между человеком и природой. В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, выражаются разносторонние экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.

В условиях рыночной экономики наиболее приемлемы следующие организационные  формы страхового фонда:

централизованный страховой (резервный) фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме за счет общегосударственных ресурсов и  находится в распоряжении правительства. Создание общественных резервов в наибольшей степени связано с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением чрезвычайного ущерба (от стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий, экологических нарушений и т.п.) и в наименьшей степени - с факторами экономической несбалансированности и бесхозяйственности;

фонд самострахования создается  в децентрализованном порядке каждым самостоятельно хозяйствующим субъектом.

В сельскохозяйственном производстве через механизм самострахования  образуются семенные, продовольственные, фуражные и другие натуральные фонды, предназначенные для покрытия различных  убытков и частичного возмещения ущерба от стихийных бедствий.

Для свободных предпринимателей, коммерческих структур объективно возникает потребность  в создании фонда риска для  осуществления деятельности в условиях неблагоприятной экономической  конъюнктуры. Предприятия как самостоятельные  хозяйствующие субъекты несут имущественную  ответственность по всем обязательствам и в соответствии с Законом "О  предприятии и предпринимательской  деятельности", Положением "Об акционерных  обществах" обязаны создавать  страховой резервный фонд на покрытие собственных потерь и убытков  в размере не менее 15% Уставного  фонда. Средства данного фонда используются в первую очередь на преодоление  производственных срывов

и финансовых потерь. С позиций  экономической целесообразности временно свободные средства резервного фонда  должны

находиться в ликвидной форме (в виде депозитов в банках, акций,

финансовых обязательств и т.д.);

страховой фонд страховщика создается  непосредственно за

счет страховых взносов участников страхового процесса - страхователей: предприятий, учреждений, организаций  и отдельных 

граждан. Данный фонд выступает только в денежной форме и имеет строго целевой характер расходования средств (на возмещение ущерба и выплату  страховых сумм в соответствии с  правилами и условиями договора страхования).

Страховой фонд страховщика отличается значительной мобильностью, так как  позволяет достигать высокой  эффективности В

использования средств методом  раскладки убытков на всех участников создания страхового фонда.

Для выполнения принятых страховых  обязательств страховщик образует из полученных страховых взносов необходимые  для

предстоящих выплат страховые резервы. Страховщик возлагает на себя большую  ответственность за выполнение условий  договора страхования, он должен гарантировать  своевременное возмещение ущерба страхователю, а тот в свою очередь должен быть уверен в надежности, платежеспособности страховщика. Обеспечение финансовой устойчивости страховых операций возможно лишь при наличии у страховой  организации определенных резервных  фондов.

В основе функционирования страховых  фондов лежат следующие принципы: комплектность, многообразие организационных  форм, учет экономических интересов  всех участников страхового процесса. Через механизм формирования страховых  фондов появляются дополнительные стимулы  к накоплению денежного капитала, расширению страховых операций, созданию эффективного рынка страховых услуг.

Особенности финансов хозяйствующих  субъектов.

Финансы предприятий имеют определенный иерархический уровень и составляют основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы.

Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим  лицом организацию, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для юридического лица.

Представляется возможным назвать  финансами предприятий замкнутые  перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей (адаптации к изменению рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, ускорения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.) в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.

В условиях рынка финансы субъектов  хозяйствования представляют собой  денежные отношения, связанные с  формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы  формируются за счет таких источников, как собственные и приравнянные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).

Известна точка зрения, что финансовые отношения возникают при распределении  выручки предприятий. Приверженцы  этого подхода считают, что финансы  предприятий опосредуют процессы деления  выручки на составные части, имеющие  специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы и др.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, других затрат.

Основными группами затрат, образующих себестоимость продукции (работ, услуг) являются: материальные затраты, затраты  на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Конкретный перечень затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, утвержден По становлением Правительства РФ или Приказами Минфина (например, №115 от 19.10.1995 год). Этот состав затрат в конечном итоге определяет величину объекта налогообложения при налогообложении прибыли.

Прибыль от реализации продукции - это  разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную  стоимость (НДС) и акцизов) и затратами  на ее производство и реализацию.

Предприятие может иметь и другие виды прибыли:

- прибыль от реализации основных  средств и иного имущества  предприятия;

-доходы от внереализационных операций.

В состав доходов от внереализационных операций включаются:

- доходы, получаемые от долевого  участия в совместных предприятиях;

-доходы от сдачи имущества  в аренду;

- доходы по акциям, облигациям  и иным ценным бумагам, принадлежащим  предприятию;

- суммы, полученные в виде  экономических санкций и в  возмещение убытков;

- другие доходы от операций, непосредственно не связанных  с производством и реализацией  продукции.

Балансовая прибыль - это совокупность прибыли от реализации продукции, прибыли  от реализации имущества, доходов от вне реализационных операций, уменьшенная  на сумму расходов по ним.

Прибыль является главной формой денежных накоплений предприятий.

Прибыль - важнейший источник расширения и модернизации основных фондов предприятий, прироста собственных оборотных  средств, материального стимулирования работников, обеспечения социальных потребностей. Прибыль - важнейший источник доходов всех уровней бюджетной  системы.

Факторами роста прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, улучшение  ассортимента и качества продукции.

Государством установлены основополагающие принципы распределения прибыли  и очередность:

- выполнения обязательств по  оплате труда;

-выполнения финансовых обязательств  перед государством;

-стимулирования разработки новых  товаров, конкурентоспособных на  международных рынках;

- развития производства, капитальных  вложений, в том числе за счет  предоставления налоговых льгот.

Состав налогов и процентные ставки налогов устанавливают

Налоговый кодекс и другие нормативные  документы.

Предприятие может уплачивать следующие  основные виды налогов:

- федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль и др.);

- республиканские налоги и налоги  краев, областей, автономных образований  (налог на имущество предприятий,  плата за воду и др.);

- местные налоги (земельный налог,  налог на рекламу и др.).

Более подробно этот вопрос обсуждается  в параграфе, посвященном основам  налоговой системы.

Чистая прибыль предприятий - это  прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.

При финансовом менеджменте на базе прибыли предприятие может создавать  фонды, исходя из производственной целесообразности. При этом руководствуются принципами:

1) использования всей чистой  прибыли или ее части;

2) отражения операций по финансированию  работ и затрат, не включаемых  в себестоимость, по мере их  возникновения как использование  прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия (вне-фондовые финансовые отношения), без формирования специальных фондов для их финансирования;

3) создания специальных фондов (фонда накопления, фонда потребления)  как за счет прибыли предприятий,  так и за счет средств, полученных  из других источников (безвозмездные  пожертвования, средства бюджета,  средства централизованных фондов  вышестоящих организаций и добровольных  объединений).

Фонд накопления используется на приобретение и строительство основных средств производственного и непроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковским кредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР; расходы по уплате штрафных санкций; частично на подготовку и переподготовку кадров.

Фонд потребления используется на выплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи, выплату  надбавок пенсиям, а также премий, не связанных с производственными  результатами, на оплату медикаментов, путевок для работников членов их семей.

Первоначальное формирование производственных фондов происходит за счет Уставного  капитала.

Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при  создании предприятия для обеспечения  его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Источниками формирования Уставного  капитала могут выступать:

- бюджетные ассигнования;

- средства централизованных фондов  и резервов финансово-промышленных  групп, холдингов, ассоциаций, ведомств;

- акционерный капитал;

- вклады других предприятий  и др.

Производственные фонды - это совокупность основных и оборотных фондов. Кругооборот  этих фондов имеет различный характер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных средств  порождает различия в составе  денежных фондов, обеспечивающих этот кругооборот, порядке их образования  и использования.

Основные фонды включают строения и оборудование, которое многократно  используется в производственном процессе. Эти фонды постепенно в течении ряда производственных циклов переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию. Такой перенос стоимости обеспечивается амортизацией.

Информация о работе Финансовая система государства