Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа
Объект исследования – финансовая система как инструмент макрорегулирования экономики.
Предмет исследования – специфика формирования финансовой системы в Республике Беларусь.
Цель работы: изучение сущности и структуры финансовой системы страны.
Введение 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии группировки финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 5
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 11
3 Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 21
Заключение 25
Список использованных источников 26
В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья: 1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности; 2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности; 3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности; 4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности; 5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.
Среди перечисленных звеньев ведущее место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на государственной форме собственности. Это объясняется тем, что удельный вес государственных предприятий составляет в Республике Беларусь более 50 %. В перспективе по мере приватизации и разгосударствления собственности все большее значение будут приобретать финансы предприятий, основанных на негосударственных формах собственности [8, c. 138].
В 2011г. финансовое состояние организаций характеризовалось сочетанием как положительной динамики реальных объемов продаж и доли выручки, сокращения доли убыточных предприятий, так и отрицательных процессов, проявившихся в увеличении себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (Таблица 1).
Таблица 1 -Динамика финансовых результатов предприятий
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, млрд.руб. |
344 089,5 |
652 681,9 |
189,7 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млрд. руб. |
282 434,3 |
506 682,3 |
180,1 |
Прибыль, убыток (-) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд.руб. |
20 732,6 |
67 380,2 |
В 3,2р. |
Прибыль, убыток (-) до налогообложения, млрд.руб. |
20 124,1 |
53 872,2 |
267,7 |
Чистая прибыль, убыток (-), млрд.руб. |
13 840,4 |
40 715,3 |
294,2 |
Рентабельность реализованных товаров, продукции, работ, услуг, % |
7,3 |
13,2 |
х |
Рентабельность продаж, % |
6,0 |
10,3 |
х |
Количество убыточных организаций, % |
438 |
429 |
97,9 |
Удельный вес убыточных организаций в общем количестве организаций, % |
5,0 |
5,1 |
х |
Примечание – Источник: [9, таблица 3].
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций за 2011 г. в текущих ценах составила 652,7 трлн. рублей, или на 90 процентов больше, чем за январь-декабрь 2010 г. при росте средних цен в экономике на 119,6 %. За 2011 год сократилось число убыточных предприятий: убыточными были 429 организаций, или 5% от общего количества организаций, учитываемых в текущем порядке (за 2010 год – 438 организаций, или 5,1%). За 2011 год увеличились также рентабельность продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.
Подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляет некоммерческую деятельность, т. е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли (организации культуры, учреждения народного образования, здравоохранения и др.). Если такие учреждения в ряде случаев и получают доходы (например, государственные вузы за обучение сверхпланового контингента студентов), то они используются на развитие этих учреждений. Все затраты в учреждениях непроизводственной сферы, как правило, покрываются за счет бюджетных средств (за исключением жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, коммерческих страховых, кредитных и других учреждений).
Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды (включая фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит.
Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. С его помощью правительство республики концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов страны. С введением в 1992 г. новой налоговой системы основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан. В расходной части государственного бюджета преобладают прежде всего затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес занимают расходы на содержание аппарата управления и на оборону страны.
Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального и финансового положения страны.
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы. В случае если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.
В состав государственного бюджета Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны [10, с. 30].
В Таблице 2 представлен консолидированный бюджет Республики Беларусь в январе-сентябре 2010-2011 гг. (в сопоставимой структуре), в которой видна динамика, как доходов, так и расходов.
Таблица 2 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь в январе-сентябре 2010-2011 гг.
Январь-сентябрь 2010 г. |
Январь-сентябрь 2011 г | |||
Млрд.рублей |
В % ВВП |
Млрд.рублей |
В % ВВП | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. ДОХОДЫ - всего |
34 638,7 |
29,6 |
52 238,0 |
28,0 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
31 625,6 |
27,0 |
46 712,4 |
25,0 |
Подоходный налог |
3 709,7 |
3,2 |
6 124,1 |
3,3 |
Налог на прибыль |
4 107,0 |
3,5 |
6 158,9 |
3,3 |
Налоги на собственность |
1 321,9 |
1,1 |
1 910,2 |
1,0 |
НДС |
11 232,2 |
9,6 |
15 587,6 |
8,3 |
Акцизы |
3 183,9 |
2,7 |
3 868,7 |
2,1 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
3 912,7 |
3,3 |
9 301,8 |
5,0 |
1.2 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 941,9 |
2,5 |
5 424,3 |
2,9 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
37 157,3 |
31,8 |
47 754,9 |
25,6 |
2.1 Общегосударственные расходы |
7 695,2 |
6,6 |
8 257,1 |
4,4 |
2.2 Национальная оборона |
960,9 |
0,5 |
1 395,7 |
0,7 |
2.3 Судебная власть, правоохранительная
деятельность и обеспечение |
2 005,7 |
1,7 |
2 889,2 |
1,5 |
2.4 Национальная экономика |
8 964,9 |
7,7 |
9 547,2 |
5,1 |
2.5 Охрана окружающей среды |
190,0 |
0,2 |
306,1 |
0,2 |
2.6 Жилищно-коммунальные
услуги и жилищное |
2 742,3 |
2,3 |
3 589,0 |
1,9 |
2.7 Здравоохранение |
4 329,3 |
3,7 |
6 550,7 |
3,5 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
1 118,2 |
1,0 |
1 614,6 |
0,9 |
2.9 Образование |
5 596,8 |
4,8 |
8 824,8 |
4,7 |
2.10 Социальная политика |
3 554,0 |
3,0 |
4 780,6 |
2,6 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
37 157,3 |
31,8 |
47 754,9 |
25,6 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
27 513,2 |
23,5 |
40 256,6 |
21,6 |
Заработная плата |
7 906 |
6,8 |
12 812,3 |
6,9 |
Начисления на заработную плату |
2 106,8 |
1,8 |
3 415,1 |
1,8 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
821,5 |
0,7 |
2 094,5 |
1,1 |
Текущие бюджетные трансферты |
10 057,4 |
8,6 |
13 015,1 |
7,0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
8 733,3 |
7,5 |
8 050,5 |
4,3 |
Предоставление кредитов, ссуд, займов за вычетом погашения |
910,9 |
0,8 |
-552,1 |
-0,3 |
3. Дефицит (профицит) |
-2 518,6 |
-2,2 |
4 483,1 |
2,4 |
Финансирование |
2 518,6 |
2,2 |
-4 483,1 |
-2,4 |
Внутреннее финансирование |
-2 464,3 |
-2,1 |
-10 402,5 |
-5,6 |
Внешнее финансирование |
4 982,9 |
4,3 |
5 919,4 |
3,2 |
Примечание - Источник: [9].
Из таблицы видно, что по итогам 9 месяцев 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 52,2 трлн.руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50,8%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 28,0% ВВП (в январе-сентябре 2010 года-29,6% ВВП).
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2011 года в бюджет поступило 46,7 трлн.руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 47,7%.
Неналоговые доходы за 9 месяцев 2011 года сложились в сумме 10,4 трлн.руб. и по сравнению с 9 месяцами 2010 года увеличились на 84,4%.
В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе-сентябре 2011 года составили:
по налогу на
добавленную стоимость 15,6 трлн.руб.
(прирост поступлений к
по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 9,3 трлн.руб.(прирост 137,7%);
по налогу на прибыль 6,2 трлн.руб.(прирост 50,0%);
по подоходному налогу 6,1 трлн.руб.(прирост 65,1%);
по акцизам 3,9 трлн.руб.(прирост 21,5%);
по налогам на собственность 1,9 трлн.руб. (прирост 44,5%).
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011 года. Профинансированы в сумме 47,8 трлн.руб.(на 28,5% выше уровня января-сентября 2010 года).
Совокупность расходов консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011 года. Определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.
В этих условиях
в текущем году реализуется жесткая
бюджетная политика, направленная на
оптимизацию государственных
Расходы на национальную экономику увеличились на 6,5% и составили 9,5 трлн.рублей. Более 50% всех расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства.
Расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 16,2 трлн.руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они возросли на 19,2%.
Девальвация
белорусского рубля вызвала
Бюджет в январе-сентябре 2011 г. исполнен с профицитом в размере 4,5 трлн.руб.
Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, количество которых в последние годы значительно возросло. К числу основных внебюджетных фондов относятся: фонд социальной защиты населения; фонд содействия занятости; централизованный инновационный фонд; фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, фонд охраны природы, дорожный фонд и др.
По своим размерам отдельные внебюджетные фонды составляют внушительные размеры. Например, ежегодный объем фонда социальной защиты населения равен 25—30 % от суммы доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов вызвано рядом причин, и прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Порядок их образования и использования регламентируется соответствующим законодательством.
Важным звеном выступают финансы домашних хозяйств.
В 2011 году располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства составили 1144,9 тыс. рублей в месяц. Среднедушевые располагаемые ресурсы домашних хозяйств, проживающих в городах и поселках городского типа, превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домашних хозяйств в 1,2 раза и составили, соответственно, 1 203,2 тыс. рублей и 980,2 тыс. рублей в месяц.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились на 98,4 процента.
Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов [11, с.52].
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.