Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:04, контрольная работа
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам.
По определению, финансовая
система - это совокупность финансовых
отношений. По природе своей финансовые
отношения являются распределительными,
причем распределение стоимости
осуществляется прежде всего по субъектам.
Субъекты формируют денежные фонды
целевого назначения в зависимости от того,
какую роль они играют в общественном
производстве: являются ли непосредственными
его участниками, организуют ли страховую
защиту или осуществляют государственное
регулирование. Именно роль субъекта в
общественном производстве выступает
в качестве первого объективного критерия
классификации финансовых отношений.
В соответствии с ним в общей совокупности
финансовых отношений могут быть выделены
три крупные сферы: финансы предприятий,
учреждений и организаций; страхование;
государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются
звенья, причем группировка финансовых
отношений осуществляется в зависимости
от характера деятельности субъекта, оказывающей
определяющее влияние на состав и назначение
целевых денежных фондов. Этот критерий
позволяет выделить в сфере финансов предприятий
(учреждений, организаций) такие звенья,
как финансы предприятий, функционирующих
на коммерческих началах; финансы учреждений
и организаций, осуществляющих некоммерческую
деятельность; финансы общественных объединений.
В страховой сфере, где характер деятельности
субъекта предопределяет специфику объекта
страхования, в качестве звеньев выступают:
социальное страхование, имущественное
и личное страхование, страхование ответственности,
страхование предпринимательских рисков.
В сфере государственных финансов - соответственно,
государственный бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны,
образуя в совокупности единую финансовую
систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают
разные виды финансового распределения:
внутрихозяйственное - финансами предприятий,
внутриотраслевое - финансами предприятий,
комплексов, ассоциаций, межотраслевое
и межтерриториальное - государственным
бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою
очередь подразделяется на подзвенья
в соответствии с внутренней структурой
содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Так, в составе финансов предприятий, функционирующих
на коммерческих началах, в зависимости
от отраслевой направленности, могут быть
вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных,
торговых, транспортных предприятий и
т. д., а в зависимости от формы собственности
- финансы государственных предприятий,
кооперативных, акционерных, частных и
др. Отраслевые и экономические особенности
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах, оказывают существенное влияние
на организацию финансовых отношений,
состав формируемых денежных фондов целевого
назначения, порядок их образования и
использования.
В сфере страховых отношений каждое из
звеньев, представленное особой отраслью
страхования, подразделяется по видам
страхования. В составе государственных
финансов группировка финансовых отношений
внутри звеньев осуществляется в соответствии
с уровнем государственного управления
(федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы
является государственный бюджет. С его
помощью правительство концентрирует
в своих руках значительную часть национального
дохода, перераспределяемого финансовыми
методами. В этом звене сосредотачиваются
крупнейшие доходы и наиболее важные в
политическом и экономическом отношении
расходы. Бюджет тесно связан с другими
звеньями финансовой системы, выступает
координирующим центром и оказывает им
необходимую помощь в форме бюджетных
дотаций, субсидий, субвенций, гарантий,
обеспечивая более или менее нормальное
функционирование остальных звеньев финансовой
системы.
Еще одним важным звеном являются местные
финансы, роль и влияние которых повышается.
Центральную роль в этом звене играют
местные бюджеты, которые не входят в состав
государственного бюджета и имеют определенную
самостоятельность. Местные бюджеты служат
проводником социальной политики центральных
властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно
центральными, а в отдельных случаях местными
властями. Наиболее распространенными
источниками формирования этих фондов
являются налоги, отчисления из бюджета,
специальные взносы.