Финансовая система, ее состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2.Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура 5
1.1. Что такое финансовая система 5
1.2. Структура финансовой системы и ее состав 6
Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы 12
2.1. Финансы хозяйствующих субъектов 12
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их характеристики 18
2.3. Финансы домашних хозяйств и их характеристики 23
2.4. Государственный кредит 27
Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее
развития 30
3.1. Особенности финансовой системы в РФ 30
3.2. Перспективы развития финансовой системы в РФ 33
Заключение 42
Список используемой литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

фин сис 2009.doc

— 951.00 Кб (Скачать файл)

Каждая из перечисленных организационно – правовых форм деятельности некоммерческих организаций отличается своей спецификой. Она обусловлена целью создания некоммерческой организации, правовым статусом ее участников и их имущественными правами в отношении созданной организации, порядком формирования уставного фонда, наличием и формой ответственности участников по обязательствам организации, наличием права осуществления предпринимательской деятельности, видами денежных доходов, поступлений и накоплений.

Таким образом, на вопрос о составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы индивидуальный предпринимателей.

2.2. . Государственные и муниципальные финансы и их характеристики

Государственные и муниципальные  финансы представляют собой сферу денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы являются объективными по своей природе и наличие сферы стоимостного распределения и перераспределения с участием государства обусловлено потребностями общественного хозяйства. Для организации бесперебойного кругооборота ресурсов и товаров в масштабах всего производства, для обеспечения функционирования непроизводственной сферы общественного хозяйства, для обеспечения безопасности и обороноспособности, покрытия издержек государственного управления, необходима аккумуляция финансовых ресурсов в распоряжении государства, которое реализует все названные функции.

Основными факторами, влияющими  на уровень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются: уровень развития экономики; цели и задачи финансовой политики, определяющие пропорции и приоритетные направления использования финансовых ресурсов; исторические и национальные традиции страны; внешнее положение государства.

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется через систему фондов денежных средств – в формах бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.

Бюджеты, формируемые в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, имеют многоцелевой характер. Они используются для финансового обеспечения всех задач и функций, возложенных на государство, в том числе, обеспечения экономического роста; соблюдения макроэкономического равновесия с устранением отраслевых и территориальных диспропорций в развитии экономики; регулирования экономической конъюнктуры и деловой активности хозяйствующих субъектов; содержания непроизводственной сферы; обеспечения социальной защиты отдельных категорий населения; сохранения среды обитания; осуществления международного сотрудничества и участия в международном разделении труда и т.д.

Таким образом, бюджеты выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых на удовлетворение разнообразных общественных потребностей.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для реализации отдельных общественно значимых социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды могут быть предназначены для реализации гарантируемых конституционных прав граждан на социальное обеспечение, на проведение природоохранных мероприятий и защиту окружающей среды, на осуществление мероприятий в области научно-технического развития и т.п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления вне их бюджетов, для финансирования отдельных общественных потребностей.

Помимо бюджетов и  внебюджетных фондов, действующий бюджетный механизм предусматривает и иные формы образования и расходования денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления:

  • Целевые бюджетные фонды образуются в составе бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или поступлений. Они используются по отдельной смете, с финансированием задач и функций, обусловленных предназначением фондов.
  • Резервные фонды создаются в составе расходной части бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения задач и осуществления мероприятий чрезвычайного или специального характера.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и в государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов  государственной власти различных  уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, мобилизуемые в государственных внебюджетных фондах, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти различных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов. [7]

Муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты муниципальных образований, в соответствии с действующим законодательством.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций и задач, возложенных на органы государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов.

Денежные средства, перечисляемые  из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, являются расходами бюджетов; денежные средства, направляемые из государственных внебюджетных фондов, представляют собой расходы этих фондов. Таким образом, государственные расходы включают расходы бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходы государственных внебюджетных фондов.

Муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований.

Неиспользованные в  процессе исполнения бюджетов доходы выступают в форме денежных накоплений органов государстве иной власти и органов местного самоуправления. Денежные накопления отражаются в виде остатков на счетах соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, учитываемых после завершения операций по принятым обязательствам истекшею финансового года. Остатки средств не подлежат изъятию и используются па покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджетов очередного года, на финансирование дефицитов бюджетов, на осуществление заемных операций и т.д.

Государственное и административно – территориальное устройство Российской Федерации предопределяет соответствующую организацию государственных и муниципальных финансов и их состав, схема представлена на рисунок. 4.

Рисунок 4. Состав государственных и муниципальных финансов России.

Федеральные финансы призваны обеспечить финансовую основу деятельности федеральных органов власти. Они включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ. Согласно Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов имеют следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Региональные финансы обеспечивают финансовую основу деятельности региональных органов власти (органов государственной власти субъектов РФ). Они состоят из региональных бюджетов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов РФ включают разные виды бюджетов: республиканские бюджеты республик, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, окружные бюджеты автономных округов, областной бюджет автономной области, городские бюджеты городов федерального значения. К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Местные финансы являются финансовой основой деятельности местных органов власти. Действующее законодательство не предусматривает полномочий местных органов власти по формированию муниципальных внебюджетных фондов. В составе местных финансов учитываются различные виды местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.

2.3. Финансы домашних хозяйств и их характеристики

Финансы домашних хозяйств представляют собой отдельную сферу денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений домашних хозяйств. Они являются составной частью финансовой системы государства.

Финансовые взаимосвязи  домашних хозяйств характеризуются значительным разнообразием. В их составе выделяются следующие взаимоотношения:

  • с работодателями в связи с оплатой труда и иными выплатами аналогичного характера;
  • с хозяйствующими субъектами в связи с формированием смешанных доходов;
  • между членами хозяйства в связи с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений;
  • между членами хозяйства в связи с наследованием денежных доходов и накоплений, их передачей или отчуждением в пользу третьих лиц;
  • с другими домашними хозяйствами по совместному формированию и использованию денежных доходов, поступлений и накоплений;
  • с кредитными организациями в связи с привлечением потребительских кредитов и размещением сбережений домашних хозяйств на депозитные счета;
  • со страховыми организациями по поводу личного страхования членов домашних хозяйств и их имущества;
  • с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу уплаты налогов и сборов, получения социальных трансфертов и т.п.

Перечисленные виды взаимоотношений  образуют в совокупности содержание финансов домашних хозяйств.

Финансы домашних хозяйств имеют выраженную организацию только во взаимоотношениях домохозяйств с государством по поводу уплаты налогов, финансирования различных социальных выплат, а также, с кредитными и страховыми организациями. По всем остальным направлениям деятельности домашние хозяйства самостоятельно принимают решения по формированию и использованию своих денежных доходов, поступлений и накоплений.

  • Домашние хозяйства являются исключительно неоднородными по своему внутреннему составу, что непосредственно отражается на содержании финансовых взаимосвязей с их участием. По данным последних переписей населения в России всего насчитывается примерно 50 млн. домашних хозяйств, в том числе 40 млн. семейных и около 10 млн. домашних хозяйств лиц, не имеющих семьи или утративших с нею связь.

Основным видом домашних хозяйств являются хозяйства — резиденты той или иной территории, имеющие немногочисленный состав. Однако к домашним хозяйствам причисляют также коллективные хозяйства, состоящие из лиц постоянно или в течение длительного времени проживающих вне дома.

Как любые финансовые отношения, финансы домашних хозяйств, функционируют посредством денежных доходов и расходов.

Формирование денежных доходов домашних хозяйств характеризуется  посредством различных показателей  совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Совокупные доходы определяются суммированием денежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов.

Номинальные доходы характеризуют доходы домашнего хозяйства за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости. Начисленные доходы характеризуются величиной причитающихся к выплате доходов, фактически полученные – образуются после выплаты доходов, включая погашение задолженности прошлого периода.

Реальные доходы представляют собой денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полученных доходов. Реальные доходы определяются количеством товаров и услуг, которые реально могут быть приобретены населением и отражают действительный уровень жизни населения и благосостояния домашних хозяйств, возможности удовлетворения материальных и нематериальных потребностей населения.

Денежные доходы домашних хозяйств классифицируются по источникам их формирования и представлены в таблице 1.[8]

Таблица 1. Состав денежных доходов  населения РФ, (млрд. руб.)

Наименование доходов

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Денежные доходы - всего

8900,5

10976,3

13819,0

17290,1

21311,4

25561,2

в том числе:

           

доходы от    предпринима-тельской    деятельности

1066,9

1285,5

1580,3

1915,1

2133,8

2547,6

оплата труда

5691,9

7137,9

8782,1

11237,1

14381,9

17523,8

  социальные выплаты

1253,4

1407,4

1755,6

2080,4

2477,7

3283,7

доходы от    собственности

694,5

904,2

1424,6

1720,7

1892,6

1693,8

другие доходы

193,8

241,3

276,4

336,8

425,4

512,3

Информация о работе Финансовая система, ее состав и структура