Финансовая система и финансово-кредитный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Понятие финансовой системы.
Финансовая система– это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, форм и методов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2,Тема 4.docx

— 164.07 Кб (Скачать файл)

Тема 2.Финансовая система и финансово-кредитный механизм

Вопрос 1. Понятие финансовой системы.

Финансовая система– это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, форм и методов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.

Финансовая система– совокупность способов накопления финансовых ресурсов, включающая соответствующие учреждения (государственные финансовые органы, соответствующие службы предприятий и учреждений, банки, налоговые службы и т.п.)

Финансовая система включает в себя следующие звенья:

  • Государственную бюджетную систему;
  • Внебюджетные специальные фонды;
  • Государственный кредит;
  • Фонды страхования;
  • Финансы предприятий различных форм собственности.

Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Децентрализованные– на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.

Вопрос 2.Сферы и звенья финансовой системы.

Финансовая система - это совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

1.общегосударственные финансы;

2.финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);

3.финансы населения.

Звенья первой сферы - относятся централизованные финансы (общегосударственные финансы) используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

Звенья второй сферы - относятся децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов) поскольку именно в этой сфере формируются преобладающая доля финансовых ресурсов. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе. Состав и классификация финансовой системы РФ по сферам и звеньям приведены на рис. 2.

1.Общегосударственные финансы - одна из самых крупных сфер финансовой системы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства

Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования.

1.1.Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым ее парламентом как закон. Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, укрепление обороны страны и содержания органов государственной власти и управления с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влияет на темпы и уровень развития общественного производства.

1.2.Государственные внебюджетные фонды- денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению. С помощью целевых государственных внебюджетных фондов можно влиять на экономическое развитие регионов путем финансирования отдельных хозяйственных мероприятий. К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

1.3Государственный кредит представляет собой аккумулированные государством временно свободные денежных средства предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов.

К формам государственного кредита относятся: государственный займ и государственный долг.

Государственные займы - это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами.

Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и выплаченным по ним процентам.

1.4.Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

2. Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные общества, частные, арендные и др.) составляют основу финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, юридическими лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.Т.о., в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы: коммерческие организации, некоммерческие.

2.1. Финансы коммерческих  организаций - это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

2.2. Финансы некоммерческих  организаций - это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации.

3.Финансы населения (домашних хозяйств) - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства.

Вопрос 3. Организационные основы функционирования финансовой системы РФ.

Вмешательство в экономику превратилось в одну из основных функций государственного бюджета. Формы такого вмешательства различны. В условиях политики «экономики предложения» наряду с прямыми методами вмешательства широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса и т.д.

Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.Оно делает это с помощью мер бюджетной политики, в основном изменяя государственные расходы и налоги.

Фундаментальная цель бюджетной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. Положительный бюджетный избыток называется бюджетным профицитом, отрицательный – бюджетным дефицитом.

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования финансового рынка в России. Основными направлениями государственного регулирования являются:

  • - политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
  • - налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
  • - участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
  • - законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

Политика Центрального Банка РФ распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:

  • - учетная политика;
  • - регулирование нормы обязательных резервов;
  • - операции на открытом рынке;
  • - прямое воздействие на кредит.

Один их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок.

Другим регулирующим методом является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:

- приобретение части кредитных  институтов государством путем национализации;

- организация новых учреждений как дополнение к частным;

- долевое участие государства  путем приобретения акций кредитно-финансовых  учреждений и, таким образом, создание  смешанных институтов.

Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы.

Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые Правительством РФ, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются Центральный Банк РФ и Министерство финансов РФ. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.

Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании (особенно компании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования как правило выступает министерство. Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4.Структура и функции Министерства Финансов РФ.Министерство финансов — это в РФ федеральный орган исполнительной власти; обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Основные задачи Минфина РФ:

а) разработка и реализация стратегических направлений единой финансовой политики;

б) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

в) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование;

г) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Минфин РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства.

Положением о Министерстве финансов РФ определена следующая структура:

1) Глава Министерства финансов .Назначается и освобождается от должности Президентом РФ.

Информация о работе Финансовая система и финансово-кредитный механизм