Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:07, контрольная работа
Рыночная экономика при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.
Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЕВ………………………………………………………….3
1.1 Общие теоритические положения финансов и финансовой системы…………………………………………………………………………….3
1.2 Финансовая система и ее звенья………………………………………7
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ……………………….10
2.1 Государственный бюджет……………………………………………10
2.2 Внебюджетные фонды………………………………………………..12
2.3 Государственный кредит……………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….20
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием Российской Федерации как закон.
В соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России в настоящее время включает три звена:
- республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;
- бюджеты
национально-государственных и административно-
- местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Федеральный бюджет. Он формируется для выполнения общих функций государства. Ресурсы федерального бюджета используются на:
- финансовое обеспечение государственных целевых программ;
- осуществление государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций;
- содержание вооруженных сил;
- охрану границ;
- содержание органов управления;
- обеспечение осуществления мероприятий на общероссийском уровне по стабилизации экономики
- развитие социальной сферы
- выполнение международных экономических и политических соглашений.
Мобилизуемые средства бюджетов субъектов Федерации расходуются на выполнение субъектами Федерации своих государственных функций. Также к направлениям потребления финансовых ресурсов данного уровня относятся:
- создание условий для развития производства;
- развитие социальной направленности экономики;
- поддержание и повышение социальной защищенности граждан республики;
- обеспечение прав и свобод, гарантированных конституцией.
Местные бюджеты. В настоящее время наблюдается повышение роли местных бюджетов, это связано с ростом масштабов местного хозяйства, что ведет к расширению и усложнению функций местных органов власти. Важную роль местные бюджеты играют в:
- регулирование экономических процессов;
- размещение производительных сил;
- повышение конкурентоспособности продукции местных производителей;
- создание территориальной инфраструктуры;
- финансирование воспроизводства трудовых ресурсов;
- реализации социальных программ.
2.2 Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды являются одним из важнейших звеньев бюджетной системы любой страны с рыночной экономикой. Начало их формирования совпало с периодом перехода РФ к новым экономическим отношениям и юридически оформлено принятием Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время основные положения формирования и деятельности внебюджетных фондов содержатся в Бюджетном кодексе РФ.
По разным оценкам, количество формируемых в РФ внебюджетных фондов достигает нескольких десятков. В связи с этим актуальным представляется вопрос об их классификации. Существует несколько критериев классификации внебюджетных фондов, в частности:
- в зависимости от субъектов, которые определяют порядок формирования и использования фондов, все они делятся на государственные (федеральные) и фонды субъектов РФ;
- по социальноэкономическому содержанию (в зависимости от целевого назначения) выделяют фонды экономические и социальные;
- по способу образования фонды подразделяются на фонды, выделенные в составе бюджетов, и фонды, имеющие автономное управление;
- по характеру использования в материальных отраслях народного хозяйства существуют фонды технологического развития и фонды поддержки отраслей;
- по источникам и механизму формирования ресурсов различаются внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от фонда оплаты труда и имеющие налоговый характер, за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утвержденному нормативу, за счет прочих источников.
Наиболее важное значение принадлежит государственным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.
Бюджетное законодательство формулирует общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
- социальное обеспечение по возрасту;
- социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
-социальное обеспечение в случае безработицы;
- охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
Государственными внебюджетными фондами РФ являются: Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Имеются общие черты, присущие всем этим внебюджетным фондам:
- все они контролируются государством;
- отчисления в них производятся от всех сумм оплаты, выплаченной работникам, как в денежном виде, так и в натурально вещественном, как за счет себестоимости, так и за счет чистой прибыли;
- самое главное, что все эти фонды по своей экономической природе являются страховыми, т.е. внесенные в них суммы страховых взносов являются в принципе возвратными – работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы, тем самым страхуют их. Формы страховых случаев, см. таб.1
Таблица 1
Формы страховых случаев
Фонд |
Случаи |
ПФ РФ |
наступление пенсионного возраста или получение инвалидности, момент начала выплаты соответствующей пенсии |
ФФОМС |
момент обращения застрахованного в медицинское учреждение за бесплатной медицинской помощью |
ФСС РФ |
момент болезни и необходимость оплаты листка нетрудоспособности или санитарно-курортного лечения, а также пособия по беременности и родам |
При не наступлении страхового случая для конкретного гражданина начисленные суммы организации не возвращаются (как это бывает частично при добровольном страховании), а перераспределяются государством в пользу нуждающихся в конкретной социальной помощи.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
- обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными соответствующими законами. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов возложено на Федеральное казначейство РФ.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс устанавливает порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой.
Особенностями внебюджетных фондов является то, что они:
- вводятся органами государственной власти и имеют строгую целевую направленность;
- их денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- фонды формируются преимущественно за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;
- средства фондов являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и других фондов и не могут изыматься на цели, прямо не предусмотренные законом;
- средства фондов расходуются по распоряжению правительства или уполномоченного им органа (Правления фонда);
- из фондов могут осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Механизм формирования фондов, предусматривающий получение их доходов от относительно надежной облагаемой базы – фонда оплаты труда, что объективно способствует обеспечению привлечения необходимых финансовых ресурсов в фонды. При ежемесячных отчислениях от фактически начисленного фонда оплаты труда происходит самоиндексация доходов фондов. Такой механизм особенно эффективен в период нестабильной экономики, высокой инфляции, при большом бюджетном дефиците, поскольку и в неблагоприятных экономических условиях позволяет мобилизовать необходимые средства для решения важных социальных проблем.
2.3 Государственный кредит
Государственный кредит — совокупность
экономических отношений, складывающихся
между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими л
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
- поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
- регулирование макро- и микроэкономических процессов;
- воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный кредит тесно связан
с категорией государственного долга. Увеличение
заимствований государством ведет к росту
государственного долга. Под государственным
долгом Российской Федерации понимаются
ее долговые обязательства пере
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:
Информация о работе Финансовая система и характеристика ее основных звеньев: государственные финансы