Финансовая система и характеристика её звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 05:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследовать финансовую систему РФ.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «финансовая система»;
- охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы РФ;
- показать взаимосвязь всех элементов финансовой системы страны.
Объект исследования: финансовая система РФ, ее сферы и звенья.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….... 3
Глава 1 Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства …………. ………………. 5
Сущность финансовой системы .………..…………………. 5
1.2 Структура финансовой системы и
принципы ее построения ………………...………………..... 10
1.3 Характерные черты финансовых систем
развивающихся стран ………………………………………. 16
1.4 Формирование финансовой системы в России…………….. 19
Глава 2 Финансовая система РФ.
Характеристика её основных звеньев .……………………... 22
2.1 Современная структура финансовой системы РФ…………. 22
2.2 Общегосударственные финансы ……………...……………. 23
2.3 Финансы страхования ………………………………………. 29
2.4 Кредитно-банковская система ……………………………… 31
2.5 Система государственных финансовых институтов………. 33
2.6 Финансы хозяйствующих субъектов,
как основа финансовой системы страны...………………… 35
Заключение ……………………………………………………………… 41
Список нормативных актов и литературы ………….…………

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 132.18 Кб (Скачать файл)

- распределение  и перераспределение валового  внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;

- обеспечение  взаимодействия между государственными  органами управления, хозяйствующими  субъектами и населением в  процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных де-

нежных фондов.

При этом имеется в виду, что предназначенность финансовой системы заключается в установлении такого количественного и качественного взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы.

Часть экономистов (Л.А. Дробозина, В.М.Родионова) считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную. При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление.

Таким образом, финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее

совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и

финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства. Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

 

1.2 Структура финансовой системы

и принципы ее построения

 

Основным принципом построения финансовых систем является фискальный федерализм (в интересах казны). Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

- экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

- формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

- взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

- доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты.

В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы и звенья.

Основные элементы финансовой системы:

- совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

- совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

- система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Структурообразующими признаками  выделения отдельных сфер финансовых отношений являются:

- Характер финансовых отношений возникающих в процессе удовлетворения личных, коллективных, общественных потребностей;

- Различие участия отдельных экономических  агентов в образовании, распределении и перераспределения внутреннего валового продукта, формирования и использования доходов;

- Специфические формы и методы образования и использования доходов, присущие группам аналогичных экономических агентов;

- Характер взаимосвязей в процессе финансовых отношений.

С этих позиций в финансовой  системе выделяются три сферы финансовых отношений:

- финансовые  отношения, возникающие у хозяйствующих  субъектов;

- отношения, возникающие у различных групп  населения;

- финансовые  отношения, возникающие у государства.

Наличие этих трех сфер предопределяет структуру финансовой системы, включающую подсистемы и входящие в них звенья.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.  

Принципами выделения подсистем и звеньев в структуре финансо-

вой системы являются:

- наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;

- функциональное назначение каждой подсистемы, обеспечивающей финансирование затрат по достижению своих целей, специфических у хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения  капитала),  населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных).

- единство и взаимодействие, подсистем, предопределяемые общностью источника первичных доходов, необходимостью перераспределения для обеспечения функций государства, расширенного воспроизводства и жизнедеятельности общества, пропорций финансовых балансов.

Все подсистемы и входящие в них звенья взаимообусловлены и взаимосвязаны в финансовой системе. При этом каждая из подсистем  имеет четкую функциональную направленность.

Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования. Структура, функции, взаимосвязи звеньев, элементов финансовой системы различных стран обладают определенным своеобразием и зависят от экономического и политического строя государства. Так в финансовой системе унитарных государств выделяется двух уровневая система, а в федеративных – трех уровневая.

В странах с централизованно управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих

согласно законам рынка.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных и децентрализованных финансов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы. В финансовой системе они занимают определяющее положение, так как: обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги; образуют основную массу финансовых ресурсов страны

Децентрализованные финансы формируются вне государственных и муниципальных финансов на уровне различных предприятий, организаций, домохозяйств и отдельных граждан. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д.

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.6

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего, на инвестиционные цели.

В состав централизованных финансов включают государственный

бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, регинальном, местном).

Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются соответствующими уровню государственного управления органами власти. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, разного рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются за счет специальных целевых отчислений и используются для финансирования отдельных целевых мероприятий, программ.

Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов. Кредит помогает формированию дополнительных финансовых ресурсов государства и облегчает решение общегосударственных задач.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов.

Применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством: вмешательство в экономику; поддержание государственного аппарата управления; правоохранительные органы и судоустройство; медицина, здравоохранение и образование; оборона страны.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдель-

ных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом (в процентах):

Расходы:

- на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей (40-50%);

- на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ (10–20%);

- на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам (10–20%);

- Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочее (5–10%);

- Платежи по государственному долгу (7–8%).

Доходы:

- Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) (75–85%);

- Налоговые поступления:доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике государственной торговли (5–8%);

- Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхование от безработицы (10–12%).7

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами - внутренними и внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банка.

Большинство развитых стран имеют опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Однако дополнительная эмиссия может привести к инфляционному взрыву. Поэтому в целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок предохранитель: конструктивно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти.

Из представленной структуры финансовой системы очевидно, что это понятие весьма и весьма обширное и всеохватывающее. Финансовая  система должна обеспечивать сбалансированное движение стоимостных и натурально-вещественных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта и рабочей силы. Достижение и поддержание должной сбалансированности обеспечивается эффективным функционированием относительно автономных финансовых подсистем, каждой из которых присущи свои специфические особенности и закономерности образования, накопления и использования финансовых ресурсов.

Информация о работе Финансовая система и характеристика её звеньев