Финансовая система республики Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Финансы выражают отношения экономического базиса - ту часть производственных отношений, которая связана с планомерным формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для расширенного воспроизводства и динамичного развития экономики финансы занимают особое место в экономических отношениях. Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе.

Содержание

1. Сущность и функции финансов.
2. Финансовая система и ее субъекты.
3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция.
4. Государственный бюджет: пути формирования и использования.
5. Бюджетный дефицит и государственный долг.
6. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики.
7. Анализ бюджетной политики Узбекистана.

Вложенные файлы: 1 файл

referat.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Финансовая  система Республики Узбекистан 

    1. Сущность и функции финансов. 
    2. Финансовая система и ее субъекты. 
    3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция. 
    4. Государственный бюджет: пути формирования и использования. 
    5. Бюджетный дефицит и государственный долг. 
    6. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики. 
    7. Анализ бюджетной политики Узбекистана. 

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ  ФИНАНСОВ

     Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений  выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Финансы выражают отношения экономического базиса - ту часть производственных отношений, которая связана с планомерным формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для расширенного воспроизводства и динамичного развития экономики финансы занимают особое место в экономических отношениях. Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе.

     Финансы - обобщающая экономическая категория, которая характеризует процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе.

     Сущность  финансов, закономерности их развития и роль определяются экономическим строем общества, а также природой и функциями государства. Финансовые отношения опосредуют процесс общественного товарного производства. Областью возникновения и функционирования финансов является 2-я стадия воспроизводственного процесса - распределение валового внутреннего продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Значит, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

     В распределении фонда денежных средств  участвует совокупность экономических  категорий. Однако специфической особенностью финансов является то, что материальными  носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это специфическая форма движения денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и Других потребностей общества.

     Финансовые  ресурсы используются в фондовой, либо нефондовой формах. В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает форму, государство использует фондовую форму, что является целесообразным для интересов общества в целом, так как это:

     - позволяет теснее увязать удовлетворение  любой потребности с экономическими  возможностями общества;

     - обеспечивает концентрацию ресурсов  на основных направлениях развития общественного производства;

     - дает возможность полнее увязать  общественные, коллективные и личные  интересы и тем активнее воздействовать  на производство.  

     Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового общественного продукта и национального дохода.

 

     Характерными  чертамисовременных финансов являются следующие:

     1) денежная форма; 

     2) распределительный характер отношений;

     3)распределение  валового внутреннего продукта (в  денежном выражении) через финансовые  ресурсы, которые функционируют  в фондовой либо нефондовой  формах.

     Сущность  финансов проявляется в их функциях. Функции финансов - это специфический способ выражения присущих финансам свойств.

     Распределительная функцияпроявляется в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой.

     Распределительная функция проявляется в первичном  распределении стоимости созданного экономического продукта и формировании первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики.

     Финансовые  методы распределения распространяются на физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного процесса, на все уровни управления экономикой. Он проявляется на общенациональном уровне, на уровне отдельных регионов, на местном уровне.

     Контрольная функцияпроявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.

     Через контрольную функцию можно узнать, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они используются. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. 
 
 
 

2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА  И ЕЕ СУБЪЕКТЫ

     Финансы выражают экономические общественные отношения. Отношения проявляются  по-разному, имеют свою специфику. Специфические  особенности финансовых отношений позволяют объединить их в сферы.

     Каждая  сфера финансовых отношений имеет  звенья.

     Взаимосвязь сфер и звеньев  финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую систему страны.

     Финансовая  система- это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в финансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних хозяйств, однако финансовые связи и потоки в рыночной экономике не обходятся без них.

     Финансовую  систему можно представить в  виде следующей схемы (схема 1).

     Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распре- деляется таким образом, что удовлетворяются их потребности в различных финансовых ресурсах. 

Схема 1 

 

     Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет важную роль в регулировании экономики, в развитии социально- культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении без- опасности страны и граждан.

     Развитие  рыночных отношений, базой которых  является частная собственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С развитием товарного производства возникает объективная необходимость страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Это достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.

     Развитие  рыночных отношений невозможно представить  без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу.

     Финансовая  система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые связывают главных субъектов финансовых отношений. Систему взаимных финансовых связей и потоков можно изобразить в следующей упрощенной схеме (см. схему 2). 

Схема 2 

 

     За  каждой из указанных на схеме стрелок  стоит множество разнообразных  финансовых связей, потоков, отношений.

     Финансы - это сфера общественных отношений, которая является объектом политического  воздействия. Воздействие на финансы  производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

     Финансовая  политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

     Финансовая  политика прежде всего направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как  они - материальная база любых преобразований.

     В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов. 

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ И ИХ  ЭВОЛЮЦИЯ

     Теоретические истоки современных западных концепций  государственных финансов следует искать в работах западных экономистов XIX - начала XX в. Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики и отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии западных государств. До конца 20-х годов в основе финансовой политики этих государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Экономическая действительность конца 20-х - начала 30-х годов заставила пересмотреть этот курс как переставший отвечать реальным требованиям жизни.

     Под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в 30-60-е годы в основу финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж.М.Кейнса исходит из следующих основных положений.

     1. Все важнейшие проблемы расширенного  воспроизводства следует решать  не с позиций изучения предложения  ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

     2. Капиталистическая экономика не  может полностью саморегулироваться. В условиях огромного обобществления  труда и капитала вмешательство  государства неизбежно.

     Государственное регулирование должно существенно  дополнить механизм автоматического  регулирования экономики с помощью  цен.

     3. Экономические кризисы перепроизводства  выступают на поверхности явлений  как недостаток спроса, поэтому  проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин "эффективный спрос", который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

Информация о работе Финансовая система республики Узбекистан