Финансовая система страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:06, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о финансовых отношениях нельзя не упомянуть о понятиях, производных от финансов (финансовая система, управление финансами, финансовый контроль, финансовый рынок, финансовая политика).
Финансовая система страны является сложным социально-экономическим объектом, производным от понятия «финансы». Финансовая система представляет собой совокупность финансовых институтов, форм и методов организации финансовых отношений.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие финансовой системы.
3.Структура финансовой системы РФ.
4. Краткая характеристика звеньев финансовой системы
5.Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система страны.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

                                                   Федеральное агентство связи

 

Сибирский Государственный Университет  Телекоммуникаций и Информатики

                       Межрегиональный центр переподготовки  специалистов

                                  

                                     Контрольная работа

                   

                                 По дисциплине: «Финансы».

                    Тема: «Финансовая система страны».

 

                                                                       

                                                                           Выполнил: Бердышева Юлия

                      Александровна

Проверил:  Плотникова Наталья Юрьевна

                           

                                                                            Группа: ФКТ-12                                                                      

                                                                            Вариант:№2

   

                                                                                                                                                                                                               

                                                       Новосибирск, 2013г.

Содержание

 
1.  Введение.

2. Понятие финансовой системы.

3.Структура финансовой системы РФ.

4. Краткая характеристика звеньев финансовой системы

5.Заключение.

Список литературы.

Введение:

Говоря о  финансовых отношениях нельзя не упомянуть  о понятиях, производных от финансов (финансовая система, управление финансами, финансовый контроль, финансовый рынок, финансовая политика).

Финансовая  система страны является сложным социально-экономическим объектом, производным от понятия «финансы». Финансовая система представляет собой совокупность финансовых институтов, форм и методов организации финансовых отношений.

1. Понятие  финансовой системы.

 

Финансовая  система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению  и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая  система государства является отображением форм и методов конкретного использования  финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики  в значительной мере обозначается ею.

Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но они  все имеют общий признак – это различные фонды, финансовые ресурсы, которых отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы  является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

2.Состав и структура финансовой системы РФ.

 

Основные ее свойствами как любой системы являются:

-целостность, наличие границы, отделяющей ее от внешней среды;

-взаимосвязь и взаимообусловленность элементов.

Среди систем различных типов и видов в рамках рассматриваемой проблемы представляют наибольший интерес системы следующих классов:

-открытые, то есть системы, осуществляющие двусторонний обмен со своей средой веществом, энергией и информацией;

-закрытые , т.е. не взаимодействующие с внешней средой;

-простые и  сложные; 

-самоуправляемые, то есть системы, которые самостоятельно определяют (вырабатывают) и реализуют (исполняют) процедуру управления своим поведением.

 В зависимости  от методов формирования доходов  экономических субъектов финансовую  систему принято разделять на  две сферы:

  • централизованные финансы;
  • децентрализованные финансы.

 

Финансовую систему можно отнести к открытой, сложной, самоуправляемой экономической системе.

Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 звена (подсистемы):

  1. государственный бюджет – финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается парламентом.;
  2. местные финансы – средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправлениями, другие финансовые средства;
  3. специальные внебюджетные фонды (социальные и экономические);
  4. финансы государственных корпораций.

 

Финансовая  система РФ состоит из трех укрупненных подсистем.

-государственных финансов;

-страхования.

- финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).

Финансы государства  структурно можно представить следующим  образом (рис. 1):




 



 

 

 

 

 

В зависимости  от форм и методов формирования денежных фондов, в свою очередь, она делится на более частные подсистемы (звенья).

1. Государственные финансы включают:

- государственный  бюджет;

-внебюджетные  фонды; 

-государственный кредит.

2. Страхование  включает:

-личное страхование; 

-имущественное  страхование; 

-страхование ответственности.

3. Финансы хозяйствующих  субъектов (предприятий) включают:

-финансы предприятий  функционирующих на коммерческой  основе.

-финансы учреждений  и предприятий, осуществляющих  некоммерческую

 

3. Краткая  характеристика звеньев финансовой  системы

1. Государственные финансы .

1.1Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

-федеральный бюджет

-бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

-бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это  финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные  с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Бюджет субъекта РФ –  это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной  бюджеты и бюджеты крупных  городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного  деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

1.2   Внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Важнейшими среди  них являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются  в руках неправительственных, но государственных организаций):

Пенсионный  фонд: Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн.пенсионеров[3] и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц— для свыше 128 млн.граждан России.

Фонд социального  обеспечения один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.)

Деятельность  фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами;

Фонд обязательного медицинского страхования — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Среди основных функций фонда:

  • Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
  • Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
  • Контроль за целевым использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

 

1.3Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для  решения различных задач:

-поиск финансовых  ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

-регулирование  макро- и микроэкономических процессов;

-воздействие  на социальную и денежно-кредитную  политику.

 

В настоящее  время все чаще выделяют такой  элемент финансовой системы как  финансы граждан.

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства  Российской Федерации в рамках категории  «государственный кредит» могут  существовать в следующей форме:

  • Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Информация о работе Финансовая система страны