Финансовое обеспечение научно-технического прогресса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Однако люди принимают как данное все удобства современной цивилизации, потому что промежуток между появлением результатов научной работы и основанными на них технологическими достижениями зачастую превышает продолжительность человеческой жизни. Поэтому общество, если оно заботится о будущем, должно обеспечивать не только научные направления, которые определяются сиюминутными практическими потребностями.

Содержание

Введение
Состояние российской науки в переходный период
Государственная научно-техническая политика
Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса
4.1.Затраты на науку и получатели бюджета
4.2.Федеральные целевые программы
4.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
4.4. Дополнительные способы финансирования
Новые формы финансирования в научной сфере
5.1. Государственные научно-технические программы
5.2. Государственные научно-технические центры
5.3. Конкурсы, гранты, тендеры
5.4. Частная наука
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Наука.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Однако, несмотря на то, что доля затрат на фундаментальные исследования и содействие НТП в общих расхода бюджета увеличивалась, начиная с 1998 года (см. таблицу 1),  доля расходов на науку в ВВП постоянно снижается и не достигает не только величины 2% ВВП, но и указанной в Доктрине развития российской науки 3-процентной доли в общих расходах бюджета (и 4-процентной доли, установленной в Законе «О науке и государственной  научно-технической политике»).

Таблица 1.

Год

1997

1998

1999

2000

Доля в расходах бюджета, %

 

2,3

 

1,4

 

1,8

 

2,1

Доля в ВВП, %

1,2

0,7

0,2

< 0,1


 

При этом только в 1999 г. впервые за годы реформ обязательства по минимально гарантированному уровню государственной поддержки научно-технической сферы (в федеральном бюджете на финансирование науки было предусмотрено свыше 11,6 млн. рублей) выполнены в полном объеме  (в 1998 году первоначальные бюджетные назначения исполнены менее чем на 60%).

 

4.1. Затраты на науку и получатели  бюджета

 

Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", принятому Государственной Думой в декабре 1999 года, всего по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" предусмотрено расходов на 14 426,6686 млн. рублей, что больше суммы 1999 года на 2792,2 млн. рублей и составляет 124% по отношению к 1999 году или 129% по отношению к 1998 году. Впоследствии сумма была увеличена до 15926,6686 млн. рублей. Финансирование основным получателям бюджетных средств по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" предусмотрено в виде конкретного финансирования, а также в виде суммы за счет дополнительных доходов, которые Правительство Российской Федерации прогнозирует получить в 2000 году. Такого рода "добавки" ниже будут обозначены как "финансирование за счет дополнительных доходов".

На финансирование по разделу "Фундаментальные исследования" выделено 7590,203 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 107080 тыс. рублей) – более 47% общих расходов на науку. На финансирование по разделу "Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса", соответственно, выделено 8336,4656 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 692920 тыс. рублей).

Основными получателями бюджетных средств по разделу "Фундаментальные исследования" являются:

    • Российская академия наук (РАН) - 3096,3004 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 52737 тыс. рублей) – примерно 19,4% общих расходов на науку;
    • Сибирское отделение РАН -1191,810 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 20327 тыс. рублей) – 7,5%;
    • Российский фонд фундаментальных исследований - 955,6 млн. рублей – примерно 6,0%;
    • Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН) - 602,4376 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 10242 тыс. рублей);
    • Дальневосточное отделение РАН - 456,9699 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 7636 тыс. рублей);
    • Российская академия медицинских наук (РАМН) - 413,4689 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 7029 тыс. рублей);
    • Уральское отделение РАН млн. рублей - 341,9554 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 5844 тыс. рублей);
    • Российский гуманитарный научный фонд - 159,267 млн. рублей;
    • МГУ - 122,5155 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 2083 тыс. рублей);
    • Российская академия образования - 69,5224 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 1182 тыс. рублей);
    • Российская академия художеств (РАХ) - 35,7353 млн. рублей;
    • Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) - 15,8166 млн. рублей;
    • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 159,2667 млн. рублей (из них на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений -159,2667 млн. рублей);
    • Конкурсный фонд индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ при Министерстве науки и технологий Российской Федерации - 136,5635 млн. рублей.

Основными получателями бюджетных средств по разделу "Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса" являются:

    • Минэкономики России - 1108,1609 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 112200 тыс. рублей);
    • Российское авиационно-космическое агентство - 710,2906 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 290000 тыс. рублей);
    • Минтруда России - 27,1592 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 600 тыс. рублей);
    • Госкомитет по охране окружающей среды - 44,2102 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 1500 тыс. рублей);
    • Министерство по физкультуре, спорту и туризму - 6,5658 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 120 тыс. рублей);
    • Минсельхоз России - 104,9817 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 7000 тыс. рублей);
    • Минздрав России - 274,0258 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 5000 тыс. рублей);
    • Минобразования России - 1099,838 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 20000 тыс. рублей);
    • Миннауки России - 3546,5613 млн. рублей, из которых на фундаментальные исследования 136,5635 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 236500 тыс. рублей).

Из общей суммы финансирования Миннауки России 3409,9978:

    • на создание компьютерных сетей - 185,000 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 100000 тыс. рублей);
    • на поддержку межведомственного суперкомпьютерного центра - 80000 (дополнительно за счет дополнительных доходов 100000 тыс. рублей);
    • на вакцины нового поколения - 97,13 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 25000 тыс. рублей);
    • поддержка интеграции науки и высшей школы - 163,44 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 0 тыс. рублей);
    • укрепление приборной базы науки 117,13 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 40000 тыс. рублей);
    • содержание уникальных стендов и установок - 100,0 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 40000 тыс. рублей);
    • развитие инновационной инфраструктуры - 37,6 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 31500 тыс. рублей).

 

Согласно данным Минфина РФ, за I квартал 2000 г. объемы реального финансирования по направлению «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составили 2974,3 млн. рублей (в том числе в марте – 961,2 млн. рублей), то есть 18,7% исполнения годового бюджета.

4.2. Федеральные целевые программы

 

Из федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2000 год и включающие расходы на НИОКР, можно выделить следующие основные:

    • Программа "Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности" - 29,0 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 16000 тыс. рублей);
    • Программа "Развитие гражданской авиационной техники России" - 11,0 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 80000 тыс. рублей), кроме того запланировано выделить для ГНЦ ЛИИ им. Громова г.Жуковского 20,0 млн. рублей и АНТК им. Бериева г.Таганрога на финансирование разработки самолета Бе-200 4,0 млн. рублей;
    • Программа "Развитие электронной техники в России" - 5,0 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 4000 тыс. рублей);
    • Программа "Национальная технологическая база" (1996-2005 годы) - 38,7 млн. рублей;
    • Федеральная космическая программа России - 63,7 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 75000 тыс. рублей).

Федеральная адресная инвестиционная программа на 2000 год предполагает объем расходов в размере 259 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 71800 тыс. рублей) между, примерно, 25 научными объектами, среди которых:

      • Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова - 37,0 млн. рублей;
      • РНЦ "Курчатовский институт" - 29,0 млн. рублей;
      • Институт физики высоких энергий в г. Протвино - 31,0 млн. рублей.

Раздел 2 "Перечня федеральных целевых программ" носит название "Наука" и содержит 4 программы:

Программа 2.1 НТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения" (1996-2000) с финансированием в 1782100,00 тыс. рублей, с головным заказчиком Миннауки России;

Программа 2.2 "Федеральная космическая программа России" (на период до 2000 г) с финансированием в 3429713,00 тыс. рублей. Программой предусматривается проведение работ по созданию международной космической станции с расширенными научно-техническими возможностями при участии России, США, Канады, Японии;

Программа 2.3 Президентская программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (1997-2000) с финансированием в 180755,00 тыс. рублей. Программой предусматривается реализация 1000 проектов;

Программа 2.4 НТП "Международный термоядерный реактор ИТЭР и НИОКР в его поддержку" (1996-2001) с финансированием в 54971,00 тыс. рублей.

В перечень строек и объектов на 2000 год, по которым осуществляется государственная поддержка за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе, включены объекты научной сферы.

4.3. Кредиты иностранных правительств, банков и фирм

 

По состоянию на 01 декабря 1999 года Правительство Российской Федерации представило Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации. Для целей настоящей работы наибольший интерес представляют кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм по направлению "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Общая сумма кредита составляет 155,2 млн. долларов США, из которых на 2000 год ожидается использовать 34,7 млн. долларов США. Эта сумма должна быть распределена между Российской академией наук (14,7 млн. долларов США) и Миннауки России - 10,0 млн. долларов США. Предполагается закупка оборудования и приборов.

Учреждениям Минздрава России предполагается в 2000 году выделение 206,1 млн. долларов США, из которых для НИИ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко - 10,0, Кардиологическому центру г. Краснодара - 5,0, НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского -15,0, НИИ трансплантологии и искусственных органов Минздрава России - 10,0 млн. долларов США. Указанное финансирование предполагается использовать на закупку медицинского и научного оборудования и приборов.

4.4. Дополнительные способы финансирования

 

В федеральный бюджет на 2000 год включены средства нескольких целевых бюджетных фондов, в расходах которых предусмотрены затраты на финансирование различных программ. Общая сумма доходов целевых бюджетных фондов составляет 60585,4 млн. рублей.

Из средств Федерального экологического фонда Российской Федерации (205 млн. рублей) 100500,0 тыс. рублей запланировано на финансирование федеральных целевых экологических программ, 20500 тыс. рублей на финансирование региональных программ и мероприятий по заявкам субъектов Российской Федерации.

Из средств Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы (4980 млн. рублей) запланировано на геологическое изучение недр на территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и Мирового океана для федеральных нужд 3250 тыс. рублей, на геологоразведочные работы - 1380,0 тыс. рублей.

Из средств Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов (5135,9 млн. рублей) должно быть выделено Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству на отраслевую науку 904,7 млн. рублей, на систему мониторинга водных биологических ресурсов - 180,2 млн. рублей, на финансирование мероприятий по международным обязательствам Российской Федерации 80,4 млн. рублей.

Из средств Бюджета развития Российской Федерации на 2000 год в объеме 26884,8 млн. рублей на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, включая средства в объеме 10% на инновационные проекты, должно быть направлено 2357,8 млн. рублей, а для реализация программ конверсии оборонного производства - 917,0 млн. рублей.

 

Кроме того, необходимо отметить, что статья 23 бюджета устанавливает, что в 2000 году 100% средств, поступающих на осуществление мероприятий по претензионной работе по восстановлению прав Российской Федерации на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения зачисляются в доходы федерального бюджета.

Статья 24 бюджета устанавливает, что средства, поступающие в 2000 году от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на НИОКР военного, специального и двойного назначения, зачисляются в доходы федерального бюджета, сверх сумм, предусмотренных плановыми бюджетными доходами, в полном объеме зачисляются в доход федерального бюджета и используются:

в размере 70 % - на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного, специального и двойного назначения, в том числе 1500,0 млн. рублей - на государственную поддержку функционирования орбитальной станции "Мир";

Информация о работе Финансовое обеспечение научно-технического прогресса в РФ