Финансовое планирование в сфере государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:54, реферат

Краткое описание

Возрастающую роль финансов государства следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире. Планирование будущей деятельности помогает снизить количество возникающих в процессе жизнедеятельности общества проблем

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические аспекты финансового планирования
Понятие, сущность финансового планирования . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Методы, используемые при финансовом планировании .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

реверат.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Теоретические аспекты финансового планирования

      1. Понятие, сущность финансового планирования . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

      1. Методы, используемые при финансовом планировании .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающую роль финансов государства следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире. Планирование будущей деятельности помогает снизить количество возникающих в процессе жизнедеятельности общества проблем.

Особую актуальность вопросы планирования государственных финансов имеют для Российской Федерации, у которой относительно небольшой опыт разработки, реализации и контроля государственных планов в условиях рыночной экономики. Если в начале-середине 1990-х годов в РФ наблюдался острый бюджетный дефицит, огромный внешний и внутренний долг, отсутствовала четкая и последовательная финансовая политика, то в начале XXI  века ситуация во многом изменилась на противоположную. Как следствие, во многом претерпели существенные изменения приоритеты и методы планирования бюджета, внебюджетных фондов и прогнозирование экономики.

 

Теоретические аспекты финансового планирования.

    1. Понятие, сущность финансового планирования

Финансовое планирование – один из функциональных элементов управления финансами, в процессе которого органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом, реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно рассматриваемыми нами субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства. При помощи финансового планирования государство:

  • определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливают источники их покрытия;
  • намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов;
  • создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов

Финансовое  планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления по планомерному формированию и использованию денежных доходов в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития и определяющими финансовую политику. 

В процессе реализации финансового планирования, как метода управления финансами органы государственной власти и местного самоуправления должны решать следующие задачи:

1. Определение объема  финансовых ресурсов по каждому  источнику поступления и общего  объема финансовых ресурсов субъектов.

2. Определение объема  и направления использования  финансовых ресурсов.

3. Обеспечение сбалансированности  материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования  финансовых ресурсов.

4. Создание условий для  укрепления устойчивости бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов.

5.  Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов к планам, а также маневрировать ресурсами.

При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется объем денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономии в расходах, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении  средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

В самом общем виде под финансовым планированием подразумевается процесс разработки и реализации финансовых планов.

Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязке материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности.

Государственное и муниципальное финансовое планирование реализуется прежде всего в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправлении (федеральный, региональный и местный бюджеты). Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправления). Состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Все это придает бюджету директивный характер, обусловливающий обязательность исполнения плановых показателей.

В доходной части бюджета находят отражение налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. В расходной части бюджета планируются и утверждаются конкретные виды расходов органов государственной власти и местного самоуправления по следующим направлениям: законотворческая, судебная, правоохранительная и управленческая деятельность; реализация конституционных социальных прав граждан; обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и международная деятельность; государственное регулирование экономики и научно-технического прогресса; формирование государственных (муниципальных) резервов; управление государственным (муниципальным) долгом; прочие направления расходования. Состав и структура планируемых доходов и расходов бюджетов различных уровней власти и управления существенно различаются и зависят от распределения доходных и расходных полномочий (вопросов ведения), закрепленных за соответствующим уровнем государственной власти и местного самоуправления действующим бюджетным и налоговым законодательством. Плановые показатели бюджета отражают основные параметры федеральной, региональной и муниципальной социально-экономической политики и планов развития страны и ее территорий.

При разработке проектов бюджетов используются плановые параметры, заложенные в таких относительно самостоятельных документах, как долгосрочные целевые программы, федеральная адресная целевая программа, Инвестиционный фонд РФ и ведомственные целевые программы. Долгосрочные целевые программы разрабатываются и утверждаются на федеральном, региональном и местном уровнях соответствующими исполнительными органами публичной власти и финанси­руются за счет средств соответствующих бюджетов.

На уровне текущего планирования органами  государственной власти , местного самоуправления осуществляется перспективное финансовое планирование в целях координации социального и экономического развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план – это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации дохода, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план разрабатывается на плановый период и законодательно не утверждается.

Плановый период – очередной год, следующий за текущим годом, на который осуществляется разработка федерального бюджета, и последующие два года.

Проект перспективного финансового плана разрабатывается согласно одобренному Правительством Российской Федерации варианту основных показателей перспективного финансового плана в целях определения основных характеристик бюджетной системы РФ, в том числе и федерального бюджета, а также установления предельных объемов бюджетов субъектов планирования в плановом периоде.

Перспективный финансовый план в своем качественном содержании должен отражать:

  • характеристику состояния бюджетной системы Российской Федерации, факторы и тенденции ее развития;
  • цели, задачи и основные направления проводимой Правительством РФ бюджетной политики;
  • основные параметры перспективного финансового плана и проекта бюджета;
  • причины изменений ранее утвержденных основных показателей перспективного финансового плана;
  • основные результаты использования средств бюджета в отчетном и плановом периодах;
  • обоснование распределения бюджета принимаемых обязательств и формирования расходов инвестиционного характера в плановом периоде.

Средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов на соответствующей территории консолидируются в сводный финансовый баланс.

Сводный финансовый баланс РФ представляет собой документ, в котором отражаются плановые параметры объема и направлений использования финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Этот баланс составляется в целях оценки финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период (два года), а также для оценки влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие общества.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые рас­четы; разработать направления финансовой политики.

Наряду со сводным   финансовым балансом государства разрабатываются региональные сводные финансовые балансы необходимость которых   обусловлена рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий региональных органов власти и предприятий, расположенных на территории, по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми  затратами на осуществление таких  программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий;

3) необходимостью сведения  воедино различных видов финансовых  планов: финансовых планов хозяйственных  предприятий и организаций, регионального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Информация о работе Финансовое планирование в сфере государственных финансов