Финансовое регулирование в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопроса эффективного управления финансами и исследование факторов социально – экономического развития. Основные задачи при изучении данного вопроса - это исследование:
1. Содержание и задачи финансового регулирования;
2. Финансовое регулирование экономических процессов;
3. Финансовое регулирование социальных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание и задачи финансового регулирования………………………….5
1.1. Объекты управления…………………………………………………………7
1.2. Субъекты управления……………………………………………………….12
1.3. Методы государственного регулирования финансов ……………………13
1.4. Органы управления финансами……………………………………………15
2. Финансовое регулирование экономических процессов……………………24
2.1. Генеральная цель государственного регулирования экономики………...24
2.2. Налоги как метод финансового регулирования экономики……………...32
3. Финансовое регулирование социальных процессов ……………………….35
3.1. Социальные льготы и трансферты…………………………………………35
3.2. Налоговое регулирование социальных процессов………………………..37
3.3. Государственное финансовое регулирование занятости населения и рынка жилья……………………………………………………………………...41
Заключение ……………………………………………………………………....45
Список использованной литературы…………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное  учреждение внебюджетный фонд может  выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Государственный кредит функционирует в следующих  формах: государственные займы, гарантированные  займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами. [11, стр. 197]

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

- федеральные  финансы; 

- финансы субъектов  РФ;

- местные финансы.

Финансы предприятий  различных форм собственности, являясь  основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Финансы предприятий  представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих  субъектов можно выделить в подзвенья:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций.

От состояния  финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. [12, стр. 205]

Страхование –  это совокупность особых замкнутых  перераспредели тельных отношений  между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.

По различиям  в объектах страхования страховые  отношения можно поделить на пять групп:

  • социальное;
  • личное;
  • имущественное;
  • страхование ответственности;
  • страхование предпринимательских рисков.

В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка.

Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства. [13, стр.175]

 

 

1.2 Субъекты  управления

 

Субъектами  общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные  органы власти – Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет  Федерации и Государственная  Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ – рассматривает федеральный  бюджет, выступает как единый центр  управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство  финансов РФ (МФ РФ):

  • осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • развивает бюджетный федерализм;
  • разрабатывает проект федерального бюджета;
  • составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
  • составляет консолидированный бюджет.

На Министерство финансов возложены следующие функции:

  • участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
  • подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
  • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
  • проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета.

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя  тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки. [2, стр.12]

 

 

 

1.3 Методы государственного  регулирования финансов

 

Взаимоотношения государства  в области финансовых отношений  с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами определяется, прежде всего, через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов рабочего населения т.д. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам  регулирования финансов также относятся:

  • формирование и поддержка конкурентной среды в экономике и ограничении монополизации рынка;
  • государственное регулирование цен естественных монополистов;
  • защита контактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
  • содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство  использует и методы прямого административного  воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

  • лицензирования предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
  • применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
  • проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • установление льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Непосредственное государственное  управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

1. Относительного баланса  экономических интересов государства,  юридических и физических лиц. 

2. Бездефицитного государственного  бюджета.

3. Устойчивости национальной  валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. [10;117]

 

1.4 Органы управления  финансами

 

В России главными властными  структурами по управлению финансами  являются Федеральное Собрание, Президент  и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Высшие органы государственной  власти управления финансами в РФ:

1. Президент РФ в  своем ежегодном послании Федеральному  собранию о положении в стране  и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент  осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает  и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом  государственного управления финансами.

Информация о работе Финансовое регулирование в системе управления финансами