Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:33, курсовая работа
Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях. Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «финансовое регулирование».
2. Описать финансовые регуляторы социально-экономической сферы.
3. Изучить финансовое регулирование социальных процессов.
4. Выявить специфику отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов.
5. Изучить организацию финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовую базу, выявить проблемы в данной сфере.
6. Предложить мероприятия по совершенствованию процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов 5
1.1 Сущность понятия финансовое регулирование 5
1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы 7
1.3 Финансовое регулирование социальных процессов 19
Глава 2. Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ 22
2.1 Специфика отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов 23
2.2 Организация финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовая база 26
2.3 Совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Поскольку
в ближайшей перспективе, нет
достаточных оснований
Контроль
– это неотъемлемая часть системы
регулирования, благодаря которой
субъект, управляющий этой системой,
получает необходимые сведения о
ее состоянии, функционировании, благодаря
чему имеет возможность
Финансовый контроль – это особая область финансово-правовой науки. «С точки зрения теории финансов, финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений…». Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.
В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).
Законодательные
органы государственной власти, представительные
органы местного самоуправления осуществляют
внешний государственный
В общей
системе внешнего государственного
финансового контроля верховенствует
парламентский контроль, при котором
законодательные (представительные) органы
власти создают свои собственные
и независимые контрольные
Единый
государственный финансовый контроль
в РФ должен функционировать на всех
уровнях властной иерархии, подчиняясь
общим для всех элементов системы
требованиям и процедурам. И тот
факт, что органы местного самоуправления
в соответствии с Конституцией РФ
не относятся к органам
Во многих
нормативных правовых актах, регламентирующих
деятельность органов государственного
финансового контроля, в качестве
одной из задач выделяют контроль
за законностью, эффективностью, рациональностью,
целесообразностью
На практике
под рациональным использованием бюджетных
средств принято понимать выбор
наилучшего из нескольких предложенных
вариантов выполнения поставленной
задачи или решения какой-либо проблемы.
В таком случае средства, потраченные
на реализацию наилучшего варианта, можно
признать использованными оптимально.
Но показатели эффективности и рациональности
использования бюджетных
– вариант первый – рациональное и эффективное (выбран оптимальный путь решения проблемы, соблюден принцип эффективности бюджетных средств);
– вариант
второй – рациональное, но неэффективное
(выбран оптимальный путь решения
проблемы, но принцип эффективности
использования бюджетных
– вариант
третий – не рациональное, но эффективное
(принцип эффективности
– вариант
четвертый – нерациональное и
неэффективное (кроме того, что выбранный
путь не представляется самым оптимальным,
при его реализации не был соблюден
принцип эффективности
Проблема
организации эффективной
Для обеспечения
стабильности финансового положения
страны, помимо уменьшения, а в перспективе
ликвидации дефицита финансовых ресурсов,
требуется поддерживать устойчивую
сбалансированность между принятым
к удовлетворению на совместной основе
объемом общественных потребностей
и размером денежных средств, аккумулируемых
для этих целей в общегосударственных
фондах. Соответствие между поступлением
и расходованием финансовых ресурсов
страны в целом (а не только консолидированного
бюджета) должно служить одним из
важнейших критериев
Формирование
нового механизма хозяйствования в
нашей стране предусматривает не
только изменение пропорций
При установления
конкретных форм финансового перераспределения
стоимости обязательным должен быть
анализ экономических затрат и выгод
от различных
Движение к новому качеству экономического роста невозможно без проведения структурных преобразований российской экономики. Важным элементом концепции ее вывода из кризиса является смена капиталоемкой модели развития на трудоемкую н, соответственно, перенесение приоритетов в развитие обрабатывающей промышленности. В этой связи предлагается активно использовать финансовые регуляторы для переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, приспособления ее к структуре инвестиционного спроса, проведения конверсии военного производства, создания новой экспортной базы и повышения эффективности использования ресурсов.
Одна
из главных проблем реформирования
финансового механизма -создание экономически
обеспеченной финансовой базы для всех
национально-государственных и административно-
Критериями
выбора конкретных средств финансового
воздействия должна быть их способность,
во-первых, обеспечить оптимальное
решение стратегических проблем
экономического и социального развития,
а также формирование прогрессивных
пропорций общественного
- создание
экономико-правовых условий
Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов