Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:30, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть финансовые аспекты вступления РФ в ВТО.
Основными задачами курсовой, является - рассмотрение состояние внешней торговли России на современном этапе, а также, анализ развития финансового сектора РФ после вступления.
Введение...................................................................................................................3
1. Вступление России в ВТО в современных условиях
1.1 История развития ВТО и Основные аспекты вступления России во
Всемирную торговую организацию..........................................................5
1.2 Нормативно-правовое регулирование условий вступления
РФ в ВТО......................................................................................................8
1.3 Зарубежный опыт вступления в ВТО на примере Китая, и
перенос его опыта на Россию...................................................................11
2. Финансовые аспекты вступления России в ВТО
2.1. Состояние внешней торговли России на современном этапе..............13
2.2 Положительные и отрицательные финансовые аспекты....................15
2.3 Развитие финансового сектора РФ после вступления в ВТО..............17
3. проблемы и перспективы вступления России в ВТО
3.1 Обоснование необходимости вступления России в ВТО....................21
3.2 Основные проблемы, польза и риски вступления
России в ВТО...........................................................................................22
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО...................................27
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы..................................................................31
-
Списком обязательств по
-
Списком специфических
Одним
из главных условий присоединения
новых стран к ВТО является
приведение их национального законодательства
и практики регулирования
Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.
Основным
элементом работы на внутреннем уровне
в контексте присоединения России к ВТО
является приведение российского законодательства
и правоприменительной практики в соответствие
с нормами и правилами Всемирной торговой
организации.
Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р был
утвержден План мероприятий по
приведению законодательства Российской
Федерации в соответствие с нормами и
правилами ВТО, предусматривающий
разработку ряда законопроектов, принятие
которых позволит в целом решить проблему
адаптации нормативной правовой базы.
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, законы: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ), «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ);
Пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
В
течение первого года после вступления
России в ВТО ни одна внешнеторговая
пошлина не будет снижена. По разным
группам товаров предусмотрены
переходные периоды от 1 года до 7 лет;
в течение 7 лет пошлины на промышленные
товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %.
Таможенные пошлины на потребительские
товары, массово производящиеся в России,
практически не снизятся (за исключением
автомобилей и обуви). [2. 42 стр.]. В то же
время, будут отменены пошлины на компьютеры
и элементную базу, снижены пошлины на
бытовую электронику и электротехнику,
лекарства, технологическое и научное
оборудование. Государство сможет оказывать
сельскому хозяйству помощь на сумму не
более 9 млрд. долл. в год (сейчас объём помощи
составляет 3,5 млрд. долл. в год, однако
размер субсидий ещё будет обсуждаться
на многосторонних переговорах).
1.3.
Зарубежный опыт вступления
в ВТО на примере Китая.
Сравнение России с Китаем в области экономических перспектив вступления в ВТО, представляется вполне обоснованным если не на уровне параллелей, то на уровне контрастов. Экономика КНР, так же как и экономика России, характеризовалась значительной степенью зависимости от внешней торговли. В то же время эта зависимость была несколько иного рода: Китай основывал своё взаимодействие с внешним миром на системе географически и институционально изолированных «анклавов». Длительное преследование тактики импортозамещения привело к созданию системы, ограничивающей внешнеэкономический обмен областью экспорта, реэкспорта и заимствования технологий. Внутренняя экономика Китая оставалась в значительной степени изолированной от мирового рынка вплоть до конца 1990-х годов, когда КНР начала всерьёз готовиться к вступлению в ВТО.
В то же время Россия на всём протяжении последних полутора десятка лет «страдала» от прямой конкуренции со стороны импорта, что зачастую называется одной из главных причин стагнации внутреннего производства в реформенный период.
К преимуществам России перед Китаем в преддверии вступления в ВТО, таким образом, отнести достаточный опыт конкуренции внутри страны с иностранными производителями, низкий начальный уровень тарифной защиты, благоприятную (с точки зрения стимулирования экспорта) динамику движения курса национальной валюты. В то же время к 2001 г., когда он был официально принят в ВТО,
Китай
уже имел достаточно мощную и чётко
функционирующую финансовую систему,
что позволило ему обеспечить
эффективное распределение
Сравнивая
опыт вступления в ВТО Китая, и
возможные последствия
Несмотря
на разницу масштабов экономик России
и Китая, а также масштабов их
участия в международном экономическом
сотрудничестве в период «до ВТО», начальные
условия доступности национальных экономик
этих стран для прямого иностранного участия
вполне сопоставимы. Пусть и по разным
причинам, но как Китай до 2001 г., так и Россия
сегодня могут быть охарактеризованы
как «мало освоенные» страны. Китай вплоть
до наступления нового века сохранял жёсткие
ограничения на присутствие и деятельность
иностранных фирм на своём внутреннем
рынке, концентрируя иностранный капитал
географически (в особых экономических
зонах) и по отраслям (в экспортной переработке).
Россия по сей день страдает от косвенных
ограничений притока иностранного капитала
из-за нестабильности правовой системы
регулирования участия иностранных агентов
на внутреннем рынке.
2.Финансовые
аспекты вступления
России в ВТО.
2.1
состояние внешней
торговли РФ на
современном этапе.
На данном этапе развития российская экономика находится в глубоком кризисе, из-за этого в международных экономических отношениях возникают проблемы:
плохая структура экспорта, где доминирует сырьевые и топливно-
энергетические ресурсы;
экспортные объемы вступают в противоречия внутри страны, потому
что объемы производства сокращаются;
неблагоприятная структура импорта, основная часть которого
приходится на продовольствие, из-за этого нарушается
экономическая безопасность страны;
нестабильный курс рубля препятствует осуществлять текущие
торговые расчеты.
Экспорт для России был и остается главным вопросом развития страны.
Так как причины не только в том, что России необходим внешнеторговый обмен для закупки товаров, которые не производят в стране, но и в ее необычном географическом положении, которое выгодно и обязывающее.
На современном этапе развития российской экономики экспорт, кроме получения валютных средств, так же обеспечивает загрузку отечественных предприятий и сохранение рабочих мест. В связи с ростом внутренних неплатежей продолжается направленность многих видов продукции на внешний рынок.
На сегодняшний момент, у России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу: емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).
Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию
благоприятных
условий для привлечения
Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.
Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.
Россия должна бороться за
равноправие на мировом рынке.
2.2.Положительные
и отрицательные финансовые
аспекты.
Действительно, необходимость вхождения в эту организацию осознается практически всеми участвующими в дискуссии по данному вопросу. Основным преимуществом от вступления России в ВТО является повышение предсказуемости экономической политики, которое поможет властям привлечь новых иностранных инвесторов в страну.
Свободный доступ на мировые рынки наших товаров даст возможность преодолеть те заградительные барьеры, которые ставят многие страны, защищая собственного производителя. Это интересно для сырьевых отраслей, для металлургов и для некоторых отраслей химической промышленности.
Если Россия не включится в то глобальное конкурентное пространство, которое уже охвачено в настоящее время ВТО (особенно после принятия решения о вступлении во Всемирную торговую организацию Китая). Россия может превратиться в изолированную, замкнутую экономическую систему, обменивающую главным образом топливно-сырьевые товары низкой степени первичной обработки по все ухудшающимся условиям на наукоемкие товары и интеллектуальные услуги с высокой долей добавленной стоимости, создаваемые в странах, где активно развивается современная «новая экономика».
Очевидно, что подобная перспектива
никого в России устроить не
может (в том числе и
В
их числе, в частности, черная металлургия
и химическая промышленность, испытывающие
наибольшие проблемы в связи с
постоянно возбуждаемыми против
предприятий этих отраслей антидемпинговыми
процедурами. С другой стороны, есть
и сферы отечественной
Учитывая
то, что национально-
Считается, что наибольший ущерб гот вступления России в ВТО понесут сектора банковских услуг. Представляется, что открытие этой отрасли должно быть дозированным. В этом случае вступление России в ВТО не окажет заметно отрицательного воздействия на эту важную сферу экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе. Масштабы и динамика российской экономики, включая и уровень платежеспособного спроса, не столь высоки, чтобы привести к экспансии зарубежных финансовых институтов на отечественный рынок. В то же время России не помешала бы здоровая иностранная конкуренция на отечественных рынках банковских и страховых услуг. Вступление в ВТО, хотя вопросы регулирования банковской деятельностью и не являются для этой организации приоритетными, будут подталкивать реформирование банковской системы России в направлении большей приближенности по своим стандартам к мировому уровню.
Примерно такими же могут быть последствия вступления в ВТО и для сектора страховых услуг, который по мировым масштабам еще более отстает от международного уровня, чем сектор банковских услуг. В настоящее время в стране действуют законодательные нормы ограничения доли иностранного капитала во всем уставном капитале страховых фирм в размере 15%, хотя реально эта доля не превышает 5%. Зарубежных инвесторов и брокеров останавливают как неразвитая инфраструктура страхового рынка, так и низкий уровень спроса в стране на страховые услуги. Либерализация рынка страховых услуг в России, включая создание благоприятных условий для иностранных страховщиков, привела бы к заметному улучшению инвестиционного климата в стране, росту иностранных и отечественных инвестиций, в том числе и в производственный сектор, что способствовало бы модернизации и росту экономики.