Финансовые аспекты вступления РФ в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть финансовые аспекты вступления РФ в ВТО.
Основными задачами курсовой, является - рассмотрение состояние внешней торговли России на современном этапе, а также, анализ развития финансового сектора РФ после вступления.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Вступление России в ВТО в современных условиях
1.1 История развития ВТО и Основные аспекты вступления России во
Всемирную торговую организацию..........................................................5
1.2 Нормативно-правовое регулирование условий вступления
РФ в ВТО......................................................................................................8
1.3 Зарубежный опыт вступления в ВТО на примере Китая, и
перенос его опыта на Россию...................................................................11
2. Финансовые аспекты вступления России в ВТО
2.1. Состояние внешней торговли России на современном этапе..............13
2.2 Положительные и отрицательные финансовые аспекты....................15
2.3 Развитие финансового сектора РФ после вступления в ВТО..............17
3. проблемы и перспективы вступления России в ВТО
3.1 Обоснование необходимости вступления России в ВТО....................21
3.2 Основные проблемы, польза и риски вступления
России в ВТО...........................................................................................22
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО...................................27
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы..................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

       - Списком обязательств по тарифным  уступкам в области товаров  и сельского хозяйства;

       - Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг. 

       Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствии с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

       Последним этапом является ратификация законодательным  органом присоединяющейся страны всего  пакета документов.

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации.  
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие  которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы.

К настоящему моменту указанный план мероприятий  был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, законы: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ), «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ);

      Пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

       В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены  переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). [2. 42 стр.]. В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд. долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд. долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах). 
 
 

       1.3. Зарубежный опыт вступления в ВТО на примере Китая. 
 

Сравнение России с Китаем в области экономических  перспектив вступления в ВТО, представляется вполне обоснованным если не на уровне параллелей, то на уровне контрастов. Экономика КНР, так же как и экономика России, характеризовалась значительной степенью зависимости от внешней торговли. В то же время эта зависимость была несколько иного рода: Китай основывал своё взаимодействие с внешним миром на системе географически и институционально изолированных «анклавов». Длительное преследование тактики импортозамещения привело к созданию системы, ограничивающей внешнеэкономический обмен областью экспорта, реэкспорта и заимствования технологий. Внутренняя экономика Китая оставалась в значительной степени изолированной от мирового рынка вплоть до конца 1990-х годов, когда КНР начала всерьёз готовиться к вступлению в ВТО.

В то же время Россия на всём протяжении последних полутора десятка лет «страдала» от прямой конкуренции со стороны импорта, что зачастую называется одной из главных причин стагнации внутреннего производства в реформенный период.

К преимуществам  России перед Китаем в преддверии вступления в ВТО, таким образом, отнести достаточный опыт конкуренции внутри страны с иностранными производителями, низкий начальный уровень тарифной защиты, благоприятную (с точки зрения стимулирования экспорта) динамику движения курса национальной валюты. В то же время к 2001 г., когда он был официально принят в ВТО,

Китай уже имел достаточно мощную и чётко  функционирующую финансовую систему, что позволило ему обеспечить эффективное распределение вновь  поступающих извне и высвобождаемых внутри экономики ресурсов вследствие корректировки структуры производства. В России такая система до сих пор отсутствует. [3. 78-79 стр.]

Сравнивая опыт вступления в ВТО Китая, и  возможные последствия приобретения такого опыта для России, можно  сделать вывод о том, что России вряд ли следует опасаться серьёзной экспансии импорта (это было главным опасением КНР). Объёмы внутреннего рынка России значительно уступают объёмам и перспективам роста этого рынка в Китае. Кроме того, необходимо учитывать высокий начальный уровень открытости экономики России для импорта, благодаря которому на переговорах России с ВТО речь не идёт о дальнейшем снижении прямых или косвенных ограничений на товарный импорт в целом.

Несмотря  на разницу масштабов экономик России и Китая, а также масштабов их участия в международном экономическом сотрудничестве в период «до ВТО», начальные условия доступности национальных экономик этих стран для прямого иностранного участия вполне сопоставимы. Пусть и по разным причинам, но как Китай до 2001 г., так и Россия сегодня могут быть охарактеризованы как «мало освоенные» страны. Китай вплоть до наступления нового века сохранял жёсткие ограничения на присутствие и деятельность иностранных фирм на своём внутреннем рынке, концентрируя иностранный капитал географически (в особых экономических зонах) и по отраслям (в экспортной переработке). Россия по сей день страдает от косвенных ограничений притока иностранного капитала из-за нестабильности правовой системы регулирования участия иностранных агентов на внутреннем рынке. 
 
 
 
 

2.Финансовые  аспекты вступления  России в ВТО. 

2.1 состояние внешней  торговли  РФ на  современном этапе. 
 

На данном этапе развития российская экономика находится в глубоком  кризисе, из-за этого в международных экономических отношениях возникают проблемы:

         плохая структура экспорта, где  доминирует сырьевые и  топливно-

       энергетические  ресурсы;

         экспортные объемы вступают в  противоречия внутри страны, потому

       что объемы производства сокращаются;

         неблагоприятная  структура   импорта,  основная  часть  которого

       приходится   на   продовольствие,   из-за   этого    нарушается

       экономическая безопасность страны;

         нестабильный  курс  рубля   препятствует  осуществлять  текущие

         торговые расчеты.

         Экспорт для России был и  остается главным вопросом  развития     страны.

Так как  причины не только в том, что России необходим  внешнеторговый  обмен для закупки товаров, которые не производят в стране, но  и  в  ее  необычном географическом положении, которое выгодно и обязывающее.

       На  современном этапе развития  российской  экономики  экспорт,  кроме получения валютных  средств,  так  же  обеспечивает  загрузку  отечественных предприятий  и  сохранение  рабочих  мест.  В  связи  с  ростом   внутренних неплатежей продолжается направленность многих  видов  продукции  на  внешний рынок.

На сегодняшний  момент, у  России  есть  все  необходимые  предпосылки   для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу: емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира,  достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей  промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).

       Во внешней  торговле  особое  значение  должно  предаваться   созданию

благоприятных условий для привлечения иностранных  инвестиций.  Наша  страна должна  принимать  меры,  чтобы  стать  более  предсказуемой  для   внешнего инвестирования.

            Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он  и  не  идеален,  но  дает  возможность  не  только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет  важную  роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.

       Россия должна стать  членом  Всемирной  Торговой  Организации  (ВТО), чтобы получить возможность  продвижения  своих  интересов  через  участие  в качестве полноправного партнера,  в  формировании  международного  торгового режима,  который  охватывает  все  новые  сферы  и   в   перспективе   может распространиться так же  на  взаимосвязь  торговли  и  экологии,  социальные стандарты, электронную торговлю.

       Россия должна бороться за  равноправие на мировом рынке. 
 

2.2.Положительные и отрицательные финансовые аспекты. 
 

Действительно, необходимость вхождения в эту  организацию осознается практически  всеми участвующими в дискуссии по данному вопросу. Основным преимуществом от вступления России в ВТО является повышение предсказуемости экономической политики, которое поможет властям привлечь новых иностранных инвесторов в страну.

         Свободный доступ на мировые  рынки наших товаров даст возможность преодолеть те заградительные барьеры, которые ставят многие страны, защищая собственного производителя. Это интересно для сырьевых отраслей, для металлургов и для некоторых отраслей химической промышленности.

       Если  Россия не включится в то глобальное конкурентное пространство, которое уже охвачено в настоящее время ВТО (особенно после принятия решения о вступлении во Всемирную торговую организацию Китая). Россия может превратиться в изолированную, замкнутую экономическую систему, обменивающую главным образом топливно-сырьевые товары низкой степени первичной обработки по все ухудшающимся условиям на наукоемкие товары и интеллектуальные услуги с высокой долей добавленной стоимости, создаваемые в странах, где активно развивается современная «новая экономика».

         Очевидно, что подобная перспектива  никого в России устроить не  может (в том числе и представителей  корпоративного бизнеса, работающего  в отраслях топливно-энергетического  комплекса и в сырьевых отраслях, если они, разумеется, строят планы перспективной экономической политики). В настоящее время можно вполне определенно назвать отрасли, которые объективно выигрывают от вступления России в ВТО.

       В их числе, в частности, черная металлургия  и химическая промышленность, испытывающие наибольшие проблемы в связи с  постоянно возбуждаемыми против предприятий этих отраслей антидемпинговыми процедурами. С другой стороны, есть и сферы отечественной экономики, в которых в результате вступления в ВТО возникнут весьма сложные проблемы: автомобилестроение, сельхозмашиностроение, гражданская авиационная промышленность, целый ряд других отраслей промышленности (прежде всего связанных с замещением импорта), банковская и страховая деятельность и т.д.

       Учитывая  то, что национально-государственный  интерес, так или иначе, синтезирует  в себе противоречивое единство широкого спектра отраслевых и секторальных интересов, а также интересов  широких слоев населения (выступающих и в качестве производителей, и в качестве потребителей), вопрос о комплексной оценке результатов вступления России в ВТО представляется весьма сложным.

       Считается, что наибольший ущерб гот вступления России в ВТО понесут сектора банковских услуг. Представляется, что открытие этой отрасли должно быть дозированным. В этом случае вступление России в ВТО не окажет заметно отрицательного воздействия на эту важную сферу экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе. Масштабы и динамика российской экономики, включая и уровень платежеспособного спроса,  не столь высоки, чтобы привести к экспансии зарубежных финансовых институтов на отечественный рынок. В то же время России не помешала бы здоровая иностранная конкуренция на отечественных рынках банковских и страховых услуг. Вступление в ВТО, хотя вопросы регулирования банковской деятельностью и не являются для этой организации приоритетными, будут подталкивать реформирование банковской системы России в направлении большей приближенности по своим стандартам к мировому уровню.

       Примерно  такими же могут быть последствия  вступления в ВТО и для сектора  страховых услуг, который по мировым  масштабам еще более отстает  от международного уровня, чем сектор банковских услуг. В настоящее время  в стране действуют законодательные нормы ограничения доли иностранного капитала во всем уставном капитале страховых фирм в размере 15%, хотя реально эта доля не превышает 5%. Зарубежных инвесторов и брокеров останавливают как неразвитая инфраструктура страхового рынка, так и низкий уровень спроса в стране на страховые услуги. Либерализация рынка страховых услуг в России, включая создание благоприятных условий для иностранных страховщиков, привела бы к заметному улучшению инвестиционного климата в стране, росту иностранных и отечественных инвестиций, в том числе и в производственный сектор, что способствовало бы модернизации и росту экономики. 

Информация о работе Финансовые аспекты вступления РФ в ВТО