Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:03, курсовая работа
Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансов охраны окружающей среды
1.1 Понятие об охране окружающей среды……………………………………..6
1.2 Содержание финансов охраны окружающей среды………………………..8
1.3 Механизм и методы регулирования охраны окружающей среды……...............................................................................................................14
Глава 2. Анализ финансов охраны окружающей среды Российской Федерации
2.1 Состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России…………………………………………………………………………….23
2.2 Анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 – 2013 гг…………………………………………………………………………………..27
2.3 Перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России...29
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………………....39
2010 год (сводная бюджетная роспись) |
2011 год (проект) |
2012 год (проект) |
2013 год (проект) | |
Объем, млрд. рублей |
13,3 |
16,8 |
17,4 |
16,7 |
изменения к предыдущему году: |
||||
млрд. рублей |
3,6 |
0,6 |
-0,7 | |
в% |
26,7 |
3,5 |
-4,2 | |
доля в общем объеме расходов, % |
0,13 |
0,16 |
0,15 |
0,14 |
доля в ВВП, % |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей |
12,7 |
16,2 |
16,8 |
16,1 |
изменения к предыдущему году: |
||||
млрд. рублей |
3,5 |
0,6 |
-0,7 | |
в% |
27,4 |
3,6 |
-4,2 | |
Межбюджетные трансферты, млрд. рублей |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
доля в разделе, % |
4,3 |
3,9 |
3,7 |
3,6 |
Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 25,6 %, без учета межбюджетных трансфертов - 26,5 %.
В соответствии с пояснительной
запиской к законопроекту расходные
обязательства по данному разделу
определяются федеральными законами,
постановлениями и
Расходы федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 - 2013 годах будут осуществлять 5 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, на которые в 2011 - 2013 годах будет приходиться 95 % расходов по данному разделу.
В структуре раздела расходы на обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, осуществляющих государственные услуги в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, и на иные вопросы в области охраны окружающей среды в 2010 году составляют 73,8 % общего объема расходов по данному разделу, на охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания - 23,8 %.
По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» составило 13,0 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей, или на 2,5 %, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 год.[1]
2.3 Перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России
Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сфере требует создания гармоничного финансово-кредитного механизма регулирования природопользования, включающего следующие звенья:
- финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;
- развитию систему территориальных природоохранных фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;
- систему экологических банков;
- привлечение средств из фондов экологического страхования;
- привлечение средств Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экологической сферы;
- использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;
- систему льготных экологического инвестиционного кредита.
Если первые два источника финансирования природоохранной деятельности предусмотрены законодательством постсоветских республик, равно как и средства юридических лиц (в том числе иностранных) то создание системы экологических банков в странах с переходной экономикой пока не произошло. В условиях становления рыночных отношений необходимость создании таких специализированных банков обусловлено:
1) ограниченностью бюджетных
возможностей финансирования
2) необходимостью льготных
условий кредитования
3) растянутостью сроков окупаемости экологических затрат и, следовательно, повышенной степенью банковского риска;
4) возросшей потребностью
предприятий в дополнительных
средствах, вызванной
Экологический банк может выступать как эффективный экономический центр регулирования процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления.
Важным направлением экологизации
кредитной политики является введение
рейтинга банковского процента в
зависимости от экологической надежности
природопользователей, поскольку высокий
уровень экологической
Существует еще один источник финансирования природоохранных мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизация будущих доходов государства для решения не отложенных текущих задач путем выпуска государственных займов и формирования рынка государственных ценных бумаг (экологических облигаций). Этот основанный на рыночных механизмах способ финансирования природоохранной деятельности может оказаться эффективным в условиях финансового кризиса. Экологические займы представляют собой способ привлечения средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности для дополнительного финансирования природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятий. Эмиссию облигаций государственных экологических займов могли бы осуществлять специальные уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их эмиссионную деятельность. Выпуск экологических ценных бумаг должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, для чего необходима прежде всего надежная защита облигаций от инфляции. Привлекательность облигации может быть усилена предоставлением их владельцам различного рода льгот, среди которых могут быть следующие:
- исключение из налогооблагаемой базы доходов, направленных юридическими и физическими лицами на приобретение экологических облигаций;
- льготные цены и условия поставки природоохранной техники, экологически чистых технологий и продуктов;
- приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона.
Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения дел на фондовом рынке. Но главный выигрыш от успешной организации государственного экологического займа получат не эмитенты или владельцы экологических облигаций, а общество в целом и, конечно, природа. [19]
В соответствие с Указом № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» Президента РФ Путина , 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. [ 21] Конечно такой год нужен России, нужен всей земле и как можно чаще, не зависимо от того объявлен год, годом охраны окружающей среды или нет. Согласно регламенту проведения года охраны окружающей среды, президентом рекомендовано исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить соответствующие мероприятия. А это означает, что в 2013 году могут провести множество мероприятий по охране окружающей среды, которые разработаны соответствующими экологическими организациями, но заморожены за неимением средств на их проведение, и пылятся на полках. Возможно, за 2013 год как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы с контролем над вырубающимся лесом и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос с захоронением ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.
Российское правительство в
Что касается
конференций, то их будет
Завершающим мероприятием
станет съезд экологов, который
подведет итоги года и
Буквально за две
недели до конца 2012 года правительство
выполнило собственное
Работа по плану
из более чем 100 пунктов начнется
уже в 2013 году — например, Минприроды
должно в следующие 12 месяцев
подготовить законопроекты о
ратификации Орхусской
"Зеленые" расходятся
в оценках нового документа:
Всемирный фонд дикой природы
(WWF) России считает, что план
соответствует основам
По решению сторон
Киотского протокола, в
Вместе с тем,
Россия, в отличие от Канады, официально
не вышла из соглашения, поэтому
еще как минимум два года
страна будет вместе со всеми
подводить итоги первого
Климатическая
политика вне "киотских" рамок
для России начинается с
Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей среды