Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании процесса формирования и использования финансовых ресурсов страховых компаний и выработке рекомендаций по повышению финансовой устойчивости на примере конкретной страховой организации (ОАО «Страховой дом ВСК» (далее «ВСК»)).Поставленная цель предполагает решение следующего круга задач:
• изучение организационно-правовых основ страховой деятельности и обоснование места страховой компании в системе экономических отношений;
• рассмотрение процесса регулирования деятельности страховых компаний в России;
• исследование механизма формирования и использования финансовых ресурсов страховых компаний;
• анализ формирования и использования финансовых ресурсов «ВСК»;
• разработка предложений по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами «ВСК
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Теоретические основы финансово-экономической деятельности страховой организации
1.1 Общая характеристика финансов страховой организации…………………6
1.2 Страховые резервы: сущность, классификация, методы расчёта и правила размещения…………………………………………………………………...……9
1.3 Анализ деятельности страховой организации. Финансовая устойчивость: понятие, факторы, правовое регулирование…………………………….……..15
Глава 2. Анализ финансовой деятельности страховой организации (на примере ОАО «Страховой дом ВСК»)
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Страховой дом ВСК»…….....…..22
2.2 Структура и эффективность инвестиционной деятельности ОАО «ВСК»……………………………………………………………………...……..26
Глава 3. Основные направления повышения эффективности финансовой деятельности страховой организации
3.1 Необходимость укрепления финансовых основ страховой деятельности………………………………………………………………….….32
3.2 Пути повышения качества активов и капитала страховой организации……………………………………………………………….……..34
3.3 Новые источники и возможности инвестиционной деятельности страховой организации…………………………………………………..……...37
Заключение………………………………………………………………….……43
Список использованной литературы…………………………………...………45
Из данной схемы видно, что одна из особенностей организации финансов в страховании заключается в том, что страховые фонды и страховые резервы страховщика имеют различное экономическое содержание и в связи с этим находят своё отражение в разных разделах баланса страховой организации.
1.2 Страховые резервы: сущность, классификация, методы расчёта и правила размещения
«Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора, формируют страховые резервы», которые используются исключительно для осуществления страховых выплат (из ст. 26 ФЗ РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Страховые резервы представляют собой совокупность имеющих целевой характер специальных фондов денежных средств, обеспечивающих солидарную раскладку ущерба среди участников страхования и предназначенных для осуществления страховых выплат, а также используемых как временно свободные средства в качестве источника инвестиционной деятельности.
Наличие страховых резервов составляет основу платёжеспособности страховой организации. Понятие «размер страховых резервов» является крайне условным, поскольку объём ответственности страховщика по договорам страхования ввиду непрерывности страховых операций и периодического изменения количества страхователей находится в постоянной динамике. Состав и объём страховых резервов зависят от степени влияния различных факторов, таких как:
специфика страховой деятельности конкретной организации;
структура страхового портфеля;
развитие перестрахования;
уровень и темпы инфляции, отражающие зависимость между снижением покупательной способности резервов и обесценением обязательств.
Передавая часть рисков в перестрахование, страховщик снимает с себя обязательства по формированию соответствующих специальных резервов.
В соответствии с требованиями страхового законодательства РФ, резервы страховых компаний подразделяются на резервы по страхованию жизни и резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни (т.е. рисковым видам).
Подобное деление связано с различным содержанием страховой защиты, характером риска, функцией, задачами и, как результат, методологией расчёта тарифов. Существует также дальнейшая, более углубленная классификация страховых резервов по их видам. Чтобы наглядней представить её, обратимся к следующему рисунку:
устанавливаемые по согласованию с Федеральной службой страхового надзора. (ФССН).
Резервы по страхованию жизни предназначены для проведения расчётов со страхователем после окончания срока действия договора.
В настоящее время в практике страхования жизни отсутствуют общие обязательные правила формирования страховых резервов, что позволяет страховым компаниям самостоятельно разрабатывать документы, определяющие порядок формирования соответствующих резервов, подлежащий дальнейшему согласованию с органами страхового надзора.
Базой для расчёта величины данного резерва служит поступившая в результате заключения в отчётном периоде договоров страхования жизни страховая нетто-премия.
В случае отсутствия у страховой организации собственного положения о формировании страхового резерва по страхованию жизни, одобренного соответствующим уполномоченным органом, величина резервов рассчитывается согласно рекомендациям Росстрахнадзора от 27 декабря 1997 г. №09/2-16р/02 [2].
Резерв незаработанной премии (РНП) представляет собой базовую страховую премию, поступившую по договорам страхования, действовавшим в отчётном периоде, и относящуюся к периоду действия договора страхования, выходящему за рамки отчётного периода.
Регулярная отчётность предполагает определение объёма ответственности страховщика на конкретную отчётную дату. Ответственность страховщика по договорам страхования, заключённым от отчётной даты и действующим после неё, в соответствующей части переносится на будущий период.
Премия, соответствующая объёму ответственности, переходящей на следующий период, обозначается как незаработанная премия. Часть ответственности, приходящаяся на отчётный период, признаётся условно исполненной, а соответствующая этой части доля премии считается заработанной. Незаработанная часть страховой премии подлежит резервированию.
Резерв незаработанной рисковой премии (нетто-премии) принято называть резервом по неоконченной ответственности, или, сокращённо, резервом премии.
Важное значение в практике страхования имеет порядок расчёта резерва убытков по страховым случаям. Практика страхования показывает, что по большинству видов страхования (особенно таких сложных как страхование судов, строительно-монтажных рисков, страхование ответственности и т.д.) для окончательного рассмотрения и оплаты убытка требуется длительное время. Рассмотренный, но ещё полностью не оплаченный убыток называют неоконченным убытком. На сумму рассмотренных, но не урегулированных убытков страховщик создаёт резерв заявленных, но не урегулированных убытков (РЗУ). Величина РЗУ определяется по каждой неурегулированной претензии. Если убыток заявлен, но размер ущерба не установлен, то для расчёта принимается максимально возможная величина убытка, не превышающая страховую сумму. РЗУ создаётся для обеспечения выполнения обязательств, включая расходы по урегулированию убытков по договорам страхования, не исполненным или исполненным неполностью на отчётную дату.
Резерв произошедших, но не заявленных убытков (РПЗ) предназначен для выполнения страховщиком своих обязательств, включая расходы по урегулированию убытков по договорам страхования, возникшим в связи с произошедшими страховыми случаями в течение отчётного периода, о факте наступления которых страховщику не было заявлено в установленном порядке на отчётную дату.
По общему правилу, величина резерва исчисляется в размере:
10% суммы базовой страховой премии, поступившей в отчётном периоде, если отчётным периодом считается год;
10% суммы базовой страховой премии, поступившей в отчётном периоде, и за три периода, предшествующие отчётному, если отчётным периодом считается квартал.
Согласно п.6 ст.26 Закона, «страховая организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страхового случая». Нормирование резерва предупредительных мероприятий (РПМ) осуществляется страховщиками самостоятельно. Резерв формируется путём отчислений от страховой брутто-премии, поступившей по договорам страхования в отчётном периоде. Величина РПМ соответствует сумме отчислений в данный резерв в отчётном периоде, увеличенной на суммы резерва на начало отчётного периода и уменьшенной на сумму израсходованных средств на предупредительные мероприятия в отчётном периоде.
За счёт этих средств могут финансироваться:
строительство и реконструкция пожарных депо, испытательных лабораторий и полигонов, диагностических станций Госавтоинспекции по проверке технического состояния транспортных средств;
закупка оборудования для предупреждения дорожно-транспортных происшествий;
проведение профилактических и санитарно-гигиенических мер по охране здоровья населения и снижению травматизма (профосмотр, прививки, вакцинация) и многие другие виды превентивных мероприятий, имеющих целью снизить риск убытков и уменьшить их возможные масштабы.
Контроль за расходованием средств РПМ осуществляется органами надзора в порядке, установленном действующим законодательством.
Формирование группы дополнительных страховых резервов осуществляется по согласованию с Федеральной службой страхового надзора.
Стабилизационный резерв является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результате от проведения страховых операций вследствие действия факторов, не подвластных воле страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним расчётным значением.
В связи с тем, что страховые резервы относятся к категории привлечённых средств страховой компании, они должны быть использованы строго по своему целевому назначению в соответствии с законодательством РФ. Для этих целей федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью был принят документ – Правила размещения страховщиками страховых резервов – определяющий требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов, контроль за соблюдением которых осуществляется Федеральной службой страхового надзора.
Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов[3], должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
Соответствие деятельности страховщика по размещению средств страховых резервов принципам диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности определяется выполнением структурных соотношений, указанных в Приложении к Правилам размещения страховщиками страховых резервов. При расчёте данных структурных соотношений применяется балансовая стоимость активов. Общая стоимость активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины страховых резервов.
1.3 Анализ деятельности страховой организации. Финансовая устойчивость: понятие, факторы, правовое регулирование
В связи с увеличением оборота средств, циркулирующих в сегменте страхового бизнеса, и расширением спектра страховых услуг существует объективная необходимость в методике эффективного контроля за результатами деятельности страховых организаций как со стороны государства, так и со стороны иных заинтересованных лиц.
Решающую роль в информационном обеспечении страховой деятельности играет бухгалтерская отчётность, которая, независимо от организационно-правовой формы страховой организации, подлежит публикации в средствах массовой информации.
Необходимыми условиями для публикации бухгалтерской отчётности страховой организации являются, во-первых, проверка и подтверждение её независимой аудиторской фирмой и, во-вторых, утверждение её общим собранием акционеров.
Публикации в обязательном порядке подлежат Бухгалтерский баланс (форма №1 – страховщик) и Отчёт о финансовых результатах (форма №2 – страховщик).
Более того, законодательно определён перечень форм бухгалтерской отчётности, направляемых в ФССН и ее территориальные органы в порядке надзора ¨.
Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учёте с целью адекватного раскрытия финансового положения и финансовых результатов страховщика, является одной из важнейших задач финансовых служб страховых организаций. Особую роль в этом последние годы играет реформирование системы российского бухгалтерского учёта в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)[4], позволяющими обеспечить сопоставимость финансовых показателей компаний в общемировом масштабе и повысить доступность отчётной информации для внешних пользователей.
Финансовая отчётность, составленная в соответствии с МСФО, в значительной степени отличается от отчётности, сформированной по российским бухгалтерским стандартам. Однако, в каком бы формате ни была представлена финансовая отчётность страховой организации, её задачей является оценка финансового положения и финансовых результатов деятельности страховой организации.
Финансовое положение страховщика раскрывается посредством интерпретации показателей активов, обязательств и капитала (в первую очередь, на основании данных бухгалтерского баланса), а финансовые результаты – посредством интерпретации показателей доходов, расходов и прибыли, отражаемых в отчёте о прибылях и убытках.
Для анализа различных сторон деятельности страховой организации используются абсолютные стоимостные оценки, характеризующие объёмы деятельности, а также относительные показатели (коэффициенты), отражающие качество страхового бизнеса.
При проведении оценки финансового состояния страховщика используют примерно следующий набор показателей:
- динамика и структура активов и пассивов бухгалтерского баланса;
- деловая активность и рентабельность;
- оценка страховых обязательств;
- ликвидность и платёжеспособность;
- обепеченность собственными оборотными средствами и др.
Понятие финансовой устойчивости страховых организаций предполагает их способность выполнять свои обязательства при имеющихся условиях, а также в случае вероятностных неблагоприятных изменений внешней и внутренней среды.
Учитывая, что финансы как экономическая категория обладают свойством количественного отображения производственного процесса через финансовые ресурсы, финансовая устойчивость имеет объективную основу для количественного выражения, на основании чего финансовую устойчивость можно также рассматривать как способность субъекта рынка сохранить количество и качество своих финансовых ресурсов при изменении среды. Под качеством финансовых ресурсов в данном случае понимают степень их соответствия основной цели субъекта — выживанию и развитию в условиях рыночной среды.
Состояние устойчивости (неустойчивости) страховой компании формируется под воздействием факторов, различных по характеру. Часть этих факторов поддаётся в той или иной степени управлению, а часть – нет. По этому признаку они могут быть сгруппированы следующим образом:
ФАКТОРЫ | ||
управляемые | частично управляемые | неуправляемые |
страховой продукт | рыночный спрос | государственное устройство |
система организации продаж | конкуренция | политическая система |
гибкая система тарифов |
| динамика банковского процента |
трудовые ресурсы |
| уровень инфляции |
материальные ресурсы |
| состояние фондового рынка |
финансовые ресурсы |
| система налогообложения |
собственная инфраструктура страховщика |
| социально-этическое окружение |
ноу-хау в страховых услугах |
| конъюнктура мирового страхового рынка |
Информация о работе Финансовые основы страховой деятельности (на примере ОАО «Страховой дом ВСК» )