Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство) и микроуровне (предприятия, домашние хозяйства).
В рамках поставленной цели автор попытался решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственных финансовых ресурсов, определить состав государственных финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования;
2. Раскрыть сущность финансовых ресурсов субъектов федерации, определить их состав, источники формирования и направления использования.
3. Проанализировать категорию финансовые ресурсы предприятия и дать ей расширенную характеристику.
В соответствие с поставленными задачами работа разделена на три части, каждая из которых посвящена изучению категории «финансовые ресурсы» относительно объекта финансовых ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА
1.1 Определение финансовых ресурсов государства…………………………...5
1.2 Состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации………………….6
1.3 Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования……………………………………………………………………..8
1.4 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства……………………………………………………………………….14
ГЛАВА II. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА
2.1 Состав финансовых ресурсов субъекта Российской Федерации………………………………………………………………………..18
2.2. Источники формирования финансовых ресурсов региона………………19
2.3. Роль финансовых ресурсов в социально-экономическом развитии территории……………………………………………………………………….22
ГЛАВА III. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования…….24
3.2 Использование финансовых ресурсов на предприятиях в условиях рынка……………………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

КАТЯ К,Р,.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

К неналоговым доходам регионального  бюджета относятся:

— средства, получаемые от продажи  регионального имущества;

— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное  владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

— средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

— плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

— часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

— другие предусмотренные  законодательством Российской Федерации  доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут  зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и  правительств иностранных государств.

В бюджеты могут также зачисляться  безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами  понимаются операции по передаче средств  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

Иные неналоговые доходы поступают  в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций  и субсидий либо иной безвозвратной  и безвозмездной передачи средств  подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета

Собственные доходы бюджетов субъектов  Федерации от региональных налогов  и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и  внебюджетные фонды, которые могут  быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.

Бюджетные фонды создаются в  составе регионального бюджета  как обособленные бюджетные средства для:

— целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

— ликвидации неблагоприятных  последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;

— социально-экономических, экологических, научно-технических  и иных значимых для региона программ и мероприятий.

Внебюджетный фонд — обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального  бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

В регионах формируются и действуют:

— территориальные подразделения  федеральных внебюджетных фондов;

— региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;

— внебюджетные фонды  муниципальных образований.

 

2.3. Роль финансовых ресурсов в  социально-экономическом  развитии территории. 

Конституцией РФ предусмотрены следующие условия осуществления полномочий местными органами местного самоуправления:

• четкое разграничение  компетенции между уровнями публичной  власти, наделение органов местного самоуправления правами в сфере местных финансов;

• независимое формирование, утверждение и исполнение местных  бюджетов, установление местных налогов  и иных взносов;

• завершение формирования финансово-экономической базы местного самоуправления в рамках системы налогообложения и бюджетных реформ;

• улучшение системы бюджетного и налогового регулирования, прежде всего посредством:

— перераспределения  средств, выделенных из федерального бюджета  для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечения финансовой независимости муниципальных образований для решения проблем, относящихся к их компетенции;

— выработки принципов взаимодействия между государственными органами власти и местными органами, включая взаимодействие при осуществлении определенных государственных полномочий, переданных местным органам;

— установления минимальных  государственных социальных стандартов как основы расчетов при осуществлении  межбюджетных отношений;

• активное формирование муниципальной собственности как  важного компонента финансово-экономической базы местного самоуправления;

• развитие рынка недвижимости;

• проведение инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение  доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса.

Механизмом решения вышеперечисленных  проблем должно быть установление такого бюджетного и налогового регулирования, которое обеспечивает формирование минимальных местных бюджетов и создает условия для оптимизации базы налогообложения муниципальных образований.

При упоминании основных финансово-бюджетных  проблем местного самоуправления, указанных в «Основных положениях государственной политики...» важно отметить, что подобные проблемы существуют на протяжении многих лет. Несмотря на некоторые изменения в практике принятия федеральных законов, бюджеты муниципальных образований все еще несбалансированны и бедны. Между тем во всех странах, имеющих местное самоуправление, местные органы самоуправления играют решающую роль в достижении социального консенсуса, экономического благосостояния и стабильного развития не только в пределах подотчетной им территории, но и в стране в целом. Для этой цели местные органы должны обладать необходимыми финансовыми ресурсами.

 

 

 

ГЛАВА Ш. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

3.1 Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования

 

Понятие финансовых ресурсов в отечественной практике было введено  впервые при составлении первого  пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов. Однако при широком использовании  в теории и практике этого термина  его толкование весьма различно. Между тем, однозначное и обоснованное толкование  сущности данной категории важно для ее полного понимания и практического осуществления финансовой работы на предприятии, фирме.

Итак, разграничим понятия  связанные с функционированием финансов и финансовых ресурсов предприятий. Деньги – это вид универсального товара, используемый как всеобщий эквивалент, посредством которого соизмеряется стоимость других товаров. Денежные средства – совокупность средств предприятия, представленная денежным (наличным или безналичным) оборотом. Наличный оборот может быть представлен кассой предприятия,  а безналичная  форма – счета в банках, платежные поручения, аккредитивы и т.д. Таким  образом, деньги  есть форма выражения стоимости. В случае финансовых отношений – распределяемой стоимости. Фонды денежных средств (денежные  фонды) – обособленная часть денежных средств предприятия, имеющая узкоцелевое назначение (амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд потребления и т.д.). Фондовая форма образования и использования средств, как правило, регламентируется предприятием, относительно стабильна, легче контролируема.  Нефондовая форма денежных средств – средства в расчетах, по платежам бюджетно-кредитной системе. 7

Финансовыми средствами называются средства, которые могут быть использованы предприятием немедленно как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие средства целесообразно использовать при характеристике текущей деятельности. Например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами.

Финансовые ресурсы  – более емкое понятие, включающее наряду с финансовыми средствами (для обеспечения текущей деятельности) и потенциально возможные, которые могут быть  получены при необходимости (либо в перспективе, либо с некоторым дисконтом от реализации активов предприятия). Данное положение исходит из того, что, деятельность предприятия не ограничивается текущим моментом и может быть спрогнозирована на перспективу. Кстати, в понятие «ресурс» уже заложена определенная предназначенность. В данном случае ресурс обеспечения производственной деятельности и коль скоро мы говорим о повторяющихся циклах производства, то – источник финансирования воспроизводственной деятельности предприятия (здесь имеется ввиду и перспективная деятельность субъекта хозяйствования), что предполагает учет всевозможных ресурсов. Таким образом, в понятие финансовые ресурсы входят текущие и потенциально возможные средства, которые при необходимости могут быть использованы как знаки распределяемой стоимости. Капиталом   является часть финансовых ресурсов приносящая доход.

Наиболее полно финансовые ресурсы могут быть изучены с  позиции системного подхода. Системой финансовых ресурсов предприятия будем считать совокупность активов предприятия, которые могут быть использованы им в качестве знаков распределяемой стоимости при осуществлении своей деятельности и для дальнейшего развития и функционирования.

Система финансовых ресурсов предприятия может быть охарактеризована как экономическая (т.к. она подчиняется экономическим законам), действующая в сфере финансово-кредитных отношений, динамическая (т.е. изменяется с течением времени), открытая (т.е. взаимосвязанная с окружающей средой), управляемая.

Переходя к рассмотрению элементов системы ресурсов, отметим, что, на наш взгляд, существуют несколько классификаций элементов, выделенных по различным критериальным признакам.

При выделении элементов  будем исходить из ранее данного  определения финансовых ресурсов, основанного на сущности финансов. В этом случае вполне логично выделять элементы по степени абсолютной ресурсности. Именно, таким образом, они представлены в активе предприятия.

А1 (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) - активы, имеющие практически абсолютную ресурсность. Могут быть сразу использованы как знаки стоимости.

А2 - (дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы) – активы, имеющие некоторую ограниченность при использовании в качестве знаков стоимости. Развитие рыночных институтов (например,  факторинговых компаний) и отношений расширяет возможности по использованию в качестве ресурсов этих активов.

А3  - (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция, долгосрочные финансовые вложения и др.). Могут быть  приняты в качестве знаков стоимости в единичных случаях, либо при достаточно высокой степени их ликвидности и востребованности на рынке. Их реализация и превращение в денежную форму длительно по времени и часто сопровождается значительной скидкой.

А4 - (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство) – используются в исключительных случаях (как правило, при несостоятельности плательщика), либо при создании и образовании нового предприятия. При переводе в денежную форму считаются трудно реализуемыми. Это не относится к уникальному оборудованию, известным торговым маркам, перспективным «ноу-хау». На рис. 2.1  представлено действие и  восприятие выделенных элементов

П1

П2

П3

П4


 

А1

А2

А3

А4



Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения

Дебиторская задолженность (до 12 мес.), прочие оборотные активы

Сырье, материалы, неза-вершенное производство, готовая про-дукция и др.

Нематериальные активы, ос-новные  средства, незавершенное строительство и др.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования