Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:31, реферат
Краткое описание
В данной работе были изучены и рассмотрены финансовые системы трех зарубежных стран: США, Великобритании и Германии. Каждая система в отдельности представляет уникальный способ руководства финансами той или иной страны.
Система государственных финансов
включает в себя бюджет центрального правительства;
бюджеты местных органов власти; специальные
фонды, примыкающие к бюджетам; финансовые
ресурсы государственных предприятий.
Что касается соотношения объема
расходов, проходящих через различные
виды бюджетов, то в Германии объемы расходов
территориальных бюджетов больше, чем
объем финансирования из федерального
бюджета.
Кроме того, за счет бюджетов
земель и общин финансируются здравоохранение,
жилищно-коммунальное хозяйство, расходы
на содержание местных органов власти,
правопорядка, выплата процентов по местным
займам и их погашение.
Государственный кредит прежде
всего играет важную роль в управлении
бюджетным дефицитом на всех уровнях бюджетной
системы Германии.
На региональном и муниципальном
уровнях также распространилась практика
использования займов для дополнительного
финансирования расходов бюджетов. Доходность
таких займов устанавливается с учетом
стандартного набора факторов: уровня
процента на рынке ссудных капиталов,
срока займа, финансового состояния соответствующих
бюджетов.
Важное место в финансовой
системе занимают специальные (внебюджетные)
фонды, поскольку они обеспечивают
ресурсами отдельные целевые программы.
Наиболее крупными из них являются фонды
социального страхования (ФСС), состоящие
из множества автономных фондов: фонд
страхования по временной нетрудоспособности,
на случай безработицы, от несчастных
случаев и др. Средства этих фондов образуются
за счет трех источников:
Обязательных отчислений от
заработной платы рабочих и служащих;
Взносов работодателей;
Государственных субсидий из федерального бюджета;
Особенностью распределения
социальной нагрузки между работниками
и работодателями в Германии является,
как правило, равный уровень их отчислений
в социальные фонды.
Страховые взносы
в фонд социального страхования по другим
видам страхования характеризуются следующими
размерами:
18,7% от заработной платы - на пенсии по старости, инвалидности и потери кормильца;
13% - на пособие по временной нетрудоспособности, материнству и медицинскому страхованию;
4,3% - на пособие по безработице;
около 2% - на пенсию по несчастным случаям на производстве;
Налоги занимают центральное
место в доходах бюджетов: их доля в доходной
части консолидированного бюджета Германии
(без взносов социального страхования)
составляется около 80%.
Следует обратить внимание,
что долевое разграничение налоговых
поступлений между уровнями бюджетов
в Германии основано на распределении
наиболее важных в фискальном отношении
налогов - подоходного налога, налога на
прибыль корпораций и НДС составляющих
около 75% налоговых поступлений в консолидированном
бюджете Германии.
Подоходный налог с населения
является источников формирования доходной
базы бюджетов всех уровней бюджетной
системы Германии и занимает наибольший
удельный вес в структуре доходов бюджетов.
Объектом обложения являются доходы полученные
от наемного труда, самостоятельной работы,
от капитала, сдачи имущества в аренду
и внаем и прочие поступления.
Второе место в доходах бюджета
занимает НДС. Объектом налогообложения
являются обороты по реализации товаров,
как собственного производства, так и
приобретенных. Налогом на доходы корпораций
в Германии облагаются акционерные общества,
кооперативы, страховые ассоциации, промышленные
и коммерческие предприятия и другие юридические
лица.
Финансовая
Система Великобритании.
Финансовая система
Великобритании включает три звена:
Бюджетная система;
Внебюджетные специальные фонды;
Финансы государственных предприятий;
Ведущим звеном финансовой
системы является бюджетная система, состоящая из двух уровней,
включает в себя государственный бюджет
и бюджеты местных органов власти. Особое
значение отводится государственному
бюджету, через который перераспределяется
около 40% национального дохода страны.
Бюджет Великобритании формируется на
основе среднесрочных программ экономического
развития страны (на 3 года) и совокупности
отдельных ведомственных программ, которые
разрабатываются на год.
Состав государственного
бюджета Великобритании:
Консолидированный фонд - ежегодно
утверждаемые расходы, фонд постоянных расходов;
Национальный фонд займов;
В утверждаемые расходы входят
военные ассигнования, расходы на промышленность,
сельское хозяйство, содержание аппарата
управления, социальные нужды, субсидии
местным органам власти, помощь развивающимся
странам. Из фонда постоянных расходов
выплачиваются проценты по государственному
долгу, финансируются расходы по «цивильному
листу» (содержание королевы и ее двора),
а также осуществляются ежегодные платежи
ЕС, введенные в связи с вступлением в
него Великобритании.
Доходная часть национального
фонда займов формируется за счет неналоговых
доходов, в том числе процентов, поступающих
от государственных предприятий и местных
органов власти за предоставленные им
казначейством долгосрочные кредиты;
прибыли эмиссионного департамента банка
Англии и др.
Расходы национального фонда
займов включают проценты по государственному
долгу и управлению им, долгосрочные кредиты
на капитальные вложения государственным
предприятиям и местным органам власти.
Основные цели бюджета заключаются
в обеспечении широкого спектра направлений
социально-экономического развития страны,
выходя далеко за пределы привычного финансирования
общественных услуг. Глобальными целями
государственной бюджетной политики является
обеспечение макроэкономической стабильности;
роста производительности труда; высокого
уровня занятости; повышение уровня жизни
наименее защищенных слоев населения;
притока инвестиций в сектор общественных
услуг с целью повышения стандартов образования,
здравоохранения, модернизации транспорта
и борьбы с преступностью; защиты окружающей
среды.
Специальные внебюджетные
фонды являются второй самостоятельной
сферой финансовой системы Великобритании.
Среди них наибольшее значение приобрели
социальные и научно-исследовательские
фонды. Социальные фонды аккумулируют
ресурсы, предназначенные для оказания
социальных услуг населению. Фонды образуются
за счет трех источников: страховых взносов
застрахованных, страховых взносов предпринимателей
и субсидий государств. В Великобритании
ставки взносов в социальный фонд варьируются
от 5,7% до 9% в зависимости от уровня дохода.
Платежи из социального
фонда бывают трех основных видов:
Ссуды из бюджета фонда для финансирования взаимосвязанных расходов;
Пособия "общественной поддержки";
Кризисные ссуды, предназначенные
для помощи гражданам в случаях опасности
для их здоровья и жизнедеятельности при
наступлении стихийных бедствий и других
чрезвычайных ситуаций.
Главное место среди научно-исследовательских
фондов Великобритании занимает Фонд
национальной корпорации по развитию
исследований. Он имеет самостоятельный
баланс и не зависит от государственного
бюджета. Его средства формируются за
счет доходов от продажи лицензий на право
использования изобретений. Государство
предоставляет фонду бессрочные ссуды
и ежегодные субсидии. За счет средств
этого фонда осуществляются капитальные
вложения частных предприятий, занимающихся
научной разработкой проблем и внедрением
ее результатов в производство. На средства
фонда осуществляются исследования, проводимые
в лабораториях государственных университетов,
национальных и частных компаниях, и доводятся
до их промышленного освоения. За счет
средств специальных (внебюджетных) фондов
Великобритании финансируется 1/3 государственных
расходов.
Последней сферой финансовой
системы Великобритании являются финансы предприятий
и корпораций. Государственные корпорации
являются преобладающей формой государственных
предприятий. Они находятся в ведении
правительства и представляют собой предприятия
национализированных отраслей промышленности
(энергетики, железнодорожного транспорта
и др.). Финансовые отношения этого звена
финансовой системы представлены в основном
финансовыми взаимосвязями с бюджетом
центрального правительства, которые
проявляются, с одной стороны, в уплате
налога на прибыль корпораций и процентов
за получение ими средств из бюджета на
модернизацию производства и прочие цели.
Однако лидирующее положение
в этой сфере занимают финансы частного
предпринимательства. Следует отметить,
что доля частного сектора в общем объеме
выпуска страны превышает 80%. Частный сектор
обеспечивает свыше 3А всей занятости
в стране, и политика правительства Великобритании
нацелена на обеспечение самых благоприятных
условий для развития частного сектора
экономики, в том числе за счет приватизации
неэффективных государственных компаний.
Кроме того, в Великобритании
широко развито партнерство государственного
и частного секторов в области финансирования
коммунальных услуг. Хотя услуги государственного
сектора и нужд его инфраструктур весьма
специфичны, но, несмотря на это, компании
частного сектора конкурируют в обеспечении
данных потребностей.
3. Общие звенья в финансовых
системах зарубежных стран
Ведущим звеном государственных
финансов зарубежных стран являются федеральные
финансы (федеральный бюджет или бюджет
центрального правительства и правительственные
специальные внебюджетные фонды).
1. Федеральный
бюджет
Является основным финансовым
планом государства на текущий год, имеет
силу закона. Федеральный бюджет - главный
инструмент перераспределения национального
дохода. Через это звено финансовой системы
перераспределяется до 40% национального
дохода страны.
Основными доходами федерального
бюджета выступают налоги, составляющие
от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов.
За федеральным бюджетом в странах с развитой
рыночной экономикой закреплены главные
налоги - подоходный налог с физических
лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы,
налог на добавленную стоимость (в тех
странах, где он применяется), таможенные
пошлины.
Из федерального бюджета производятся
основные расходы: на военные (оборонные)
цели, международную деятельность, регулирование
экономики, федеральным государственным
долгом, субсидии и кредиты развивающимся
странам. При чрезвычайных обстоятельствах
(в периоды войн, экономических кризисов)
правительства опираются на средства
федерального бюджета и покрывают ими
возрастающие государственные расходы.
По размерам федерального бюджета,
его структуре можно судить об уровне
экономического развития той или иной
страны, о характере ее экономического
строя и материальном положении основной
части населения.
Федеральные бюджеты большинства
развитых зарубежных стран характеризуются
крупными бюджетными дефицитами, покрываемыми
государственными займами. Выпуск государственных
займов влечет за собой рост государственного
долга, представляющего собой всю сумму
ранее выпущенных и не погашенных государственных
займов вместе с процентами.
2. Специальные
внебюджетные фонды
Специальные внебюджетные
фонды - важное звено государственных
финансов развитых зарубежных стран стран.
Крупнейшие из них связаны с социальной
сферой и представлены фондами национального
страхования. К основным общенациональным
фондам (системам) социального страхования
и социального обеспечения относятся:
страхование по возрасту, по инвалидности,
по случаю потери кормильца, по социальным
пособиям (по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, по несчастным
случаям и профессиональным заболеваниям,
другие), по безработице, страхование здоровья.
Доходы этих фондов образуются
за счет налоговых и неналоговых поступлений,
а также за счет средств федерального
бюджета. Самыми значительными являются
взносы на социальное страхование, уплачиваемые
работодателями и индивидуальными предпринимателями,
самозанятыми лицами.
Расходуются средства этих
фондов строго по целевому назначению.
Таким образом, специальные
внебюджетные фонды представляют собой
совокупность денежных ресурсов, имеющих
целевое назначение. Денежные средства
специальных внебюджетных фондов и их
имущество являются собственностью Правительства
страны и территориальных органов власти.
Эти фонды функционируют обособленно
от соответствующих бюджетов, как самостоятельные
финансово-кредитные учреждения. США -
единственная страна, где фонд национального
страхования объединен с федеральным
бюджетом. Финансирование выплат по безработице
во многих странах (например, Германии)
осуществляется за счет средств федерального
бюджета.
Помимо социальных к специальным
внебюджетным фондам в большинстве стран
относятся и другие фонды, экономические,
предназначенные для регулирования экономики,
ее структурной перестройки, научно-исследовательские,
используемые для финансовой поддержки
научных исследований в приоритетных
отраслях и сферах экономики, военно-политические
фонды, за счет которых финансируются
дополнительные целевые мероприятия,
имеющие особую важность, прочие.
3. Бюджетная система
В развитых странах ведущая
роль в финансовой системе принадлежит
бюджетной системе. Структура бюджетной
системы зависит от государственного
устройства.