Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа
Предмет исследования – финансовый контроль в Республике Беларусь. Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансового контроля, его видов и методов, а также направлений совершенствования финансового контроля на современном этапе развития. При выполнении работы использованы методы формальной логики (синтеза, анализа, дедукции, сравнения), анализ периодических и специальных литературных источников, метод относительных величин.
Введение…………………………………………………………………..……….4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля ……………………………………………………………………………………...6
2. Организация финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….………………………………………………………10
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………….……...….....26
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования. Это наиболее распространенный вид финансового контроля. В его процессе изучается определенный круг вопросов и отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности на основе документов, получения объяснений от обязательных лиц, а также осмотра помещений и других объектов.
Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.
Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.[22, c.604]
Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.[20, c.50-51]
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, последние подразделяются на документальные и фактические. Документальная ревизия предполагает проверку подлинных первичных бухгалтерских и других документов, фактическая – проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре.
В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:
Ревизии могут
быть плановыми и внеплановыми. Плановые
ревизии проводятся в соответствии
с планами работы контролирующих
органов. Внеплановые ревизии, как
правило, назначаются в связи
с возникшей необходимостью.[
Основанием для ревизии служит предписание руководителя контролирующего органа или его заместителя. В нем указывается тема ревизии и срок проведения.
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и носит систематический всеобъемлющий характер, и как правило, осуществляются специальным контрольно-ревизионным аппаратом, входящим в состав финансовых органов.[14, c.128]
Таким образом, организация финансового контроля – это группировка финансового контроля по различным признакам.
3 Совершенствование
финансового контроля на
В развитии контроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции.
Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется в сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массой.
Проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются сегодня не менее актуальными, чем год и даже пять лет тому назад. Нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Однако немало определяющих вопросов остается открытыми.[27, c.123]
Пути повышения
эффективности и действенности
контрольно-экономической
Дело не только в том, что в отсутствии координации возможны многократные отвлечения сил контролирующих органов и объектов контроля, а и в том, что имея различные задачи, контролирующие органы на основе одних и тех же исходных данных, с позиции одних и тех же принципов контроля могут сделать разные выводы, которые с разных позиций призваны исключить корни финансовых нарушений. С другой стороны, обеспечить тотальный контроль разрозненными силами невозможно. Только скоординированные действия всех контролирующих органов способны добиться этих целей. Но в этом случае возникают проблемы доверия контрольных органов друг к другу.
Особое внимание следует уделять финансовому контролю в социальной сфере – это контроль за целевым и эффективным использованием средств, направленных на финансирование образование, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и искусства, социальной политики. Это отрасли, которые имеют огромное значение для всего общества в целом.
Так же большое внимание должно уделяться состоянию дел на предприятиях и организациях, допускающих спад производства, снижение уровня рентабельности. Проводимые проверки, анализы и обследования не должны носить описательный характер, что зачастую бывает. На их основе необходимо разрабатывать конкретные предложения по повышению эффективности производства, снижению непроизводительных расходов и потерь. Следовательно, это позволит изыскать дополнительные резервы, ликвидацию задолженности, обеспечение плана доходов бюджета.
Особую проблему
вызывает тяжелое финансовое положение
проверенных субъектов
Так же следует отметить, что зачастую, из-за большого объема подлежащего изучению материала и обычной нехватки времени на практике чаще ревизий назначаются проверки конкретных вопросов. Но не следует забывать, что ревизия была и остается наиболее эффективным и достоверным методом финансового контроля, особенно для целей последующего контроля.[6]
Контроль эффективности – это выход контроля за сферу бухгалтерской точности и законности, что требует от контролеров выработки суждений и оценок о целесообразности производимых расходов, действенности тех или иных законодательных актов. И если законы или другие нормативные акты не отвечают требованиям реальной обстановки, то органы контроля должны выступать с инициативой об их отмене, изменении или принятии новых правовых норм.
Весь контрольный процесс в зависимости от сложности выполняемых функций можно разделить на следующие ступени: