Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:30, реферат
Финансовый контроль -- это один из видов управленческой деятельности.
Таким образом финансовый контроль представляет систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.
1. Понятие финансового контроля
2. Функции финансового контроля
3. Составляющие финансового контроля
4. Виды и система контролирующих органов финансового контроля
5. Принципы организации финансового контроля и его классификация
Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный и аудиторский контроль.
Внутрихозяйственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, филиалов и дочерних предприятий проводится самим предприятием, его экономическими службами и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.
Аудиторский контроль, возникший в РФ с конца 1980-х гг., -- это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую фирму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).
Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:
ведомство главного ревизора -- аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства -- контроль над расходованием государственных средств и государственного имущества;
налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;
контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых потоков и увеличение прибыли.
В государствах тоталитарного типа с преобладанием государственной собственности государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.
5. Принципы организации финансового контроля и его классификация
Основными принципами являются независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочиями руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь финансовых контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Имеют место принципы, носящие существенный характер:
результативность контроля;
четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
неподкупность субъектов контроля;
обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
согласованность действий различных контролирующих органов и др.
Каждый институт и разновидность контроля имеют свой регламент.
Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:
инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов и т. д.;
проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т. д.);
проверку правильности составления отчетности -- бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.
Другие виды контроля (документальные, тематические) требуют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля). Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям:
регламенту осуществления -- обязательный, инициативный;
времени проведения -- предварительный, текущий (оперативный), последующий;
субъектам контроля -- президентский: законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифирменный; ведомственный; аудиторский;
объектам контроля -- бюджетный, за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, за денежной массой. Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится к налоговым проверкам, контролю над целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций и т. д. Инициативный контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегии.