Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:01, курсовая работа
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.
Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Введение
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.
Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сущность финансового контроля
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Основное назначение финансового
контроля состоит в том, чтобы
обеспечить эффективность процесса
формирования и расходования денежных
средств, находящихся в руках
государства. Контроль является неотъемлемым
элементом процесса государственного
управления. Он способствует успешной
реализации задач, стоящих перед бюджетной
системой страны.
Финансовый контроль призван обеспечивать:
• правильность составления бюджетов
различных уровней и их исполнения;
• соблюдение действующего бюджетного
и налогового законодательства, правильность
ведения бухгалтерского учета, составления
отчетности;
• эффективное и целевое использования
средств государственного бюджета и внебюджетных
фондов; правильность операций с бюджетными
средствами на счетах в банках и других
кредитных учреждениях;
• выявление резервов роста бюджетных
доходов и экономии средств;
• успешную реализацию межбюджетных отношений;
эффективное и обоснованное распределение
фондов финансовой поддержки регионов;
• пресечение правонарушений в бюджетной
сфере, выявление финансовых злоупотреблений
и применение наказания к виновным лицам;
компенсацию последствий незаконных действий;
• улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.
Счетная палата как орган финансового контроля.
Задачи счётной
палаты:
1. Организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением расходных
и доходных статей федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объёму, структуре и целевому
назначению.
2. Определение эффективности и целесообразности
расходования государственных средств
и использование государственного имущества
(собственности) /государственная дума
даёт заключение.
3. Оценка обоснованности доходных и расходных
статей федерального бюджета и в федеральных
внебюджетных фондах.
4. Финансовая экспертиза НПА - все законы
направляются в счетную палату, и счетная
палата готовит постановление о целесообразности
по прибывшим законам.
5. Анализ выполнения плановой деятельности.
Контроль за законностью движения федеральных
средств в ЦБ и других кредитно-финансовые
учреждениях .
6. Регулярное предоставление Госдуме
информации о ходе контроля.
Счетная палата состоит из коллегий (представитель,
его заместитель, аудиторы, аппарат). Аудиторы – должностные
лица, занимающиеся финансовым контролем.
Председатель назначается Государственной
думой.
Счетная палата осуществляет:
1. Контрольно-ревизионная деятельность
2. Экспертно-аналитическая деятельность
(экспертиза).
3. Информационная деятельность.
Счетная палата может:
1.Направлять представления
по принятию мер по выявленным нарушениям,
может передать материалы дела в правоохранительные
органы.
2. Имеет право давать администрациям предприятий
предписания (требования).
3. Полномочия в представление финансирования
денежных средств.
Президентский финансовый контроль - реализуется через контрольное
управление президента - призвано обеспечивать
контроль за деятельностью министерств
и ведомств выполняющих государственные
программы развития и экономические реформы.
Финансовый бюджет управления президента
- для сбора и анализа финансовой деятельности.
Правительство РФ - осуществляет контроль
через систему специальных органов.
Министерство финансов (Минфин) - обладает
полномочиями министерства (структурные
подразделения) финансового контроля
в бюджетной сфере.
Контрольно-ревизионные
управления (вертикальное управление)
– полномочия:
1. Контроль за соблюдением финансового
законодательства.
2. Контроль за качеством использования
всех бюджетов.
3. Контроль за качеством финансовой документации
и отчётности.
4. Проверка и контроль хозяйственной деятельности
предприятий, организации и учреждений
получающих / использующих бюджетные средства.
Федеральное казначейство
- полномочия (права):
1. Проверять денежные документы,
регистры, бухгалтерский учет, отчёты,
планы, сметы и иные документы, связанные
с заключением, перечислением и использование
средств федерального бюджета.
2. Получать от финансово-кредитных учреждений
- справки о состоянии счетов предприятий
и учреждений, использование средств федерального
бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
3. Требовать от руководителей и других
должностных лиц проверяемых органов
- установление, выявление, нарушений в
порядке исполнения бюджета.
4. Санкции - приостанавливать операции
по счетам контрольных предприятий и учреждений
в случае не предоставления в органы федерального
казначейства финансовой документации,
связанной с использованием средств федерального
бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
5. Изъятие - на основе письменного постановления
должностных лиц казначейства данные,
свидетельствующие о нарушении финансовой
дисциплины.
6. Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные
средства, используемые не по целевому
назначению с наложение штрафа в размере
действующей учредительной ставки ЦБ.
Налоговый контроль
– федеральная служба налоговых поступлений.
Задачи:
1. Выявление, предупреждение, пресечение
налоговых преступлений и правонарушений.
2. Обеспечение безопасности деятельности
налоговых органов.
3. Выявление, предупреждение, пресечение
нарушений в налоговых органах.
Имеют право проводить в соответствие
с законодательством оперативно розыскные
мероприятий, дознания и оперативные следствия
в целях выявления и пресечений налоговых
преступлений, осуществлять розыск лиц
(или подозреваемых) совершивших указанные
преступления.
Пользоваться при выполнение служебных
обязанностей правами, предоставляемыми
законным для должностных лиц налоговых
органов и агентам валютного контроля.
Право приостанавливать операции налогоплательщиков
по счетам в банке и других кредитных учреждениях
на срок до 1-го месяца в случае не предоставления
док связанных с оплатой. Работники службы
налоговых поступлений имеют право беспрепятственно
входить в производственные, складские
и иные учреждения и обследовать такие
помещения (коммерческая тайна не действует
в данном случае). Требовать от должностных
лиц исполнение выявление нарушений. Подать
в арбитражный суд иск.
Контроль за страховой деятельностью
осуществляют органы государственного
контроля за соблюдением страхового законодательства
и обеспечивают защиту средств государства
за формированием денежных фондов. Имеют
право приостанавливать лицензии на осуществление
страховой деятельности, подать иск в
арбитражный суд.
Банковский контроль
- Центробанк.
Виды:
1. Выдача лицензий на право осуществлений,
банковских операций.
2. Регистрация и проверка уставов банка,
соблюдение реестров (подлежат регистрации
в ЦБ).
3. Соблюдение экономических нормативов.
4. Контроль за деятельностью банка (отдел
отчётности, кассовые операции).
5. Санкции - замена руководителя банка.
6. Ввод внешнего управляющего в банк.
7. Штрафные санкции.
8. Приостановление лицензии.
9. Отзыв лицензии
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ и другими законодательными
и нормативными актами государственный финансовый контроль осуществляют законодательные
органы власти, органы исполнительной
власти и местного самоуправления. Органы
государственного финансового контроля
в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной
власти, наделяются определенными контрольными
полномочиями и образуют целостную систему.
Законодательные (представительные) органы
публичной власти осуществляют финансовый
контроль как непосредственно (в процессе
их законотворческой и управленческой
деятельности), так и через создаваемые
ими контролирующие органы: Счетную палату
Российской Федерации, контрольные палаты
и другие специализированные органы Счетная
палата РФ создана в соответствии с Федеральным
законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной
палате Российской Федерации». Счетная
палата РФ осуществляет контроль использования
федеральных средств и имущества, в том
числе контроль исполнения бюджетов государственных
внебюджетных фондов, оценку эффективности
и результативности расходования государственных
средств, использования федеральной собственности
и имущества, оперативный контроль исполнения
федерального бюджета, проводит комплексные,
ревизии и тематические проверки, экспертизу
проектов федерального бюджета, федеральных
законов и нормативных актов, обследование
бюджетного процесса и т.д.
Законодательные (представительные) органы
субъектов РФ создают свои региональные
контрольно-счетные органы. Они осуществляют
контроль исполнения региональных бюджетов,
в том числе контроль законного и эффективного
использования средств, использования
региональных имущества и собственности
и т.д.
Контрольное управление Президента РФ
(создано соответствующим Указом Президента
РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функции
контроля (включая проверки) исполнения
федеральными органами исполнительной
власти и организациями федеральных законов,
касающихся полномочий Президента РФ,
его указов и распоряжений, а также контроля
реализации бюджетных посланий Президента
РФ Федеральному Собранию.
Однако основным органом государственного
финансового контроля федеральной исполнительной
власти является Министерство финансов
Российской Федерации. Оно разрабатывает
и утверждает методологию и методическое
обеспечение государственного финансового
контроля, включая порядок его организации,
осуществления контроля исполнения федерального
бюджета, применения мер ответственности
за правонарушения в финансово-бюджетной
сфере, финансового мониторинга денежных
доходов населения и т.д. Минфин России
осуществляет общее руководство, координацию
и контроль входящих в его структуру Федеральной
налоговой службы, Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора, Федеральной
службы страхового надзора, Федерального
казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее
территориальные подразделения осуществляют
контроль соблюдения налогового законодательства,
учет налогоплательщиков и объектов облагаемого
имущества, камеральные и выездные проверки
правильности исчисления, полноты и своевременности
уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает
и контролирует реализацию налоговой
политики, а также осуществляет контроль
выполнения плановых налоговых назначений
(плана сбора налоговых платежей) и собираемости
налогов по стране в целом и через свои
территориальные управления. При осуществлении
контрольной деятельности налоговые органы
ФНС взаимодействуют таможенными органами
по налоговым платежам, взимаемым на таможенной
границе, и с Федеральной службой по экономическим
и налоговым преступлениям МВД России.
Последняя осуществляет финансовые и
налоговые расследования, а также совместно
с налоговыми органами (по их запросу)
участвует в проведении налоговых проверок.
Основы организации и проведения налогового
контроля органами ФНС, а также перечень
налоговых правонарушений, налоговых
санкций и порядок их применения налоговыми
органами установлены в первой части НК
РФ. Федеральная служба по экономическим
и налоговым преступлениям руководствуется
нормами уголовного права.
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора выполняет функции по надзору
и контролю в финансово-бюджетной сфере
и в области валютных отношений. Контрольные
полномочия этой службы достаточно широки.
Она осуществляет проверки и ревизии законности
и эффективности использования средств
федеральных бюджета, внебюджетных фондов
и имущества, надзор за соблюдением законодательства
о финансово-бюджетном контроле и надзоре
органов публичной власти, проводит контроль
валютных операций (за исключением операций,
проводимых кредитными организациями
и валютными биржами) и соблюдения норм
валютного регулирования и контроля, формирует
единую информационную систему контроля
и надзора в финансово-бюджетной сфере,
решает другие контрольные задачи.
Федеральная служба страхового надзора
осуществляет контрольно-надзорную деятельность
на рынке страховых услуг. Она проводит
контроль соблюдения участниками страхового
рынка страхового законодательства, обеспечения
страховщиками своей финансовой устойчивости
и платежеспособности, соблюдения установленных
норм и правил формирования страховых
резервов, структуры активов и т.д. Кроме
того, эта федеральная служба обязана
осуществлять сбор и анализ отчетности
профессиональных участников страхового
рынка, обобщать практику страхового надзора
и работать над совершенствованием надзорного
законодательства в области страхового
дела.
Важным органом государственного финансового
контроля выступает Федеральное казначейство.
Оно осуществляет учет бюджетных средств
на единых счетах, предварительный и текущий
контроль операций по счетам главных распорядителей,
распорядителей и получателей бюджетных
средств, а также коммерческих банков,
производящие операции с бюджетными средствами,
и других участников бюджетного процесса
в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
В случае выявления фактов нецелевого
использования бюджетных средств и других
нарушений Федеральной казначейство вправе
приостановить расходные операции по
единым счетам распорядителей и получателей
бюджетных средств, требовать соблюдения
бюджетного законодательства непосредственно
или при взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, включая
силовые. Федеральное казначейство производит
операции и осуществляет контроль средств
не только федерального, но и региональных
бюджетов.
Главные распорядители и распорядители
бюджетных средств выступают не только
контролируемым, но и контролирующим субъектом
по отношению к получателям бюджетных
средств. В БК РФ установлено, что главные
распорядители и распорядители бюджетных
средств осуществляют контроль целевого
использования средств, своевременного
возврата бюджетных кредитов и предоставления
отчетности об использовании бюджетных
средств бюджетополучателями. Главные
распорядители бюджетных средств выступают
инициаторами проведения финансовых проверок
подведомственных бюджетных учреждений,
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, которые непосредственно
осуществляются специализированными
органами государственного финансового
контроля.
Банк России осуществляет контроль денежной
массы в обращении и банковский надзор.
Банк России осуществляет жесткий контроль
наличных денег в обращении, а также валютных
операций коммерческих банков и валютной
биржи. Надзорная деятельность Банка России
в отношении коммерческих банков заключается
в их государственной регистрации, в выдаче
и отзыве лицензий банкам и небанковским
кредитным организациям, в контроле соблюдения
ими банковского и кредитного законодательства,
установленных правил, норм и нормативов,
в мониторинге финансовой устойчивости
и платежеспособности банков, а также
их возможности участия в системе страхования
вкладов населения, в контроле незаконной
легализации банками денежных доходов
юридических и физических лиц, полученных
преступным путем, и в других контрольно-надзорных
действиях. В случае выявленных нарушений
Банк России имеет право лишать коммерческие
банки лицензий или приостанавливать
их действие.
Федеральная служба по финансовому мониторингу
занимается надзором за выполнением организациями
и физическими лицами законодательства
о противодействии легализации доходов,
полученных преступным путем, и финансированию
терроризма, а также отслеживанием крупных
единовременных расходов населения с
целью противодействия коррупции и терроризму.
Мониторингу подлежат крупные банковские
операции и покупки граждан, их операции
с недвижимостью и другим ценным имуществом
на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие
банки, риэлторские компании, магазины,
ломбарды, профессиональные участники
рынка ценных бумаг обязаны сообщать и
Федеральную службу по финансовому мониторингу
данные о названных операциях и сделках.
Накопленная службой информация подлежит
обработке и анализу. В случае выявления
подозрительных сделок материалы по ним
могут быть направлены в Федеральную налоговую
службу, Федеральную службу по экономическим
и налоговым преступлениям и в другие
государственные силовые структуры.
Федеральная таможенная служба наделена
функциями проведения таможенного контроля.
Последний включает в себя контроль исполнения
таможенного законодательства, контроль
перемещения товаров, транспортных средств
и валюты через таможенную границу РФ,
контроль полноты и своевременности уплаты
таможенных пошлин налогов и сборов, взимаемых
при перемещении товаров через таможенную
границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления
таможенными органами нарушений таможенного
и налогового законодательства они правомочны
применять таможенные и налоговые санкции,
установленные Таможенным и Налоговым
кодексами РФ.
Объектом финансового
контроля являются денежные, распределительные
процессы при формировании и использовании
финансовых ресурсов, в т.ч. в форме
фондов денежных средств на всех уровнях
и звеньях народного хозяйства.
Для осуществления финансового контроля
создаются особые контрольные органы,
укомплектованные высококвалифицированными
специалистами. Их права, обязанности
и ответственность строго регламентированы,
в том числе в законодательном порядке.
Непосредственным предметом проверок
выступают такие финансовые (стоимостные)
показатели как прибыль, доходы, налог
на добавленную стоимость, рентабельность,
себестоимость, издержки обращения, отчисления
на различные цели и в фонды. Контроль
является элементом государственного
принуждения, поскольку законом предусмотрены
различные формы ответственности за неисполнение
бюджетно-налогового законодательства.
Сферой финансового контроля являются
практически все операции, совершаемые
с использованием денег, а в некоторых
случаях и без них (бартерные сделки и
т.п.).
Субъекты контроля могут быть различными.
В их число входят органы государственной
власти и управления (президент, правительство,
парламент, налоговые, финансовые и специализированные
контрольные органы), контрольно-ревизионные
управления министерств и ведомств, финансово-экономические
службы предприятий и организаций, аудиторские
фирмы, неправительственные организации,
а также граждане страны как налогоплательщики.
В соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий государственный финансовый контроль возлагается (субъекты контроля) на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора), Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Все многообразие
субъектов финансового контроля
на государственном и
• органы государственного финансового
контроля законодательных и представительных
органов власти (Счетная палата РФ, контрольные
счетные палаты законодательных собраний
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований);
• органы государственного финансового
контроля уполномоченных исполнительных
органов власти (Министерство финансов
РФ, Федеральное казначейство, Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора,
Федеральная налоговая служба, Федеральная
таможенная служба, Контрольное управление
Президента Российской Федерации, финансовые
и контрольно-ревизионные органы субъектов
Российской Федерации и местных органов
власти);
• структуры внутреннего финансового
контроля (или согласно статье 270.1 БК РФ
органы внутреннего финансового аудита)
исполнительных органов власти и органов
местной администрации (главных распорядителей
(главных администраторов), распорядителей
(администраторов) и получателей средств
бюджетов). К ним можно отнести специальные,
созданные соответствующими министерствами
и ведомствами финансовые и иные инспекции,
а на уровне учреждения – внутренние проверочные
комиссии и др.);
• иные органы финансового контроля (Центральный
банк РФ).
Свою деятельность субъекты финансового
контроля осуществляют на основании принципов
законности, независимости, объективности,
ответственности, гласности и системности
Перед финансовым
контролем стоят следующие
- содействие сбалансированности между
потребностью в финансовых ресурсах и
размерами денежных доходов и фондов народного
хозяйства;
- обеспечение своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед
государственным бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов
роста финансовых ресурсов, в том числе,
по снижению себестоимости и повышению
рентабельности;
- содействие рациональному расходованию
материальных ценностей и денежных ресурсов
на предприятиях, в организациях и бюджетных
учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности;
- обеспечение соблюдения законодательства
и нормативных актов (в области налогообложения
предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам);
- содействие высокой отдаче внешнеэкономической
деятельности предприятий, в том числе,
по валютным операциям.
Финансовый контроль выполняет следующие
функции:
- проверка расходования государственных
средств (соответствие расходов запрашиваемым
суммам и эффективность использования
государственных средств);
- проверка своевременности и полноты
мобилизации средств в государственные
ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
- проверка соблюдения правил учета и отчетности.
К функциям финансового
контроля относятся:
1) анализ – включает в себя спектр действий
по анализу, изучению исполнения действующего
законодательства в части использования
средств государственного бюджета; выявление
отклонений в формировании доходов и расходов
субъекта финансовой деятельности; отклонения
в сфере финансовой деятельности государственных
институтов (министерств, ведомств, других
органов); анализ причин отклонений (исследование
фактов, повлекших то или иное отклонение,
выявление виновных лиц);
2) корректировка – включает разработку
предложений по устранению выявленных
нарушений финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций, других субъектов
контроля;
3) предупредительная функция – состоит
в разработке мероприятий по предотвращению
нарушений, укреплению финансовой дисциплины,
повышению эффективности финансового
контроля, совершенствованию контрольной
работы, разработке новых методов и способов
контроля на основании материалов обобщения
результатов проверок.
В современных условиях приоритетным
направлением является предупредительная
функция, направленная на профилактику
нарушений и злоупотреблений, совершенствование
средств предупреждения нарушений, оперативное
реагирование на неправомерное поведение
с целью предотвращения возможных нарушений
и злоупотреблений, пресечение этих действий,
выявление виновных.
Финансовый контроль, выполняет функцию
управления и регулирования всех финансовых
взаимоотношений в государстве между
его институтами, органами, субъектами
финансовой деятельности. Такие его элементы,
как субъект контроля, объект контроля,
предмет контроля, принципы контроля,
метод (методика) контроля, техника и технология
контроля, принятие решения по результатам
контроля, оценка эффективности контроля,
определяют механизм финансового контроля.