Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:58, курсовая работа
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основных стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление.
Введение…………………………………………………………………….…....4
1. Содержание процесса управления финансами и его структура………...6
2. Органы управления финансами, их задачи и функции…………...….13
3. Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, их функции, задачи и права…..…16
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………….25
Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их привидения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемые действующим законодательством. Систематическое нарушение норм, требований, приводящие к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.
Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдение финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности
В условиях развития рыночных отношений роль и значение финансового контроля значительно возрастает, поскольку быстро возрастают масштабы производства и распределения продукции, усложняются финансовые и хозяйственные связи как внутри страны, так и в международных экономических отношениях. Центральной проблемой хозяйствования становится всемерное повышение эффективности производства, и решить ее можно при хорошо отлаженном финансовом контроле, вскрывающем негативные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Другими словами, финансовый контроль должен быть эффективным.[19]
Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из условий стабильного развития экономики является хорошо отлаженная система управления финансами. Управление финансами направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. К основным методам управления финансами можно отнести: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование, оперативное регулирование финансов, контроль их состояния, учет финансовых ресурсов.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь; и управление финансами отдельных субъектов управления.
Финансовые отношения объективны, то есть представляют собой элемент базиса общества. В то же время они складываются не стихийно, а организовываются государством, то есть финансовым отношениям придаются различные формы. Но для того чтобы организация форм финансовых отношений носила научный характер, способствовала положительному воздействию на результат хозяйствования, необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных задач по экономическому и социальному развитию. Выработанная стратегия и тактика организации государством финансовых отношений представляет собой финансовую программу или финансовую политику.
Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации процесса управления финансами. По своему содержанию процесс управления финансами – это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой.
Из содержания процесса управления финансами видно, что финансы могут быть как объектом, так и субъектом управления.
Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.
Субъектом управления финансы являются тогда, когда выполняется стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.
Стадии управления финансами образуют звенья управления финансами. Стадии управления финансами изображены в Приложении А. К ним относятся:
1) выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование (финансовое право);
2) практическое применение
форм финансовых отношений (финансовая
деятельность, состоящая из составления
и исполнения финансовых
3) проверка соблюдения, изучения,
анализ действующих форм
Результатом управления финансами в области создания форм финансовых отношений является выработка финансовых рычагов.
Финансовый рычаг – это форма финансовых отношений, являющаяся частью финансового механизма, при помощи которой осуществляется материальное воздействие на экономические интересы субъекта (предприятия, организации, учреждения, отдельного работника). Но для того, чтобы формы финансовых отношений фактически выполняли роль финансовых рычагов, необходимо разработать порядок организации данных форм (название формы, порядок начисления, сроки уплаты или финансирования), а также методы их организации. Различают два основных метода организации форм финансовых отношений:
Финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений (или финансового рычага) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы.
Финансовые нормативы – это размер финансового рычага. Таким образом, финансовые нормативы обеспечивают реальность, результативность финансовых рычагов.
Существенным звеном управления финансами является реализация (практическое применение) форм финансовых отношений. Этот процесс состоит в том, что выработанные формы финансовых отношений или финансовые рычаги, наделенные стимулами и нормативами, используются для организации финансовой деятельности, состоящей из составления и исполнения финансовых планов и финансовых прогнозов.
В финансовом планировании может применяться несколько методов: балансовый, оптимизации плановых решений, нормативный, экспертных оценок, экономико-математического моделирования.
Завершающим звеном в управлении финансами является финансовый контроль. Финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования.
Необходимо отметить, что управление финансами — процесс творческий, постоянно меняющийся, совершенствующий свои приемы и методы ради соответствия тем задачам, которые ставит общество перед экономикой.
2 Органы управления финансами, их задачи и функции
Организация управления финансами в Республике Беларусь включает:
1. стратегическое или общее управление;
2. оперативное или
Стратегическое управление финансами выражается:
1) в определении источников
и объемов финансовых ресурсов,
которые должны обеспечить
2) в установлении оптимальных
пропорций между финансовыми
ресурсами, аккумулируемыми в руках
государства, и ресурсами, аккумулируемыми
в отдельных отраслях
3) в выявлении наиболее
эффективных направлений
Структура органов управления финансами изображена схематически в Приложении Б.
В Республике Беларусь стратегическое управление осуществляет Президент и высшие органы законодательной и исполнительной власти. Эти органы определяют финансовую политику государства; утверждают финансовое законодательство; осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.
Президент РБ исходя из положений Конституции:
1) призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти;
2) определять внутреннюю
и внешнюю политику
3) подписывает законы после принятия их Парламентом;
4) издает директивы, декреты,
указы по вопросам
Важнейшая задача Президента - контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов государства.
Парламент РБ как высший законодательный орган:
1) принимает законы, регламентирующие
функционирование финансовых
2) устанавливает налоги, сборы, пошлины и другие платежи.
Совет министров РБ как высший орган исполнительной власти осуществляет управление финансами через свои структурные подразделения: министерства, ведомства, госкомитеты, комитеты.
Как уже было сказано ранее, общее управление финансами в Республике Беларусь осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: Парламент страны, аппарат президента, Правительство, Национальное собрание и Совет Министров при Президенте Республики Беларусь.
В частности, Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет об его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в Парламент.
Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент.
Обязанность Правительства - принимать постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат [4, с. 30].
Оперативное (непосредственное) управление финансами осуществляют специализированные органы на общегосударственном уровне, на отраслевом уровне и на уровне отдельных предприятий и организаций.
На общегосударственном уровне управление финансами осуществляют:
- Министерство финансов Республики Беларусь;
- Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;
- Национальный банк Республики Беларусь;
- Государственный таможенный комитет.
Они проводят в жизнь финансовую политику; разрабатывают проект форм и методов финансовых отношений и издают после их утверждения Национальным Собранием инструкции; контролируют соблюдение установленных форм и методов финансовых отношений и изучают их действенность; вносят предложения в Национальное собрание по совершенствованию форм и методов финансовых отношений.
На отраслевом уровне:
- финансовые управления;
- финансовые отделы;
- экономические службы
различных министерств и
На уровне предприятий:
- финансовые отделы;
- экономические службы;
- бухгалтерии предприятий, организаций, учреждений.
Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную Парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь.
Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. В организации этих звеньев образуется соответствующим Советом депутатов. Все они имеют двойное подчинение: местным органам власти и с другой стороны – вышестоящему государственному органу. На них возложено выполнение таких функций, как:
- составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией;
- проведение мероприятий
по укреплению хозрасчета, повышению
рентабельности и