Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Роль финансового контроля в рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается

Содержание

Содержание и значение финансового контроля………….…………..
Классификация финансового контроля…………………………………
Органы финансового контроля и их функции………………………….
Литература…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

фин контроль.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

    Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в 1993 г. была создана специальная государственная  структура —Российская финансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, и организация контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.

    Следует отметить, что в настоящее время  проводится работа по разграничению компетенции и сфер деятельности различных органов контроля за финансами со стороны государства, чему будет способствовать принятие федерального закона о финансовом контроле, находящегося в стадии разработки.

    Помимо  рассмотренных выше органов финансового  контроля "широкого профиля", в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, в частности налогообложение или страхование.

    В связи с повышением роли налогов  в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым усиление роли налоговой службы. В 1999 г. образовано Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в данном аспекте обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

    Система органов государственной налоговой  службы подчиняются президенту РФ, включает министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральную службу налоговой полиции, а также государственные налоговые инспекции в субъектах Федерации и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

    Органы  государственной налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); координировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения, применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

    Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы ее.

    Налоговая полиция, взаимодействуя с другими  органами государственной налоговой службы, призвана решать следующие задачи:

    - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

    - обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;

    - защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей,

    - предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

    Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. "О государственном страховом надзоре РФ" была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы определены Законом РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г.

    Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 упразднена Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и ее функции переданы Министерству финансов РФ. В составе Минфина РФ образован Департамент страхового надзора. В составе Минфина РФ помимо Департамента в центральном аппарате страховой надзор осуществляют по республикам — региональные инспекции и группам областей — кустовые инспекции.

    Департамент по надзору за страховой деятельностью  Минфина РФ, кроме лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. С этой целью устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных Министерством финансов РФ нормативов. В случае неоднократного выявления нарушении законодательства и нормативных документов Министерство финансов РФ имеет право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском о их ликвидации.

    Перестройка банковской системы и возникновение  коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков в области финансового контроля. По действующему законодательству коммерческие банки обеспечивают контроль за соблюдением их клиентами — физическими и юридическими лицами — установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Кроме того, коммерческие банки по своей инициативе анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.

    Особая  роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Центральному банку Российской Федерации. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ РФ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ РФ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу в размере от 0,1 до 1% минимальной величины уставного капитала, выполнению требований по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка, применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операции и открытие филиалов на срок до одного года; назначению временной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, к крайней мере — отзыву лицензии и ликвидации банка.

    Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Деятельность контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится, в свою очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов по назначению, пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

 

     ЛИТЕРАТУРА. 

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 28.06.2004 N 5-ФКЗ 
"О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
(одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004)

2.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.05.1995 N 73-ФЗ 
"О ВОССТАНОВЛЕНИИ И ЗАЩИТЕ СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
(принят ГД ФС РФ 24.02.1995) 
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.01.1995 N 4-ФЗ 
(ред. от 01.12.2004) 
"О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
(принят ГД ФС РФ 18.11.1994) 
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.1999 N 95-ФЗ 
(ред. от 22.08.2004) 
"О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
(принят ГД ФС РФ 16.04.1999) 
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 115-ФЗ 
(ред. от 28.07.2004) 
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" 
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001) 
6.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.07.1996 N 87-ФЗ 
"О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ СТОИМОСТИ ЕДИНИЦЫ НОМИНАЛА ЦЕЛЕВОГО ДОЛГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
(принят ГД ФС РФ 21.06.1996) 
7.  "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ 
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998) 
(ред. от 09.05.2005) 
8. ПРИКАЗ Минфина РФ от 14.04.2000 N 42н 
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО - РЕВИЗИОННЫМИ ОРГАНАМИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9. ПРИКАЗ Минфина РФ от 19.12.2003 N 399 
(ред. от 24.02.2005) 
"О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА" 
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.01.2004 N 5435) 
10. "ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КЛИЕНТОВ И ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" 
(утв. ЦБ РФ 19.08.2004 N 262-П) 
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.09.2004 N 6005) 
11. "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН СВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" 
(утв. ЦБ РФ 20.12.2002 N 207-П) 
(ред. от 17.08.2004) 
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.01.2003 N 4092) 
12. УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 09.08.2004 N 1486-У 
"О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К СПЕЦИАЛЬНЫМ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ, ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ПРОГРАММ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ" 
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.2004 N 6003) 
13. УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 09.08.2004 N 1485-У 
"О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИЮ КАДРОВ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ" 
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2004 N 5994) 
14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 
"О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ" 
15. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.04.2002 N 245 
(ред. от 25.10.2004) 
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ" 
16. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.04.2004 N 198 
"ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА" 
17. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 09.03.2004 N 22 
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ" 
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2004 N 5710) 
18. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 21.03.2002 N 30 
(ред. от 17.03.2003) 
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗАСТРАХОВАННЫХ И КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИХ СРЕДСТВ" 
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.04.2002 N 3379)

19. П. И. Вахрин, А.С. Нешитой «Финансы», Москва 2000 г.

20. Л.А. Дробазина «Финансы», Москва 1999 г.

21. А.М. Бабич, Л.И. Попова «Финансы», Москва 2000 г.

Информация о работе Финансовый контроль