Финансовый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Изучение финансового контроля имеет большую актуальность на современном этапе развития российского права и экономики, так как государственный финансовый контроль является важнейшей функцией государства, непосредственно влияющей на здоровье экономики страны и благополучие ее граждан. Финансовый контроль в условиях рынка отличает многоплановость задач и целей. Рыночные отношения не отменяют необходимости систематических ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений всех форм собственности, принятия мер по устранению и предупреждению недостатков; наоборот, эффективность взаимодействия равных экономических субъектов напрямую зависит от наличия четкой законодательной базы для осуществления справедливого государственного контроля. Ведь наличие экономической свободы не тождественно наличию экономического произвола.

Содержание

Введение
Финансовый контроль в РФ
Статья № 1
Статья № 2
Статья № 2
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО  «МГОУ имени В.С. Черномырдина» 
 

Кафедра: «Основы предпринимательства и бизнеса» 

Реферативный  обзор 

По  дисциплине «Финансы»

На  тему:

«Финансовый контроль в РФ» 
 
 
 

Выполнила студентка

Рыбникова Д.М.

3 курс, 1 группа

Штифр 1509253

Руководитель: Проф.

Федорчукова.С.Г. 

              
 
 

Москва 2011г. 

Содержание 

Введение

Финансовый  контроль в РФ

Статья  № 1

Статья  № 2

Статья  № 2

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Изучение  финансового контроля имеет большую актуальность на современном этапе развития российского права и экономики, так как государственный финансовый контроль является важнейшей функцией государства, непосредственно влияющей на здоровье экономики страны и благополучие ее граждан. Финансовый контроль в условиях рынка отличает многоплановость задач и целей. Рыночные отношения не отменяют необходимости систематических ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений всех форм собственности, принятия мер по устранению и предупреждению недостатков; наоборот, эффективность взаимодействия равных экономических субъектов напрямую зависит от наличия четкой законодательной базы для осуществления справедливого государственного контроля. Ведь наличие экономической свободы не тождественно наличию экономического произвола. Поэтому построение системы сильного, экономически эффективного государственного финансового контроля – это одна из первых задач государства в период перехода к рынку.

К настоящему времени в России исторически  сложилась разветвленная система  способов и приемов осуществления контрольных мероприятий, однако все еще до конца не сформирована нормативная база для их правового регулирования, отсутствует единая терминология, что не позволяет даже дать определение категории «метод финансового контроля». Теоретические исследования данных вопросов содержатся лишь в научно-правовой литературе.

 

Финансовый  контроль 

1. Значение финансового  контроля.  

Финансовый контроль является формой реализации контрольной  функции финансов. Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий.

Объектом финансового  контроля является создание фондов денежных средств и их использование. Чаще всего объектом контрольных проверок является прибыль, налоговые платежи, себестоимость, фонды заработной платы  и т. д.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи.

      1.   Содействие сбалансированию доходов и расходов.

      2.   Выявление внутренних резервов.

      3.   Содействие рациональному использованию выделяемых средств.

      4.   Обеспечение правового ведения учета, отчетности, анализа.

Оценка финансового состояния предприятия производится по следующим направлениям:

    -    оценка финансовых результатов;

    -    оценка величины средств, находящихся в распоряжении предприятия;

    -    анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

    -    организация расчетных дисциплин.   

При проведении контрольных проверок необходимо руководствоваться  следующим: законодательными актами, постановлениями, инструкциями.

Для осуществления  контроля необходимо и важно вести  правильно бухгалтерский учет (на Западе принято ведение двойной системы бухгалтерского учета для системы контроля всех данных. Использование такой системы означает полное, точное и своевременное проведение коммерческих операций по всем бухгалтерским книгам. Существует 2 принципа: нет бухгалтерской записи без документа, обязательна регистрация всех коммерческих операций.)

Двойная запись в бухгалтерском учете введена  итальянцем Катрульи в 1458 году. В 1494 году итальянец Пачоли ввел ежегодное  состояние бухгалтерских балансов. Назначение бухгалтерского баланса  определяется, с одной стороны, проверкой идентичности всех активных и пассивных счетов, с другой стороны - получение количественных данных о деятельности предприятия.

Могут быть различные  искажения бухгалтерских данных, например, преднамеренное уменьшение прибыли, занижение выплат по дивидендам, завышение доходов (если надо показать, что предприятие доходно).

2. Организация  финансового контроля.  

В зависимости  от субъекта хозяйствования финансовый контроль разделяется на:

    -   государственный;

    -    внутрихозяйственный;

    -    общественный;

    -    аудиторский.

Государственный финансовый контроль осуществляется через  общегосударственные специальные  службы:  государственная налоговая служба; служба налоговой полиции; министерство финансов, образования.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется на самом предприятии через бухгалтера, плановый или финансовый отделы, руководство фирмой.

Аудиторский контроль осуществляется через специальную  систему аудиторских фирм.

В определенной степени финансовый контроль осуществляют банки (в тех случаях, когда они выдают кредиты).  

3. Виды финансового  контроля  

По формам проведения финансовый контроль делится на:

    -    предварительный;

    -    текущий;

    -    последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, сметных доходов и расходов. Предварительный контроль должен предотвращать нерациональное расходование средств, не допускать снижения всех видов расходов, не позволять нарушать законодательные акты.

Текущий контроль проводится в процессе исправления  финансовых планов. По существу, проводится повседневно: при организации расчетов, при открытии счетов, проверке начисления заработной платы, проверки налоговых  платежей.

Последующий контроль проводится после завершения отчетного года. Еще раз, но более тщательно проверяется выполнение плановых расчетов.   

По методам  проведения финансовый контроль делится  на: проверки; обследования; анализ; ревизии.

Проверки проводятся по отдельным вопросам (например, выплаты премий).

Обследование  охватывает более широкий спектр деятельности для принятия определенных решений. Для обследования используются анкетирование, тесты, собеседования.

Анализ используется как метод финансового контроля и может быть представлен по отдельным факторам, направлениям, периодам времени.

Ревизии - обширные и комплексные проверки всей финансовой деятельности за год. Для проведения ревизий  составляется программа, где существует цель, тематика, объекты и основные вопросы ревизионной проверки. После этого следует заключение, где отмечаются плюсы, минусы, накладываемые штрафы и т. д.

В качестве примера  можно рассмотреть контрольную  работу налоговой инспекции по городу Москве.

В 1994 году было доначислено  налогов на 83 млрд. руб. (200 тыс. $). Более половины - налог на прибыль. Также обнаружено, что 814 предприятий имело от 2 до 12 расчетных счетов, из которых только один был известен налоговой полиции. С другой стороны, имеются данные о нечеткой работе самих налоговых служб, которые вносили сумятицу в расчеты по налогам, например, налог на прибыль:

1 квартал - ставка 35 %.

2 квартал - ставка 38 %.

3 квартал - ставка 35 %.

4.Государственный  финансовый контроль в РФ

 В условиях рыночной экономики, по мере усиления ее социальной ориентации усложняются и возрастают контрольно-финансовые функции государства.

В настоящее  время в РФ нет единого органа государственного финансового контроля.

Важным элементом  государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности является президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины. Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов.

Функции финансового  контроля выполняет также Главное  контрольное управление Президента РФ.

Функции Главного контрольного управления Президента РФ заключаются в контроле за деятельностью:

  • органов надзора при федеральных органах исполнительной власти;
  • подразделений Администрации Президента;
  • органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует  Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий  ряд контрольных функций в  области финансов.

Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль.

В Государственной  Думе – Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации  – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Парламент может осуществлять выборочную проверку деятельности министерств, ведомств и государственных комитетов. Данные о состоянии государственных финансов парламент получает через Счетную палату, которая является специально созданным Советом Федерации и Государственной Думой контрольным органом.

Следующим федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим финансовый контроль, является Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина России в пределах своей компетенции и сфер деятельности, в том числе специально созданным Контрольно-ревизионным управлением с его территориальными и местными органами.

Структурным подразделением Министерства финансов РФ является Главное  управление Федерального казначейства, главной задачей которого является контроль за исполнением федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Кроме вышеуказанных  органов, государственный финансовый контроль в Российской Федерации  осуществляют Министерство по налогам  и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.  

Статья  №1

Тотальный финансовый контроль

РБК daily

11.02.2009 ИГОРЬ ПЫЛАЕВ

Госдума и Совет  Федерации намерены взять под  контроль практически все операции, проводимые в рамках антикризисной поддержки финансового рынка Банком России, Агентством по страхованию вкладов (АСВ), Банком развития и другими госкорпорациями. Предполагается, что правительство будет ежеквартально направлять в парламент детальный отчет с указанием перечня кредитных организаций, объемов и условий предоставления им финансовой поддержки.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ