Финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально- экономических программ ,не располагая финансовыми ресурсами , а также не осуществляя финансовый контроль за законным их формированием и расходованием.
Контроль – непременная составляющая управленческого процесса. Он обеспечивает обратную связь в этом процессе , даёт информацию о его состоянии, позволяет устранять и предупреждать нарушения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……………………3
Глава 1. Сущность финансового контроля……………………………………………….4
1.1Принципы и задачи финансового контроля………………………………………...4
1.2. Органы, осуществляющие финансовый контроль…………………………….……7
1.3.Виды финансового контроля.Сроки осуществления финансового контроля……11
Глава 2Государственный финансовый контроль……………………………………….13
Глава 3Негосударственный финансовый контроль……………………………………17
Глава 4.Развитие финансового контроля Российской Федерации………….………..22
Заключение……………………………………………………………………….………..30
Список литературы…………………………….…………………………………….……

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 54.76 Кб (Скачать файл)

Сроки осуществления финансового контроля:

Предварительный контроль- осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении проекта бюджета, утверждении финансовых планов и т.д.

Текущий контроль- осуществляется в ходе проведения денежных операций.

Последующий контроль- осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующий фондов денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Государственный финансовый контроль

В зависимости от субъектов ,осуществляющих контроль ,выделяют :государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль ,который включает в себя аудиторский ,внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций ,осуществляемых органами государственной власти ,а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности ,целесообразности ,эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики , но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путём проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственный и муниципальных заказав ,целевого использования субсидий , дотаций ,бюджетных кредитов ,а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно ,объектом  государственного финансового контроля выступают все денежные отношения ,складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования ,связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства. С учётом определённых признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды :

  1. По отношению к ветвям государственной власти : контроль , осуществляемый законодательными органами государственной власти , как непосредственно ,так и через специально созданные ими органы независимого контроля ; контроль ,осуществляемый Президентом ; контроль ,осуществляемый органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает :рассмотрение и утверждение бюджета ,отчёта о его выполнении ;контрольную деятельность постоянных комиссий по расследованию финансовых нарушений.  Например, в Индии — это парламентские комитеты (государственной отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий), в США такими органами, являются Бюджетное управление конгресса и Главное контрольно-финансовое управление. Назначение Бюджетного управления конгресса — снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового управления как главного органа, контролирующего исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет определенную независимость от обеих ветвей власти.

В ряде стран (Австрия ,Испания ,Франция ,Германия) в качестве независимых органов государственного контроля выступают Счётные палаты. В  Российской Федерации парламентский контроль ,в том числе в финансовой сфере ,осуществляют палаты Федерального Собрания –Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам :федерального бюджета ;федеральных налогов и сборов; финансового ,валютного ,кредитного ,таможенного регулирования ,денежной эмиссии. Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счётная палата РФ и контрольно-счётные органы субъектов РФ.

В большинстве стран параллельно с органами парламентского контроля действуют также правительственные контрольно- ревизионные органы. В США таким органом является административно –бюджетное управление при Президенте , инспекторские службы в федеральных ведомствах ,президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях; в Финляндии –это Ревизионное управление государственного хозяйства ,которое входит в Министерство финансов. К таким органам относятся также служба Генерального инспектора и ревизора в Индии , ведомство Генерального контролёра в Канаде.

 

Система контрольных органов в рамках исполнительной власти РФ формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ . Финансовый контроль , осуществляемый органами исполнительной власти ,органами местного самоуправления возложен на: Министерство финансов РФ ,Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований ,главных распорядителей бюджетных средств.

 

Президентский контроль в Российской Федерации ,как контроль за исполнением указов Президента РФ по вопросам государственных финансов , осуществляется органами , уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством.

2. По отношению к уровню государственной  власти выделяют: федеральные органы  государственного финансового контроля  и региональные органы государственного  финансового контроля. К федеральным  органам относятся: в РФ — Счетная  палата РФ, Министерство финансов  РФ и его федеральные службы; в Германии (ФРГ) — Федеральная  счетная палата; во Франции —  Счетная палата Франции. К региональным  органам можно отнести контрольно-счетные  органы субъектов РФ, контрольные  органы администрации субъектов РФ; в ФРГ — счетные палаты федеральных земель; во Франции — региональные счетные палаты.

3. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции —  осуществляют контроль в отношении  достаточно широкого круга вопросов; органы отраслевой компетенции ;органы  межотраслевой компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

1) внутрифирменный (корпоративный);

2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;

3) аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.

Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Реформирование банковской системы в начале 1990-х гг. и появление коммерческих банков значительно изменили функции банков в области финансового контроля.

Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков требуют от них оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия – потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.

Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требования со стороны общества к их финансовой надежности и объективности при оценке их финансового состояния.

Государство также заинтересовано в независимой экспертизе финансовой отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть, что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.

Основные задачи аудиторского контроля:

1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.

Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и отдельные аудиторы не вправе заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение может быть:

1) безусловно положительное – составление такого заключения означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

2) условно положительное – означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации