Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 04:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации финансового
контроля.
Цель работы предусматривает следующие задачи:
Рассмотреть экономическую сущность контроля.
Рассмотреть виды и органы финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Содержание и значение финансового контроля 6
1.2 Виды проведения финансового контроля 11
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 15
2.1 Формы проведение финансового контроля 15
2.2 Методы финансового контроля 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих
развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства,
трудовых коллективов и большинства населения.
Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и
универсальный характер и то, что его объекты - это не только денежные
средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные
отношения выражаются в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся практически все органы
государственной власти и государственного управления, предприятия,
независимо от форм собственности, та часть населения, которая является
участниками финансовых отношений. Что касается государственных
органов, то они одновременно являются субъектами и объектами
финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, несмотря на
специфику всех объектов финансового контроля, последний использует
практически одни и те же приёмы и способы.
Итак, финансовый контроль - это контроль за законностью и
целесообразностью действий в области образования, распределения и
использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития
страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам.
Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих
организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются
нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-
правовых институтах.
Основными задачами финансового контроля являются проверка:
товарно-материальных ценностей;
использованию собственных оборотных средств по строго целевому
назначению и в пределах,
установленных финансовыми
максимальной экономией и эффективностью;
кредитными учреждениями, дебиторами и кредиторами ;
снижение себестоимости продукции, улучшение использования основных
средств, материальных ресурсов;
учета, его компьютеризации, а также отчетности субъектов хозяйствования;
способствующих вовлечению их в хозяйственный оборот.
Главным в финансовом контроле является не выявление и
фиксирование нарушений; незаконного расходования денежных средств и
бесхозяйственности, а предупреждение и предотвращение их.
Классификация финансового контроля включает несколько видов
финансового контроля.
Под видами контроля понимают основные структурные или
классификационные единицы в системе контроля. По характеру
расположения и
контролирующих и
различают контроль внутренний и внешний. Контроль называется
внутренним, когда субъект и объект контроля организационно входят в одну
систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и
объект.
Внутренний контроль подразделяют на внутрихозяйственный и
внутриведомственный. Главное назначение внутрихозяйственного контроля -
непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической,
снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение
сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и
условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.
Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль.
В системе внутрихозяйственного контроля в интересах
исполнительного органа ведущая роль принадлежит бухгалтерскому
контролю, осуществляемому
бухгалтерской службой
является одной из главных задач бухгалтерского учета.
Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль является непрерывным
универсальным (сплошным), системным и строго документальным. Роль
бухгалтерских служб
в осуществлении
контроля заключается в обеспечении нужд управления необходимой
информацией о выполнении планов, причинах отклонений от установленных
заданий, нормативов и смет.
Непременное условие повышения эффективности
внутрихозяйственного контроля - четкое разграничение ответственности
главного бухгалтера, работников бухгалтерской службы и руководителей
различных экономических
и технических служб
функций и задач внутрихозяйственного контроля.
Внутрихозяйственный аудиторский контроль.
Внутренний аудит - относительно независимый контроль деятельности
отдельных подразделений и служб хозяйствующего субъекта или органов
управления, осуществляемый в интересах исполнительного органа. Цель
внутреннего аудита - оказание помощи исполнительному органу
хозяйствующего субъекта или органу управления (в том числе и органу
государственного управления) в эффективном выполнение своих функций.
Внутренние аудиторы представляют руководству данные анализа и оценки,
рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в
результате осуществления контроля.
Внутренний аудит может осуществлять и функции управленческого
контроля, цель которого - содействие исполнительному органу в обеспечении
успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. С помощью
управленческого контроля проводится постоянный анализ стратегии
развития и положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной
деятельности и эффективности управления, а также выявляются ключевые
внутренние и внешние проблемы предприятия и определяются оптимальные
пути их решения.
Внутрихозяйственный ревизионный контроль.
Такой контроль осуществляется в интересах собственников
(участников, акционеров, членов) коммерческих и некоммерческих
организаций посредством деятельности ревизионных комиссий либо
единоличного ревизора.
Образование ревизионных
законодательством в хозяйственных обществах (акционерных обществах,
обществах с ограниченной ответственностью), в производственных
кооперативах и в некоммерческих организациях.
Внутриведомственный контроль.
Контроль за деятельностью подчиненных объединений, предприятий и
организаций, осуществляемый в рамках отдельного министерства или
ведомства министерствами (ведомствами), главными производственными
управлениями или другими вышестоящими органами управления, называют
внутриведомственным. Преимущества этого вида контроля проявляются в
его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в
специализации контроля применительно к отраслевым особенностям
организации, технологии и экономики производства.
Внешний контроль подразделяют на государственный, общественный и
независимый аудиторский.
Общегосударственный контроль.
Он осуществляется по отношению ко всем хозяйствующим субъектам
независимо от формы
собственности или
органами государственной власти и государственного управления общей
компетенции (например, прокуратурой), а также специальными
контрольными органами, основной функцией которых является
государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами).
Объектом общегосударственного контроля является прежде всего
соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов
государства.
Общественный контроль.
Для осуществления общественного контроля не создаются какие-либо
специальные органы. Общественный контроль реализуется без участия
государственных контролирующих органов на основе законов, обязывающих
органы власти предоставлять информацию обществу через средства
массовой информации. Осуществлять общественный контроль либо
принимать в нем участие могут любые желающие этим заниматься лица и
общественные формальные и неформальные организации в пределах
предоставленных им законодательством прав и полномочий. Наиболее
активными субъектами общественного контроля в настоящее время являются
печатные и электронные СМИ.
Независимый аудиторский контроль.
В странах с развитой рыночной экономикой, а теперь и в России,
используется еще одна форма контроля - это независимый аудиторский
контроль. Его осуществляют независимые фирмы, непосредственная задача
которых - выражение мнения о деятельности предприятия. Данные фирмы
предварительно получают разрешение на осуществление своей деятельности.
Кроме того, независимые аудиторы проходят обязательную аттестацию,
подтверждающую статус аудитора и дающую право заниматься данным
видом контроля.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Формы проведение финансового контроля
По формам проведения финансовый контроль делится на:
- Предварительный финансовый контроль
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии
составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов
и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов
договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом,
он способствует предотвращению неправильного, нерационального
расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также
отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом.
Ещё на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и
расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что
особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за своё
финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет
предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он и
при проверке обоснованности расчётов прибыли, потребности в источниках
финансирования капитальных вложений и т.п.
- Текущий финансовый контроль
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения
финансовых планов, в
ходе осуществления хозяйственно-
материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств,
выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта
форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ
деятельности предприятий
и организаций в целях
своевременности расчётов с бюджетом. Важное значение текущий
финансовый контроль
имеет в изыскании
роста накоплений. Он производится
повседневно финансовыми
для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения
финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии
кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям
бухгалтерами предприятий, организаций и т.п.
- Последующий финансовый контроль
Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения
отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется
целесообразность расходования государственных денежных средств при
исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и
организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведённых
мероприятий производиться в результате анализа использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершённых
хозяйственно-финансовых операций на основе проверенных отчётных
бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов.
Последующий финансовый контроль с предварительным финансовым
контролем, базирующимся на нём.
Основным методом
контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками
не оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в
письменной или устной
форме о недопущении или
незаконной хозяйственно-
2.2 Методы финансового контроля
По методам проведения финансового контроля, т.е. приёмам и
способам его осуществления различают:
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-
хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных
документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются