Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:35, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
К основным задачам курсовой работы относятся исследование теоретико-методических основ финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности финансового контроля и пути его совершенствования.
1.Введение………………………………………….………………………...3
2.Содержание финансового контроля………………………………………4
3.Виды финансового контроля………………………..…………………….7
4.Методы финансового контроля……………………………..……..…….21
5.Организация финансового контроля в Российской Федерации……....33
6.Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………..……43
Заключение…………………………………………………….………….50
Список используемой литературы……………………………..………..54
В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).
Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств). [20, с.162-169]
Заключение
Осуществляемый ныне государственный финансовый контроль не носит превентивного профилактического характера. Связано это с тем, что он выступает, как правило, регистратором нарушений, а не инструментом их предупреждения. Государственные контролеры, фиксируя нарушения и недочеты в организации движения денежных средств, мало уделяют внимания тем правовым прорехам в российском законодательстве, которые порождают эти злоупотребления и нарушения. Более того, мало уделяется внимания тому, чтобы нанесенный экономике страны ущерб был бы возмещен полностью и в кратчайшие сроки.
Недостатки в содержании и нацеленности государственного финансового контроля во многом связаны с несовершенством его организационного построения. Наличие множества контролирующих структур различной ведомственной подчиненности с одинаковыми или похожими функциями затрудняет и осложняет их работу. Между органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нет должной координации; они не увязаны в единую, стройную систему, все составные части которой работают в едином ритме, преследуют единые цели – обеспечение полноты и своевременности формирования ресурсов в распоряжении государства, сохранности и эффективного использования государственной собственности, законности, высокой результативности и целевого расходования всех государственных средств. Именно поэтому сегодня назрела необходимость радикальных изменений не только в содержании государственного финансового контроля, но и в его организации, правовом обеспечении, ином, чем прежде, взаимодействии контролирующих органов.
Понимание необходимости существенных изменений в сфере государственного финансового контроля отнюдь не означает единства во взглядах разных авторов на содержание и последовательность проведения предстоящих преобразований. Эти разногласия в подходах привели к тому, что до сих пор в стране не только не принят закон о государственном финансовом контроле, но и не создана соответствующая ему согласованная концепция, отражающая принципиальные позиции государства в части построения и функционирования в России системы государственного финансового контроля. Принятие такой концепции, а на ее основе – и закона было бы значительным шагом вперед на пути создания действенной системы контроля.
Соглашаясь с тем, что одним из принципиально важных вопросов разрабатываемой концепции, а затем – и закона о государственном финансовом контроле, является вопрос о создании в России системы ГФК, следует одновременно подчеркнуть, что само понятие «система государственного финансового контроля» довольно часто трактуется лицами, использующими его, очень по-разному. Подобному разночтению способствует то, что названное понятие может рассматриваться в разных аспектах, и в зависимости от этого его составляющими могут выступать: элементы контрольно-финансовой деятельности (субъекты и объекты контроля, принципы контроля и т.д.), совокупность которых позволяет судить о технике и технологии финансового контроля; взаимосвязанное единство видов, форм и методов финансового контроля; субординированная по уровням финансового управления система органов финансового контроля; и т.д. Положение усугубляется тем, что в современной России, продекларировавшей самостоятельность каждого уровня государственной власти в пределах предоставленных ему полномочий, ликвидирована вертикальная подчиненность органов власти и их финансовых подразделений, имевшая место в советское время. Поэтому сегодня, говоря о необходимости создания российской системы государственного финансового контроля, следует акцентировать внимание на том, что она должна быть выстроена заново с использованием таких методологических, организационных и правовых основ, которых не существовало в условиях унитарного советского государства с его административно-командными методами управления. При этом следует помнить, учитывая в том числе и зарубежный опыт, что развитие децентрализованной рыночной экономики может быть обеспечено лишь при условии строгого и последовательного контроля, особенно в бюджетной сфере.
Важнейший вопрос, который должен быть решен в концептуальном аспекте – это вопрос о сфере распространения государственного финансового контроля. Период либеральных преобразований 90-х гг. ХХ века сопровождался в России значительным ослаблением государственного финансового контроля, существенным сокращением сферы его распространения. Связано это было с тем, что государственный финансовый контроль на первом этапе рыночных преобразований в России рассматривался как антипод либеральной модели рыночной экономики. Однако более внимательное изучение зарубежного опыта осуществления государственного финансового контроля и просчеты, ярко проявившие себя в российской практике последних лет, показали, что подобный взгляд на государственный финансовый контроль не только не оправдан с теоретических позиций, но и наносит колоссальный вред российской экономике, терпящей многомиллиардные убытки от неоправданного сокращения сферы государственного контроля, разобщенности направлений его осуществления, неэффективности применяемых методов и несовершенство правовой базы.
Решая проблему организации единой системы государственного финансового контроля, необходимо четко видеть, что при этом могут быть существенные негативные последствия, которые могут перекрыть эффекты от усиления государственного финансового контроля. Поэтому организация единой государственной системы финансового контроля должна также решать и такие важнейшие проблемы развития рыночной экономики, как создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности и стимулирование инвестиций.
Единство в подходах при выработке системы мер по усилению государственного финансового контроля и системы мер по совершенствованию финансового и денежно-кредитного механизма в названных и других направлениях позволит повысит действенность контроля и ускорить решение задач по выводу экономики из нынешнего кризисного состояния.[25,с. 1-2]
Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями и дополнениями) Раздел IX. Государственный и муниципальный финансовый контроль. Гл.26 статьи 265-273
Собрание законодательства РФ от 12 декабря 1994 г., № 33.
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»
Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
Указ Президента Российской Федерации от 08 июня 2004 г. № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 827 «Об общественном совете по инвестировании средств пенсионных накоплений»
Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ « О Счетной палате российской Федерации»
Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Федеральный закон от 16. Июля 1999 г. № 65 – ФЗ «Об основах обязательного страхования»
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 273 Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. № 864 «О Федеральном казначействе Российской Федерации»
Постановление Правительства
Российской Федерации от 2 февраля
1996 г. № 97 «О межведомственном совете
по государственному
Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»
Постановление Правительства
Российской Федерации от 15июня 2004
г. № 278 «Об утверждении положения
о Федеральной службе
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 330 «О Федеральной службе страхового надзора»
Постановление Правительства
Российской Федерации от 23 июня
2004 г. № 307 « Об утверждении положения
о Федеральной службе по
Постановление Правительства
Москвы от 22 апреля 2003 г. № 290-ПП «Об
утверждении Положения о
Грязнова А.Г., Маркина Е. В. Финансы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. 504 с.
Система государственного финансового контроля: организационно-управленческий аспект (и программа научного исследования). – М.: ИЭ РАН, 2001. 625 с.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/Под ред. Н.Ф. Самсонова.- М.: ИНФРА-М.2006., 592 с.
Финансы / Учебник / под редакцией Г.Б. Поляка. –М: ЮНИТИ, 2011, 722 с.
Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.
www.deliktor.ru/ Популярное правовое интернет издание/ статья Клейменова Ярослава Сергеевича: «Развитие финансового контроля в Российской Федерации»
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами