Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:58, контрольная работа
Методы контроля - это различные способы и приемы проверок и ревизий, а так же способы построения учета и документооборота. Проверки и ревизии бывают внутренними и внешними. Внутренний контроль предусматривает контроль за производственно-хозяйственной деятельностью со стороны предприятия. Он направлен на укрепление финансового состояния предприятия и росту эффективности его работы. Внутренний контроль могут осуществлять как само предприятие, так и независимые органы. Внешний контроль осуществляется государственными органами, независимыми службами и банками по решению государственных органов. Он направлена проверку внешних финансовых отчетов, то есть отчетов, используемых внешними пользователями: собственниками предприятия, инвесторами и т.д..
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Содержание и задачи финансового контроля ….…………………………...6
1.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………….6
1.2. Принципы финансового контроля ………………………………………....8
1.3. Осуществление финансового контроля…………………………………….8
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...11
2.1. Виды финансового контроля.........................................................................11
2.2. Формы финансового контроля …………………………………………….13
2.3. Методы финансового контроля…………………………………………….14
3. Организация финансового контроля в РФ ………………………………….16
3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ………..16
3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ…………………16
3.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ………………………20
3.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ…………………...21
3.5. Финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами………………………………………………………………………….25
3.6. Негосударственный финансовый контроль……………………………….27
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
1. контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданин), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
2. контроль за реализацией общенациональных проектов;
3. контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;
4. контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ;
5. информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
3.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение:
1. порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере;
2. порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;
3. методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.
Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.
Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:
порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
форма таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;
государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и др. формы
3. осуществляет:
составление проекта федерального бюджета;
утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;
управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;
выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
Таблица 4.
Структура доходов и расходов консолидированного бюджета в динамике за 2006-2007 г.г.
млн.р.
Показатели | 2006 г. | 2007 г. |
1. Доходы бюджета | 2563,6 | 3147,8 |
в том числе: Ø Налоговые доходы | 558,6 | 703,2 |
Ø Неналоговые доходы | 87,4 | 127,4 |
Ø Поступления из других уровней бюджетов | 1917,6 | 2140,2 |
Ø Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | - | 177,0 |
2. Расходы бюджета | 3096,8 | 3034,4 |
Ø Жилищно-коммунальное хозяйство | 658,7 | 463,2 |
Ø Образование | 1203,8 | 1170,9 |
Ø Здравоохранение и спорт | 591,6 | 686,8 |
Ø Социальная политика | 159,7 | 262,8 |
Ø Культура + СМИ | 94,9 | 99,1 |
Ø Общегосударственные вопросы | 172,8 | 198,5 |
Ø Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 104,2 | 101,8 |
Ø Национальная экономика | 111,1 | 51,3 |
3. Дефицит (-), профицит (+) бюджета | -533,2 | +113,4 |
4. Численность населения, тыс.чел. | 56,852 | 57,485 |
5. Расходы бюджета на 1 жителя в месяц, руб. | 4539 | 4399 |
Из таблицы 4 видно, что в структуре консолидированного бюджета основной прирост доли доходов приходится на налоговые доходы. В отличии от предыдущего 2006 года расходы не превысили доходы, что говорит о профиците бюджета.
Отношение профицита (дефицита) консолидированного бюджета РФ к валовому внутреннему продукту
3.5. Финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами
Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела) за:
1. соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
2. обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др.
Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158-160) предусмотрено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.
Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба.
Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей . Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе с органами таможенного контроля.
Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях - налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Аудиторский контроль в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям - реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг. Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами