Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:41, курсовая работа
В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства.
Введение
Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов.
1.1Специфика, задачи, объекты и область применения финансового контроля.
1.2 Формы и методы финансового контроля.
1.3Виды финансового контроля.
2.Финансовые санкции, их виды, классификация, правовая база применения. Перспективы развития финансового контроля.
2.1 Сущность и значение финансовых санкций.
2.2 Классификация и виды финансовых санкций.
2.3 Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ.
2.4 Пути развития финансового контроля в РФ.
Заключение
Список литературы
Основная цель налогового контроля реализуется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики, а именно:
- обеспечения экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
-обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
-улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
-проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
-проверки целевого использования налоговых льгот;
-пресечения и профилактики правонарушений в налоговой сфере;
В сферу
налогового контроля не входит проверка
исполнения финансовых требований и
правил экономического, а не юридического
характера, которые хотя и влияют
на фискальные интересы государства, но
не относятся к финансово-
Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.
К принципам налогового контроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту и единство налогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность); объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налогового контроля и др.
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового
контроля – это способ конкретного
выражения и организации
Основными формами налогового контроля являются:
1) налоговые проверки;
2) получение объяснений фискально- обязанных лиц;
3) проверки данных учета и отчетности;
4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
5) контроль за расходами физических лиц и др.
В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:
1) проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
2) проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;
3) проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
4) проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
5) проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
6) предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
7) выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности;
Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.
Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.
Наличие
у налогового контроля разнообразных
целей и задач обусловливает
и дифференцированные подходы к
их решению, т. е. необходимость использования
тех или иных способов проверок,
оценок и анализа финансового
состояния подконтрольных субъектов.
Применение определенной формы зависит
и от других факторов: правового
положения и особенностей деятельности
контролирующих органов; объектов контроля;
оснований возникновения
Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.
По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до предоставления налогоплательщику налоговых льгот, изменения сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.
Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций играет важную роль в предупреждении правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.
Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью этого вида контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.
Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.
В ходе осуществления
налогового контроля по окончании отчетного
налогового периода определяется состояние
финансовой дисциплины, выявляются налоговые
правонарушения и в конечном итоге
закладывается база для дальнейшего
совершенствования
Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль: а) налоговых органов; б) таможенных органов; в) органов государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль: а) выездной (фактический) – в месте расположения налогоплательщика; б) камеральный (документальный)– по месту нахождения налогового органа.
Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.
Итак, задачами бюджетного контроля являются:
-обеспечение правильности
составления и исполнения
- соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- проверка эффективности
и целевого использования
- улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
-выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
- контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;
- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
- пресечение незаконных
по предоставлению налоговых
льгот, государственных
- выявление расточительства
и финансовых злоупотреблений,
принятие адекватных мер
- проведение профилактической,
информационно-разъяснительной
Хотя государственный бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов). Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансово- хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Иными словами, объект бюджетного контроля - денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.
Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:
- субъект контроля;
- объект контроля;
- предмет контроля;
- принципы контроля;
- методика контроля;
- техника и технология контроля;
- процесс контроля;
- сбор и обработка исходных
данных для проведения
- результат контроля;
- принятие решения по результатам контроля;
Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно - ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля, объект, процесс и методика контроля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими документами, которые в совокупности образуют Финансовое (бюджетное, налоговое) право.
Успешное выполнение сложных задач в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:
государственный бюджетный
контроль, осуществляемый органами государственной
власти. Он обеспечивает интересы государства
и общества, проверяет выполнение
налогоплательщиками
ведомственный контроль, проводимый
контрольно ревизионными управлениями
министерств и ведомств. Ведомственный
контроль ограничен кругом юридических
лиц, находящихся в административной
подчиненности от контролирующего
министерства или ведомства. При
этом проверяется расходование бюджетных
средств, выделенных по ведомственному
признаку бюджетной классификации,
а также использование
Информация о работе Финансовый контроль и перспективы его развития