Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:44, курсовая работа
Цель исследования - исследовать аудиторский контроль с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретические основы аудиторского контроля.
2. Изучить правовые основы осуществления аудиторского контроля в России.
3. Исследовать осуществление аудиторского контроля в России.
Введение 3
Глава 1. Содержание и значение аудиторского контроля 5
Глава 2. Организация аудиторского контроля: виды, формы, методы, их характеристика 11
2.1 Виды аудиторского контроля 11
2.2 Формы аудиторского контроля 15
2.3 Методы аудиторского контроля 17
Глава 3. Аудиторский контроль в Росси. 25
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Контрольные замеры работ — прием фактического контроля, применяемый учреждениями банков при проверке выполненных строительно-монтажных работ, а также другими контролирующими органами при проведении фактического контроля объемов производства, работ и услуг. Этот методический прием используют также на транспорте, в торговле, промышленности.
Выборочные наблюдения — прием статистического контроля качественных характеик хозяйственного процесса. Используется в аудиторском контроле тогда, когда сплошной контроль технически невозможен (при определении дефектов товаров, поступивших в торговлю; времени, затраченного покупателем на приобретение товара и т.п.).
Сплошные наблюдения — прием статистического контроля фактического состояния изучаемых объектов, например проведение хронометражных наблюдений при контроле норм выработки, использования рабочего времени работников за отчетный период и т. п.
Технологический контроль — прием контроля инженерной и технической подготовки производства, а также качества выпускаемой продукции, ее соответствия техническим условиям, которые проверяются отделом технического контроля (ОТК) и другими службами предприятия в процессе предварительного, текущего и заключительного контроля производства. Одним из видов технологического контроля является контрольный запуск сырья и материалов в производство для проверки оптимальности технологии производства, обоснованности норм затрат материальных ресурсов и полноты выхода готовой продукции.
Химико-технологический контроль — прием контроля качества сырья и материалов, используемых в производстве продукции, а также качественных характеик изделий.
Экспертизы
разных видов — приемы экспертных
оценок, применяемые техно-логическими,
судебно-бухгалтерскими, криминалистическими,
товароведческими и другими экспертизами
при исследовании специальных вопросов,
связанных с аудиторским
Экспертиза проектов и сметной документации — прием проверки технологического уровня, прогрессивности норм и нормативов, организации и индустриализации строительства, отраженных в проектно-сметной документации на сооружение объектов и приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа.
Служебное расследование — совокупность приемов проверки соблюдения должностными лицами, а также рабочими и служащими нормативно-правовых актов, регулирующих производственные отношения в разных звеньях экономики отраслей. Применяются эти приемы в основном при проверке жалоб трудящихся, изучении причин нарушения действующего законодательства, причинении материального ущерба и т. п.
Эксперимент — научно поставленное исследование в соответствии с целью аудиторского контроля для проверки результатов планируемых или выполненных процессов. Проводят эксперимент по четко определенным условиям, которые дают возможность следить за ходом запланированного процесса.
2) Расчетно-аналитические —
Экономический анализ — система
приемов в аудиторском контроле
для раскрытия причинных
Статистические расчеты —
Экономико-математические методы применяются в аудиторском контроле при определении влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии планирования и проектирования, а также после завершения хозяйственных процессов, если другими методическими приемами установить взаимосвязи факторов невозможно, например корреляционный анализ себестоимости продукции, затрат производства, выполнения планов производства и др.
3) Документальные —
Информационное моделирование — это информационная совокупность, которая представляет контролируемый объект в виде модели. Цель моделирования в контроле — получение необходимой информации об объекте для изучения его состояния, участия в процессах расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, выявление отклонений и возмущений в них, принятие решений по регулированию в пределах заданных плановых параметров.
Исследование документов — приемы документального контроля достоверности, целесообразности, эффективности хозяйственных операций, соответствия их законодательным и нормативно-правовым актам, регулирующим процесс расширенного производства.
Камеральные проверки — прием документального контроля проектно-сметной документации по капитальным вложениям, а также документов на выполнение строительно-монтажных работ, которые представляют учреждениям банка, осуществляющего контроль за финансированием капитальных вложений из государственного бюджета, иностранных и отечественных инвестиций.
Нормативно-правовое регулирование
— система приемов, используемых
в аудиторском контроле для выявления
нарушений нормативных и
4) Обобщение и реализация результатов контроля — совокупность приемов синтезирования результатов контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предупреждения их в будущем. К таким приемам относят: группирование недостатков, документирование результатов промежуточного контроля, аналитическое группирование, следственно-юридическое обоснование, систематизированное изложение недостатков в акте (заключении) аудита, принятие решений по результатам аудита, контроль за выполнением принятых решений.
Группирование недостатков — систематизация и обобщение недостатков и нарушений нормативно-правовых актов в процессе хозяйственной деятельности по экономической однородности, времени проведения и важности. Процедуры группирования применяют при проверке документальной достоверности результатов контроля. Группирование предусматривает хронологическую последовательность, систематизированный и хронологически - систематизированный способы.
Хронологическая последовательность — способ группирования недостатков и нарушений нормативно-правовых актов, выявленных в процессе исследования документов. При этом документы проверяют в таком порядке, в каком они были сгруппированы при бухгалтерской обработке и сброшюрованы в папки по отчетным периодам. Поэтому этот способ используют в случае аудита небольших субъектов хозяйствования.
Систематизированный способ группирования дает возможность выявить недостатки при исследовании однородных документов за весь контролируемый период. При этом сначала проверяют документы, отражающие кассовые операции, потом — товарные, расчетные и др. Этот способ дает возможность более глубоко изучать отдельные операции и процессы.
Хронологически-
Документирование результатов промежуточного контроля — это способ оформления результатов контрольных действий на промежуточных стадиях аудита или проверки, например составление акта выборочной инвентаризации товарно-материальных ценностей и расчетов с поставщиками, покупателями и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ревизии денежных средств в кассе и у подотчетных лиц.
Аналитическое группирование — это совокупность приемов статистических группирований по однородности признаков подконтрольных объектов и выявленных недостатков. Используется этот прием при составлении анализа факторов, которые негативно влияют на выполнение плана выпуска и реализации продукции, возникновение брака изделий; расчете естественных потерь товарно-материальных ценностей, анализе факторов убыточности отдельных видов продукции и т. п.
Следственно-юридическое
Систематизированное изложение недостатков в акте (заключении) аудиторского контроля — комплекс приемов обобщения результатов проведенного контроля в соответствии с правилами Единой государственной системы делопроизводства. Используют эти приемы при составлении актов аудиторского контроля, тематических проверок и обследований, докладных и служебных записок по результатам контроля и т.д.
Принятие решений по результатам аудита — способ влияния субъекта на объект контроля, что обеспечивает его функционирование в заданных параметрах и режимах. Применяют этот способ при разработке и издании приказов, распоряжений, служебного письма по результатам аудита, тематической проверки, обследования и т. п.
Контроль за выполнением принятых решений — прием реализации принятых решений, который предусматривает установление фактического состояния объекта контроля и его поведения в соответствии с управленческим действием. Например, проверяют выполнение распорядительных документов по результатам аудита относительно возмещения причиненного ущерба предприятию, устранения брака продукции, уменьшения непроизводительных потерь (штрафов, пени, неустойки и т. п.).
Следовательно, метод аудиторского контроля — это совокупность методических приемов контроля процессов расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта и соблюдение его законодательного и нормативно-правового регулирования в условиях рыночной экономики.(11)
В России аудиторский контроль появился с конца 1980-х гг. и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий.(11)
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.
В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита. В законе были допущены и "ляпы" - как технического характера (в первоначальной редакции содержались ссылки на отсутствующие части статей), так и по существу (предусматривалась обязательное страхование ответственности аудитора по договору с аудируемым клиентом, что довольно абсурдно; в мировой практике принято страховать ответственность аудитора за причинение вреда).
Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов (главным образом, из-за отмены лицензирования и требований к СРО).
Наконец, в декабре 2008 был принят
и с 1 января 2009 вступил в силу
новый федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» №
В настоящее время Минфином РФ зарегистрированы в реестре 6 аудиторских СРО (данные на конец 2009).(10)
Число аттестованных аудиторов составляет 38.8 тыс чел. Из них только 0.7 тыс чел оказывают аудиторские услуги непосредственно, остальные являются сотрудниками аудиторских фирм, количество которых в свою очередь составляет 6.2 тыс. шт. (все данные на начало 2009).
По состоянию на 25.02.2010 количество
аудиторских организаций и
Правое регулирование аудиторского контроля осуществляется (рис 3.1):
Рис 3.1. Пять уровней нормативного
регулирования аудиторской