Финансовый контроль как функция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.

Содержание

Введение
3
1. Содержание и значение финансового контроля
4
2. Виды и методы финансового контроля
5
2.1 Виды финансового контроля
5
2.2 Методы финансового контроля
7
3. Государственный финансовый контроль в РФ
9
3.1 Федеральные органы государственного финансового контроля
9
3.2 Проблемы эффективности государственного финансового контроля
12
Заключение
17
Список используемой литературы
18

Вложенные файлы: 1 файл

к,р, ФИН,КОНТР.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

•      общественные неправительственные организации и учреждения;

•      внебюджетные социальные фонды;

•      предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Самые распространенные и прогрессивные методы финансового  контроля – комплексные ревизии, включающие всех участников и стороны деятельности ревизуемого предприятия (организации). Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятия, взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров (работ, услуг), с бюджетом и внебюджетными фондами, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверности отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы.

На основании акта ревизии, в котором фиксируются  все нарушения, принимается решение  по их устранению, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства. [10]

 

  1. Аудиторская деятельность. Это предпринимательская деятельность аудиторов и фирм по осуществлению независимых проверок бухгалтерской и финансовой отчетности и другой документации. Аудит можем быть внутренним и внешним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственный финансовый контроль в РФ.

               3.1. Федеральные органы государственного финансового контроля.

Законодательством Российской Федерации определено, что государственный  финансовый контроль на федеральном  уровне возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный  Банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогами сборам, Государственные таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации». Счетная палата обладает организационной и функциональной независимость. Под организационной независимостью понимается ее самостоятельность как органа: она не входит в состав ни одной из палат Федерального собрания. Под функциональной независимостью понимается несовпадение функций Счетной палаты и Федерального Собрания.

Основные задачи Счетной  платы – контроль своевременного исполнения доходных и расходных  статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Таким образом, предметом контроля Счетной палаты являются средства федерального бюджета и федеральная собственность.

Контрольную деятельность Счетная палата проводит посредством  комплексных ревизий и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. За достоверность данных отчета должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. Палата направляет проверяемой организации представление, содержащее основные результаты проверки или ревизии, а в случаях нарушений, наносящих государству прямой ущерб и требующих безотлагательных мер, дает, обязательные к исполнению, предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной Палаты по согласованию с Государственной Думой вправе приостановить операции по счетам проверяемой организации.

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является органом  банковского регулирования и  надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Текущий контроль Банка  России представлен в виде проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль – в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнителей власти

В числе основных задач  Минфина России входят:

    • Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной., налоговой и валютной политики в РФ;
    • Осуществление в пределах свей компетенции предварительного и последующего государственного финансового контроля.

        Из всех подразделений Министерства финансов РФ особая роль отводится действующему при нем Департаменту финансового контроля, имеющему территориальные и местные органы. В соответствии с действующим законодательством департамент проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета. По данным таких проверок устанавливается факт нецелевого использования средств выделенных из федерального бюджета, под которым понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями.

Например:

•      направление бюджетных средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей перепродажи;

•      осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

•      оказание финансовой поддержки;

•      расходование средств  и отсутствие оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов;

•      расходование средств сверх норм, установленных Минфином РФ (командировочные расходы, нормы на расходование бензина и др.);

•      использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

•      расходование средств не по коду экономической классификации и др.

         К нарушителям применялась такая мера ответственности как взыскание денежных средств, используемых не по целевому назначению и наложение штрафа в размере действующей учетной ставки Банка России.

         В 2002 г. Минфином РФ были приняты меры по усилению финансового контроля. За 9 месяцев 2002 г. было проведено 31 тыс. ревизий и проверок, в ходе которых выявлено нарушений на сумму 29 млрд. руб. По выявленным финансовым нарушениям материалы передавались      в     правоохранительные      органы.      Проверенными организациями в добровольном порядке было возмещено 3,3 млрд. руб., из которых 226 млн. руб. – в федеральный бюджет.

Государственный финансовый контроль, выполняемый другими федеральными органами. Ряд федеральных органов  использует в пределах своей компетенции  финансовый контроль на несистематической  основе при выявлении отклонений от финансового законодательства. К ним относятся: правоохранительные органы – прокуратура и Управление по экономическим преступлениям ГУВД, антимонопольные, таможенные органы и органы валютного контроля, контрольно-ревизионные органы и органы валютной исполнительной власти, а также иные органы, ответственные за контроль и поступление и расходования средств федерального бюджеты и федеральных внебюджетных фондов, федеральной исполнительной власти. [3, с. 121-125]

         Таким образом, финансовый контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета проверяется контрольными органами. Если исполнение бюджета не соответствует закону, то законодательный орган имеет право отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в Прокуратуру РФ для привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Законодательный орган субъекта РФ местного самоуправления вправе выразить недоверие соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отозвать выборные должностные лица, привлечь к иным формам ответственности исполняющий орган или его должностных лиц.

         К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

- предупреждение о  ненадлежащем исполнении бюджетного  процесса; 
- блокировка расходов; 
- изъятие бюджетных средств; 
- приостановление операций по счетам в кредитных учреждениях; 
- наложение штрафа; 
- начисление пени; 
- иные меры.

         Применять эти меры имеют право руководители органов Федерального казначейства и их заместители. Основаниями для применения вышеназванных мер могут быть:

- неисполнение закона  о бюджете; 
- нецелевое использование бюджетных средств; 
- невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств; 
- неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами; 
- неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям; 
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитов бюджетных обязательств; 
- предоставление бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций с нарушением установленного порядка и др. [6]

 

3.2. Проблемы  эффективности  государственного  финансового контроля.

 

Говоря об эффективности финансового контроля, следует иметь в ввиду два аспекта: эффективность государственного финансового контроля как функция государственного управления и эффективность формирования, распределения использования бюджетных средств. В этой связи оценка эффективности с одной стороны обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов и средств финансового контроля. С другой стороны – эффективностью федеральных законов, определяющих состав и порядок деятельности Счетной палаты и иных органов исполнительной власти, призванных осуществлять контроль в области финансовых операций и хозяйственной деятельности, т.е. соотношением между фактическими результатами их проверок и теми целями, для которых эти учреждения были созданы.

Эффективность бюджетного процесса является ведущим показателем эффективности государственного управления. Бюджетный процесс предполагает оценку социально-экономического состояния страны, определение основных показателей прогноза социально-экономического развития страны, определение целей и задач развития определения основных принципов и расчетов по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов страны; В этой связи важно увидеть концепцию бюджета, которая строится на основных положениях бюджетного послания Президента РФ и ее сохранность в процессе исполнения бюджета. Главное при этом - прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, в том числе по доходам и расходам, по их сбалансированности и источникам покрытия дефицита (в случае если он предусматривается). Такой взгляд на бюджет строится в соответствии с одним из принципов бюджетной системы РФ – принципов полноты отражения доходов и расходов бюджета, который в свою очередь означает, что все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ). Контроль и оценка эффективности реализации указанных функций должны присутствовать на каждом этапе бюджетного процесса. В связи с этим основным составляющим, дающими представление об эффективности государственного финансового контроля могут быть оценки обоснованности и достоверности показателей всех уровней бюджета, результативности расходования средств. [8]

Исходным для составления  проекта федерального бюджета являются параметры макроэкономических показателей социально-экономического развития страны. Это, прежде всего параметры валового внутреннего продукта и инфляции. Валовой внутренний продукт - основной экономический показатель, выражающий в рыночных ценах совокупную стоимость продукции, товаров и услуг, созданных в течении года внутри, является исходным (базовым) параметром при формировании проекта федерального бюджета. Индекс-дефлятор, используемый в качестве коэффициента пересчета экономических показателей в цены предыдущего периода (численно он равен индексу роста цен), используется в бюджетном процессе с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Формирование федерального бюджета, например в 2003 г., осуществлялось по 171 показателю социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе по 47 макроэкономическим и по 124 отраслевым. [1, с.20]

         Несоответствие прогнозных и фактических параметров основных макроэкономических показателей влечет неэффективное исполнение федерального бюджета.

Счетная палата РФ ежегодно обращает внимание Правительства РФ и Федерального собрания РФ на допускаемые  ежегодно существенные отклонения фактических  макроэкономических показателей от прогнозируемых.

Информация о работе Финансовый контроль как функция