Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении особенностей проведения государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- определить место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ;
- показать взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ.
Введение 3
1 Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля 5
1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля 10
2 Особенности деятельности государственных финансовых органов в сфере финансового контроля на примере счетной палаты рф 17
2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ 17
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ 36
заключение 47
список литературы 49
Налоговый контроль охватывает действия налоговых органов по надзору за соблюдением налогоплательщиками и иными обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по осуществлению мер по предотвращению и устранению нарушений, а также по привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
По соглашению о порядке взаимодействия между Счетной палатой РФ и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (преобразовано в Федеральную налоговую службу) от 10 июля 2001 года, стороны в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим направлениям:
1. Счетная
палата РФ направляет ФНС
2. Стороны оказывают друг другу взаимную правовую и экспертную помощь.
3. Организуется
доступ должностных лиц
4. Происходит
обмен аналитической и
Федеральная антимонопольная служба
Между Министерством
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке
Счетная палата РФ, в свою очередь, сообщает в ФАС России о ставших известными фактах нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации; информирует ФАС России, по его обращениям, о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой РФ. Счетная палата РФ и ФАС России организуют обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Агентство по управлению федеральным имуществом
Согласно
соглашению о сотрудничестве между
Счетной палатой РФ Федеральным
агентством по управлению федеральным
имуществом, заключенному 11 июля 2005 года,
стороны осуществляют и развивают
сотрудничество в сфере контроля
за федеральной собственностью, содействуя
повышению эффективности
Сотрудничество сторон данного соглашения осуществляется по следующим направлениям:
- взаимодействие
по вопросам проведения
- проведение
аналитических мероприятий по
вопросам эффективности
- обмен
опытом и координация работ
по созданию и обеспечению
функционирования
- осуществление
и координация совместных
- содействие
в обучении работников и
Сотрудничество в рамках Настоящего Соглашения может реализовываться в следующих основных формах:
- обмен
информацией о нарушениях
- предоставление
методических документов и
- оказание
взаимной помощи по вопросам
доступа к базам данных сторон,
в том числе касающихся оценки
и учета федерального
- проведение
финансово-правовой экспертизы
- реализация
договоров о выполнении научно-
- координация
деятельности и оказание
- проведение
научно-практических
Министерство иностранных дел
Среди двухсторонних соглашений о взаимодействии с участием Счетной палаты РФ можно также назвать Соглашение между Счетной палатой Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации. Согласно данному соглашению:
Стороны
совместно разрабатывают и
Счетная
палата Российской Федерации организует
систематическое информирование МИДа
России о своем участии в мероприятиях
в области международного сотрудничества
в целях координации их информационного
обеспечения и поддержки
Стороны проводят взаимные консультации и совместные рабочие встречи по вопросам, входящим в их компетенцию, в целях выработки предложений по проблемам, представляющим, взаимный интерес, и формирования общей позиции, в том числе по вопросам сотрудничества с Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и продвижения интересов Российской Федерации в рамках деятельности этой организации, ее региональных организаций, постоянных рабочих групп и комитетов.
Стороны
обмениваются информационно-справочными
материалами о результатах
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации
На основании
соглашения о сотрудничестве между
МИТиС РФ и Счетной палатой
РФ стороны осуществляют обмен технической
документацией и научно-
Счетная палата РФ во взаимодействии с Мининформсвязи России осуществляет разработку и реализацию программ и проектов в области ИКТ, реализуемых Счетной палатой с использованием собственных ресурсов, оказывает консультации, разрабатывает рекомендации, готовит предложения и проводит экспертизу проектов в области информационных и коммуникационных технологий. Также Счетная палата РФ:
- привлекает
специалистов Мининформсвязи
- принимает
участие в разработке
- участвует
в изучении уровня
МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура РФ
Особо следует
отметить соглашения о сотрудничестве,
заключенные между Счетной
- обмену
представляющей взаимный
- обмену
опытом работы и содействию
в повышении квалификации
- планирование
и осуществление
- обмен
нормативными правовыми актами,
методическими рекомендациями, литературой
по вопросам предупреждения, пресечения
и выявления правонарушений, связанных
с незаконным использованием
средств федерального бюджета
и средств бюджетов
Особенность
соглашений с данными «силовыми»
ведомствами состоит в том, что
последние наделены полномочиями передавать
материалы дел по фактам выявленных
Счетной палатой РФ нарушений
непосредственно в суд. А тот
уже в свою очередь вправе установить
виновных лиц и применить к
ним предусмотренные законом
санкции. В связи с этим, важно
подчеркнуть, что Счетная палата
РФ не является карательным органом
и не обладает правом самостоятельно
применять в отношении
Другие органы финансового контроля
Что касается
остальных государственных
Так Правительство
РФ контролирует процесс разработки
и исполнения федерального бюджета,
представляет Государственной Думе
отчет о его исполнении. Кроме
того, Правительство РФ осуществляет
единую политику в области государственных
финансов, денег и кредита, контролирует
и регулирует финансовую деятельность
министерств и ведомств. Правительство
РФ и Главное контрольное
Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам Министерства финансов РФ в этой сфере относятся: разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществление внутриведомственного государственного финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет также внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов РФ может осуществлять также финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Оно организует финансовый контроль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
является федеральным органом
Следует сказать, что вышеперечисленные соглашения о совместной деятельности между Счетной палатой РФ и государственными органами финансового контроля к сожалению являются скорее исключением из общих правил. Хотя без подобных соглашений очень сложно разграничить компетенцию и полномочия Счетной палаты РФ с другими органами государственного финансового контроля. Так если проанализировать положения ФЗ «О Счетной палате РФ» и Постановление Правительства РФ N 198, посвященное вопросам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, то может сложиться впечатление, что полномочия вышеупомянутой службы значительно шире, чем у Счетной палаты РФ. Однако это противоречит статусам этих двух федеральных контрольных органов.
Информация о работе Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне