Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении особенностей проведения государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- определить место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ;
- показать взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля 5
1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля 10
2 Особенности деятельности государственных финансовых органов в сфере финансового контроля на примере счетной палаты рф 17
2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ 17
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ 36
заключение 47
список литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_ofd.docx

— 78.95 Кб (Скачать файл)

Налоговый контроль охватывает действия налоговых  органов по надзору за соблюдением  налогоплательщиками и иными  обязанными лицами законодательства о  налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных  правовых актов, по осуществлению мер  по предотвращению и устранению нарушений, а также по привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

По соглашению о порядке взаимодействия между  Счетной палатой РФ и Министерством  Российской Федерации по налогам  и сборам (преобразовано в Федеральную  налоговую службу) от 10 июля 2001 года, стороны в пределах своей компетенции  осуществляют взаимодействие и координацию  деятельности по следующим направлениям:

1. Счетная  палата РФ направляет ФНС материалы  о нарушениях законодательства  РФ о налогах и сборах, выявленных  в результате проведения контрольных  мероприятий.

 

2. Стороны  оказывают друг другу взаимную  правовую и экспертную помощь.

3. Организуется  доступ должностных лиц Счетной  палаты Российской Федерации  к сведениям, составляющим налоговую  тайну, в порядке, установленном  статьей 102 Налогового кодекса  РФ и оказание взаимной помощи  по вопросам пользования ведомственными  базами данных и информационной  безопасности.

4. Происходит  обмен аналитической и статистической  информацией, а также иной информацией,  представляющей взаимный интерес.

Федеральная антимонопольная  служба

Между Министерством  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (преобразовано в Федеральную  антимонопольную службу) и Счетной  палатой РФ заключен протокол о взаимодействии.33 Согласно этому протоколу, ФАС России сообщает в Счетную палату РФ о ставших известными фактах нарушений использования средств федерального бюджета, средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов и федеральной собственности. В том числе о фактах их неэффективного и нецелевого использования, нарушениях, допускаемых федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при проведении конкурсов в целях определения лиц, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета. ФАС России информирует Счетную палату РФ, по ее обращениям, о результатах проведенных мероприятий.

Счетная палата РФ, в свою очередь, сообщает в ФАС России о ставших известными фактах нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации; информирует ФАС России, по его  обращениям, о результатах контрольных  мероприятий, проведенных Счетной  палатой РФ. Счетная палата РФ и ФАС России организуют обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Агентство по управлению федеральным  имуществом

Согласно  соглашению о сотрудничестве между  Счетной палатой РФ Федеральным  агентством по управлению федеральным  имуществом, заключенному 11 июля 2005 года, стороны осуществляют и развивают  сотрудничество в сфере контроля за федеральной собственностью, содействуя повышению эффективности управления, распоряжения и использования федерального имущества, его сохранности. А также  способствуют разработке и внедрению  новых методов и технологий контрольно-ревизионной, информационной, научно-технической  и иной деятельности.

Сотрудничество  сторон данного соглашения осуществляется по следующим направлениям:

- взаимодействие  по вопросам проведения контрольных  мероприятий,

- проведение  аналитических мероприятий по  вопросам эффективности процессов  приватизации, управления и распоряжения  федеральным имуществом, совершенствования  контроля за его использованием;

- обмен  опытом и координация работ  по созданию и обеспечению  функционирования информационных  систем и телекоммуникационных  сетей, а также по формированию  информационных ресурсов в интересах  эффективного решения поставленных  задач;

- осуществление  и координация совместных научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и инновационных  программ и проектов;

- содействие  в обучении работников и подготовке  научных кадров высшей квалификации.

Сотрудничество  в рамках Настоящего Соглашения может  реализовываться в следующих  основных формах:

- обмен  информацией о нарушениях законодательства  Российской Федерации, выявленных  в ходе осуществления контроля  за эффективностью использования  и сохранностью федеральной собственности  поступлением в федеральный бюджет  средств от распоряжения и  управления федеральным имуществом;

- предоставление  методических документов и статистических  данных, а также иной информации, представляющей взаимный интерес,  для чего сторонами определяются  состав, структура и форматы данных, а также процедуры передачи  информации в электронном виде;

- оказание  взаимной помощи по вопросам  доступа к базам данных сторон, в том числе касающихся оценки  и учета федерального имущества  и доходов от его использования;

- проведение  финансово-правовой экспертизы по  актуальным вопросам деятельности  сторон;

- реализация  договоров о выполнении научно-исследовательских  и иных работ, оказание образовательных  и консультационных услуг;

- координация  деятельности и оказание необходимой  помощи по вопросам, возникающим  в процессе сотрудничества, включая  проведение совместных мероприятий;  при взаимном согласии участие  каждой из сторон в работе  коллегиальных, совещательных, научных  и иных органов и структур  другой стороны;

- проведение  научно-практических конференций  и семинаров по проблемам финансового  контроля и эффективного использования  федеральной собственности.

Министерство иностранных  дел

Среди двухсторонних  соглашений о взаимодействии с участием Счетной палаты РФ можно также  назвать Соглашение между Счетной  палатой Российской Федерации и  Министерством иностранных дел  Российской Федерации. Согласно данному  соглашению:

Стороны совместно разрабатывают и реализуют  мероприятия, направленные на широкое  информирование зарубежной общественности о функционировании системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, оказывают взаимную поддержку  интернет-сайтов и иных информационных ресурсов друг друга.

Счетная палата Российской Федерации организует систематическое информирование МИДа России о своем участии в мероприятиях в области международного сотрудничества в целях координации их информационного  обеспечения и поддержки дипломатическими и международно-правовыми средствами.

Стороны проводят взаимные консультации и совместные рабочие встречи по вопросам, входящим в их компетенцию, в целях выработки  предложений по проблемам, представляющим, взаимный интерес, и формирования общей  позиции, в том числе по вопросам сотрудничества с Международной  организацией высших органов финансового  контроля (ИНТОСАИ) и продвижения  интересов Российской Федерации  в рамках деятельности этой организации, ее региональных организаций, постоянных рабочих групп и комитетов.

Стороны обмениваются информационно-справочными  материалами о результатах своей  деятельности, а сотрудничество сторон может осуществляться также и  в иных взаимосогласованных формах.

Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

На основании  соглашения о сотрудничестве между  МИТиС РФ и Счетной палатой  РФ стороны осуществляют обмен технической  документацией и научно-технической  информацией, оказание помощи при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ и при реализации проектов в области информационных и коммуникационных технологий, экспертизу проектных и  технологических решений. А также  стороны данного соглашения осуществляют обмен данными между информационно-телекоммуникационной системой Счетной палаты РФ и системой поддержки реализации приоритетных национальных проектов в области информационных и коммуникационных технологий.

Счетная палата РФ во взаимодействии с Мининформсвязи России осуществляет разработку и реализацию программ и проектов в области  ИКТ, реализуемых Счетной палатой  с использованием собственных ресурсов, оказывает консультации, разрабатывает  рекомендации, готовит предложения  и проводит экспертизу проектов в  области информационных и коммуникационных технологий. Также Счетная палата РФ:

- привлекает  специалистов Мининформсвязи России  с целью получения консультационной, экспертной и иной поддержки  при реализации указанных программ  и проектов,

- принимает  участие в разработке методологии  и внедрении аудита информационных  технологий,

- участвует  в изучении уровня информатизации  и учете государственных информационных  ресурсов, создаваемых за счет  средств федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов.

МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура  РФ

Особо следует  отметить соглашения о сотрудничестве, заключенные между Счетной палатой  РФ и министерством внутренних дел  РФ, Генеральной прокуратурой РФ и  Федеральной службой безопасности РФ с другой. Суть этих соглашений сводится к:

- обмену  представляющей взаимный интерес  информацией о событиях и фактах, связанных с незаконным использованием  средств федерального бюджета  и средств бюджетов федеральных  внебюджетных фондов,

- обмену  опытом работы и содействию  в повышении квалификации кадров  в том числе путем организации  стажировок,

- планирование  и осуществление скоординированных  мероприятий, направленных на  предупреждение, пресечение и выявление  правонарушений,

- обмен  нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями, литературой  по вопросам предупреждения, пресечения  и выявления правонарушений, связанных  с незаконным использованием  средств федерального бюджета  и средств бюджетов федеральных  внебюджетных фондов.

Особенность соглашений с данными «силовыми» ведомствами состоит в том, что  последние наделены полномочиями передавать материалы дел по фактам выявленных Счетной палатой РФ нарушений  непосредственно в суд. А тот  уже в свою очередь вправе установить виновных лиц и применить к  ним предусмотренные законом  санкции. В связи с этим, важно  подчеркнуть, что Счетная палата РФ не является карательным органом  и не обладает правом самостоятельно применять в отношении нарушителей  санкции. Она даже не может напрямую обратиться в суд по факту выявленных нарушений, и вынуждена прибегать  к помощи указанных «посредников».

Другие органы финансового  контроля

Что касается остальных государственных органов  финансового контроля, то в отсутствии соглашений о совместной деятельности со Счетной палатой РФ и законодательного регулирования их взаимоотношений, каждый из этих органов осуществляет контрольные полномочия в пределах своей компетенции.

Так Правительство  РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, представляет Государственной Думе отчет о его исполнении. Кроме  того, Правительство РФ осуществляет единую политику в области государственных  финансов, денег и кредита, контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. Правительство  РФ и Главное контрольное управление Президента РФ дают поручения по проведению последующего государственного финансового  контроля Министерству финансов РФ.

Министерство  финансов Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной  и налоговой политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам Министерства финансов РФ в этой сфере относятся: разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществление внутриведомственного государственного финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет также внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов РФ может осуществлять также финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Оно организует финансовый контроль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной  сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная  служба страхового надзора - контроль за соблюдением страхового законодательства. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и  надзору в области таможенного  дела, а также функции агента валютного  контроля.34

Следует сказать, что вышеперечисленные  соглашения о совместной деятельности между Счетной палатой РФ и  государственными органами финансового  контроля к сожалению являются скорее исключением из общих правил. Хотя без подобных соглашений очень сложно разграничить компетенцию и полномочия Счетной палаты РФ с другими органами государственного финансового контроля. Так если проанализировать положения ФЗ «О Счетной палате РФ» и Постановление Правительства РФ N 198, посвященное вопросам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, то может сложиться впечатление, что полномочия вышеупомянутой службы значительно шире, чем у Счетной палаты РФ. Однако это противоречит статусам этих двух федеральных контрольных органов.

Информация о работе Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне