В другой ситуации, когда двойной кризис
приобретает форму не банковско-валютного,
а валютно-банковского шока, типичной
причиной его возникновения является
злоупотребление властями эмиссионной
политикой для финансирования бюджетного
дефицита при условии использования режима
фиксированного обменного курса или «грязного
плавания» на уровне, противоречащем другим
целям монетарной политики. Аналогично
предыдущему случаю, если у населения
возникают сомнения в способности или
желании правительства поддерживать установленный
предел обменного курса, то следующим
шагом станет всеобщий сброс национальной
валюты через финансовых посредников
(обычно банки), что порождает ажиотажный
спрос и банковский кризис.
Итак, резюмируя западное направление
науки в сфере финансовых потрясений,
можно сделать вывод, что сущность и содержание
финансового кризиса состоит в следующем. Финансовый кризис - это расстройство процесса функционирования
финансового рынка, которое проявляется
в обесценении национальной валюты, истощении
валютных резервов, массовом банкротстве
кредитно-финансовых учреждений, несостоятельности
субъектов нефинансового сектора и дефолте
по суверенным долгам. Финансовый кризис
состоит из валютного, банковского и долгового,
которым предшествует биржевой, частично
вызванный падением уровня инфляции в
стране.
Глава 2. Финансово-экономический
кризис 2008—2010 годов в России
2.1 Начало кризиса.
Падение фондового рынка: август
2008 года - январь 2009 года
По оценке Всемирного банка,
российский кризис 2008 года «начался как
кризис частного сектора, спровоцированный
чрезмерными заимствованиями частного
сектора в условиях глубокого тройного
шока: со стороны условий внешней торговли,
оттока капитала и ужесточения условий
внешних заимствований».
Обозреватель журнала Research
Алексей Байер в «Ведомостях» от 10 октября
2008 года писал, что удар глобального кризиса
по России был сильнее, чем по экономикам
иных стран вследствие 3-х причин: «американской
финансовой катастрофы», негативно отразившейся
на всех рынках и финансовых системах
развивающихся стран; падения цен на нефть
при значительной зависимости России
от её экспорта. Автор высказал предположение,
что если все три фактора сравнимы, то
«с середины года рынок потерял около
600 пунктов только из-за ухудшения инвестиционного
климата в России — из-за конфликта с Грузией
и из-за ссоры акционеров ТНК-BP, атаки на
„Мечел“».
Начавшееся в конце мая 2008 года
снижение котировок акций российских
компаний стало перерастать в обвал в
конце июля. По мнению ряда СМИ и финансовых
аналитиков, первое резкое падение котировок
произошло вследствие заявлений премьер-министра
Владимира Путина в адрес руководства
компании «Мечел» 24 июля.
Другим фактором ускоренного,
по отношению к американскому индексу
Доу-Джонса, падения фондового рынка в
России стал, по мнению ряда аналитиков
и экономистов, вооружённый конфликт в
Южной Осетии в августе 2008 года. Журнал
Newsweek, в материале, опубликованном 23 августа
2008 года, писал об экономических последствиях
этого вооружённого конфликта: «После
конфликта в Грузии российская фондовая
биржа пережила одно из самых мощных падений
котировок за последнее десятилетие. В
течение только одного дня курс акций
упал почти на 6 процентов. Инвесторы больше
всего опасаются, что наступит новая эпоха
военной конфронтации между Россией и
её соседями. Тем временем, амбициозный
план реформ Медведева оказался перехваченным
амбициями Путина. Придя к власти, Медведев
говорил о необходимости покончить с российской
традицией „правового нигилизма“, вымогательства
и коррупции. Ещё в прошлом месяце президент
велел российским чиновникам прекратить
„кошмарить“ бизнесменов мелкими придирками
и требованиями взяток. Он также пообещал
реформировать судебную систему и права
собственности».
The Financial Times от 18 сентября 2008
года усматривала первостепенную причину
падения российского фондового рынка,
кризиса ликвидности и оттока капитала
в августе — сентябре 2008 года во внутренних
проблемах страны: «<…> российский
финансовый сектор сильнее всего пострадал
от кредитного кризиса в США. Для московских
фондовых бирж и банков международное
положение усугубило существовавшую кризисную
ситуацию, объяснявшуюся, в основном, внутренними
факторами, то есть августовской российско-грузинской
войной».
2.2 Валютный рынок
и промышленность
Валютный рынок.
Динамика курса доллара
США к российскому рублю.
24 октября 2008 года, в пятницу,
сообщалось, что Центробанк РФ за минувшую
неделю мог потратить около 13 млрд долларов
из золотовалютных резервов на валютные
интервенции с целью не допустить падения
рубля к бивалютной корзине.
Газета «Ведомости»
от 30 октября утверждала, что средства,
которые правительство и ЦБ направляют
в адрес банков, последние тратят в значительной
мере на покупку валюты, «провоцируя ослабление
рубля и заставляя население панически
скупать доллары, ещё больше понижая стоимость
национальной валюты».
В конце октября 2008
сообщалось, что за неделю по 24 октября
резервы Центробанка уменьшились на $31 млрд
до $484,7 млрд; за четыре недели они упали
на $78,1 млрд, что было вызвано курсовой
переоценкой резервов (за счёт падения
курса евро к доллару) и валютными интервенциями
ЦБ.
Утром 11 ноября 2008 года на ММВБ произошло значительное
снижение курса рубля по отношению к бивалютной
корзине.
Редакционная статья
в газете «Ведомости» от 13 ноября 2008 года
писала, что население и рыночные игроки
восприняли слова председателя ЦБ, сказанные
им 10 ноября (о «повышении гибкости валютного
курса с некоторой тенденцией к ослаблению
рубля»), «как сигнал к действию: теперь
даже самые стойкие сторонники рубля запасаются
долларами».
19 ноября 2008 года председатель
ЦБ С. Игнатьев сообщил Госдуме: «На
1 ноября 2008 года объём золотовалютных
резервов в Российской Федерации составил
484,6 миллиарда долларов США. За сентябрь
и октябрь золотовалютные резервы снизились
на 97,6 миллиарда долларов.». Из названной
суммы 57,5 миллиарда долларов были потрачены
на валютном рынке с целью поддержания
курса рубля.
После очередного снижения
курса рубля 5 декабря 2008 года относительно
бивалютной корзины на 1 %, что связывалось
с удешевлением основой статьи российского
экспорта — нефти (цены на марку Urals 5 декабря
снизились до четырёхлетнего минимума —
$36 за баррель), участники рынка ожидали
от ЦБ более резкой девальвации уже в начале
2009 года.
Промышленность.
8 октября 2008 года было
сообщено об остановке конвейеров ГАЗа и уменьшении количества рабочих дней
на КамАЗе.
По данным Росстата, в декабре
2008 года падение промышленного производства
в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю
2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым
глубоким спадом производства за последнее
десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008
года падение промпроизводства составило
6,1 % по сравнению с аналогичным периодом
2007 года. Цены производителей промышленных
товаров в декабре 2008 года продолжили
снижение, упав по сравнению с ноябрем
на 7,6 %, с декабрем 2007 года — на 7 %.
Андрей Илларионов оценил темпы
спада промышленного производства в ноябре —
декабре 2008 года как «не имеющие аналогов
в современной российской экономической
истории»[110].
Согласно данным Росстата, по
сравнению с январем 2008 года промышленное
производство в январе 2009 года упало на
16 % — самое глубокое падение с 1994
года. Наиболее сильный спад произошёл
в обрабатывающих отраслях, где производство
снизилось на 24,1 %.
По данным Росстата, в феврале
2009 года индекс промышленного производства
снизился на 13,2 % по сравнению с аналогичным
показателем прошлого года. Объём производства
в обрабатывающих отраслях промышленности
в январе — феврале сократился на 21 %, добыча
полезных ископаемых сократилась на 4,5 %,
производство электроэнергии — на 7,2 %.
К середине февраля 2009 года среднесуточная
добыча газа к уровню 2008 года в целом по
России снизилась на 9,9 %, в «Газпроме» —
на 13,3 %.
По итогам 2009 года индекс промышленного
производства России уменьшился на 10,8 %.
Индекс промышленного производства
России в I квартале 2010 года по сравнению
с аналогичным периодом 2009 года увеличился
на 5,8 %.
К апрелю 2010 года в российской
обрабатывающей промышленности практически
не осталось отраслей, находящихся в рецессии.
Глава 3. Пути
преодоления финансового кризиса
3.1 Преодоление
кризиса. Действия руководства страны
В 2008 году бюджетные антикризисные
меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП),
из них на укрепление финансового сектора
было направлено 785 млрд рублей, на поддержку
реального сектора экономики — 304 млрд
рублей.
Меры по укреплению финансового
сектора, реализованные в 2008 году:
· субординированные кредиты
— 450 млрд рублей;
· рекапитализация и другие
меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;
· рекапитализация Агентства
по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;
· рекапитализация банков —
75 млрд рублей;
· рекапитализация Агентства
по ипотечному жилищному кредитованию
— 60 млрд рублей.
Меры по поддержке реальной
экономики, реализованные в 2008 году:
· меры налогово-бюджетного
стимулирования, направленные на поддержку
производителей — 272 млрд рублей;
· снижение налогового бремени
— 220 млрд рублей;
· поддержка отраслей — 52 млрд
рублей;
· меры налогово-бюджетного
стимулирования, адресованные населению
— 32 млрд рублей;
· приобретение жилья для военнослужащих
и для социально уязвимых групп населения
— 32 млрд рублей.
На 2009 год было объявлено о бюджетных
антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей,
из них на укрепление финансового сектора
планировалось направить 625 млрд рублей,
на поддержку реального сектора экономики
— 798,3 млрд рублей, на помощь регионам
— 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп
населения — 111,5 млрд рублей.
Август — октябрь 2008 года
Стремясь предотвратить кризис
ликвидности, в августе Министерство финансов
России разместило в коммерческих банках
166 млрд рублей; в сентябре — 763 млрд рублей
(лимит повышен до 1,5 трлн рублей); ещё 300
млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством
снижения требования к резервам банков.
В сентябре-октябре 2008 года
правительством России были объявлены
первые антикризисные меры, направленные
на решение самой неотложной на тот момент
задачи: укрепление финансовой системы
России. В число этих мер вошли инструменты
денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной
политики, которые были нацелены на обеспечение
погашения внешнего долга крупнейшими
банками и корпорациями, снижение дефицита
ликвидности и рекапитализацию основных
банков. Расходы бюджета, направленные
на поддержку финансовой системы, превысили
3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по
двум каналам: предоставлением ликвидности
в виде субординированных кредитов и посредством
вливаний в капитал банковской системы.
7 октября 2008 года Президент
России Д. Медведев, после совещания
с экономическим блоком правительства,
сказал, что государство предоставит
российским банкам субординированный
кредит на сумму до 950 млрд рублей
сроком не менее чем на пять лет. Из общей
суммы кредита Сбербанк должен был получить
до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд рублей,
Россельхозбанк — до 25 млрд рублей; оставшиеся
225 млрд смогут получить прочие российские
банки при условии, что сумма кредита не
будет превышать 15 % уставного капитала
банка, а владельцы банка будут готовы
внести два рубля своих средств на рубль
государственных.
The Financial Times от 10 октября 2008 года
отмечала, что накопленные резервные средства
России, по мнению экспертов, дают стране
преимущество: Президент Дмитрий Медведев
пообещал выделить примерно 20 миллиардов
долларов бюджетных средств для интервенции
на фондовом рынке с целью покупки акций.
Десятки миллиардов долларов из бюджета
были также перечислены на счета неплатежеспособных
банков в виде займов. Государственный
Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов
долларов заёмных средств тем российским
компаниям, которые не в состоянии справиться
с выплатой валютных долгов. В результате
Россия оказалась в довольно неплохом
положении, будучи в состоянии пережить
нынешний кризис.
10 октября 2008 года Государственная
дума приняла ряд законопроектов
по стабилизации финансовой системы.
В частности, поправки разрешают
размещать средства Фонда национального
благосостояния во Внешэкономбанке
на депозиты до 31 декабря 2019 года
на общую сумму не более 450 млрд
рублей по ставке 7 % годовых в порядке,
установленном российским правительством.
Член комитета Госдумы по экономической
политике Наталья Ермакова выразила мнение,
что тем самым «законодатель дает Центробанку
еще один сильный инструмент для того,
чтобы поддерживать ликвидность». Аналитики,
опрошенные журналом «Эксперт», позитивно
оценили принятые меры: «Меры, направленные
на стабилизацию финансовой системы России,
безусловно, улучшат ситуацию в экономике
и приведут к тому, что повысится ликвидность
финансового рынка в целом, снизится напряженность
на рынке межбанковского кредитования,
на долговом и фондовом рынках».