Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Важным этапом в развитии человечества является появление денег и товарно-денежных отношений. Деньги – это категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено не только наличием товарно-денежных отношений, но и возникновением государства, которое предоставляет своим гражданам определенные общественные блага.

Содержание

Введение
1. Содержание и строение финансового механизма.
1.1. Понятие и сущность финансового механизма.
1.2. Структурные элементы финансового механизма.
1.3. Классификация финансового механизма.
2. Финансовый механизм воздействия на экономику.
2.1 Финансовая и бюджетная политика.
2.2 Политика государственных расходов и доходов.
2.3 Налоговая политика как инструмент регулирования экономики.
2.4 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый механизм.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Возможна классификация  по другим признакам. В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена:

  • финансовый механизм федерации;
  • финансовый механизм субъектов федерации;
  • финансовый механизм местных органов власти.

Такое деление  обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ.

По воздействию  на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:

  • механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов;
  • механизм финансового регулирования общественного производства;
  • механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

 

2. Финансовый механизм воздействия на экономику

2.1 Финансовая и бюджетная политика

Финансовая  политика (механизм финансового регулирования) - это совокупность методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денежных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведения хозяйствующих субъектов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства. В зависимости от принятой социально-экономической политики финансовая политика строится того или иного вида, они представлены на рисунке 1.

Финансовая  политика государства проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства. Финансовая политика государства может преследовать политические, экономические и социальные цели. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Главной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

В механизме  финансового регулирования весьма существенны настройка и регулирование  финансовых параметров и механизмов на макроэкономическом уровне (бюджетный потенциал и налогооблагаемая база, бюджетные расходы и бюджетный дефицит, финансовая эффективность, денежная масса и ставка процента).

На современном  этапе развития экономики финансовая политика РФ направлена на борьбу с  инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечивающей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения. Эти особенности финансовой политики определены Программой социально-экономического развития РФ на 2007-2011 гг.

Бюджетный механизм характеризуется наличием системы  налогов, формирующих доход бюджета, а также всевозможных направлений  использования бюджетных средств  и методов финансирования.

Механизм внебюджетных фондов предназначен для финансового  обеспечения конкретных программ. На предприятиях и в организациях реального  сектора экономики финансовый механизм опосредован в первую очередь  отношениями по поводу формирования и использования денежных фондов (уставного, добавочного, резервного, накопления и потребления). Финансовый механизм учреждений и организаций сферы услуг связан с бюджетным финансированием и получением дополнительных доходов, связанных с коммерческой деятельностью на финансовом рынке финансовый механизм обслуживает «работу» временно свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Бюджетная политика представляет собой концентрированное  направление усилий и ресурсов государства  для достижения среднесрочных и  долгосрочных целей социально-экономического развития.

Бюджетная политика - регулирование государственных  доходов и расходов в целях  воздействия на общий уровень  экономической активности, поддержания  рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Важнейшие функции  государственного бюджета:

  • аккумулирование финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения;
  • обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти;
  • стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям;
  • социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.

Осуществляя эти  функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизма регулирования.

Теоретической основой бюджетной политики можно  считать тот или иной тип общей научной идеологии экономической политики в спектре идей от классических воззрений на рыночную экономику до современных представлений неокейнсианства и неолиберализма. Соответственно осуществляется тот или иной вид бюджетной политики, они представлены на рисунке 2.

Поэтому для  достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться  с политикой доходов и расходов государства.

2.2 Политика государственных расходов и доходов

Политика государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять потребности госсектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Они представлены на рисунке 3. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому расходы необходимо ограничивать с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Действенность государственного регулирования экономики  с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных  размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным  ограничителем государственных  расходов служат доходы бюджета.

Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учётом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и, в конечном счёте, привести к истощению каналов получения доходов.

Доходная часть  госбюджета образуется из следующих  источников:

- частные домашние  хозяйства;

- хозяйствующие  субъекты (предприятия);

- административно-территориальные  единицы;

- государственная  собственность и государственный сектор экономики;

- заграничные  источники (помощь, репарации);

- прочие общественные  институты.

При этом формы  получения доходов могут быть:

- налоговые:  постоянные, временные, чрезвычайные;

- неналоговые.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств, для покрытия государственных расходов являются налоги. Это так называемая фискальная роль налогов, которая показывает обязанности налогоплательщика перед государством.

Так как госбюджет  наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно пересекается с налоговой политикой.

Представленная  на рисунке 4, кривая Лаффера - это закономерность, доказывающая, что поступление доходов  в бюджет при повышении ставки налогов происходит только до некоторого критического уровня налогообложения, а затем поступления начинают сокращаться вследствие падения деловой активности по причине снижения стимулов к предпринимательству.

Одним из видов  доходов консолидированного бюджета  государства являются неналоговые  доходы. Неналоговые платежи - альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг.

Неналоговые платежи  классифицируются по характеру поступления  в бюджет и включают в первую очередь  возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода.

Кроме возмездных поступлений к неналоговым платежам относятся безвозмездные поступления  в виде штрафов, санкций и различного рода конфискатов, а также все  добровольные невозвратные текущие  поступления в бюджет из негосударственных  источников от физических и юридических лиц. В эту группу входят также поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Неналоговые платежи  по характеру воспроизводства делятся  на:

- текущие, к  ним относятся возмездные, невозвратные  платежи в бюджет;

- капитальные  неналоговые доходы и обязательные  платежи представлены двумя группами: доходами от реализации государственного  имущества, акций и продажи  нематериальных активов, а также  доходами от реализации государственных  резервов.

 

 

2.3 Налоговая  политика как инструмент регулирования экономики

Налоговая политика государства включает следующие  основные элементы:

  • перечень взимаемых налогов;
  • налогооблагаемая база и налоговые ставки;
  • распределение налоговых поступлений среди различных уровней бюджетов: федерального, региональных и местных;
  • уровень налогового бремени и его распределение между хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.

Налоги - это  обязательные платежи физических и  юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют  две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для существования государства. Экономическая функция налогов означает их использования для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода.

Информация о работе Финансовый механизм