Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:00, реферат
Само понятие «мониторинг» означает процесс систематического сбора и обработки информации о составных частях и параметрах того или иного сложного процесса, направленный на вынесение оценки, выработки планов действия и принятия решения по данному процессу. Выражаясь простым русским языком, мониторинг – это отслеживание всей необходимой информации о том или ином процессе или объекте. В свою очередь, финансовый мониторинг - это своеобразный контроль, связанный с проведением различных финансовых операций.
Само понятие «мониторинг» означает процесс систематического сбора и обработки информации о составных частях и параметрах того или иного сложного процесса, направленный на вынесение оценки, выработки планов действия и принятия решения по данному процессу. Выражаясь простым русским языком, мониторинг – это отслеживание всей необходимой информации о том или ином процессе или объекте. В свою очередь, финансовый мониторинг - это своеобразный контроль, связанный с проведением различных финансовых операций.
Также в понятие финансового мониторинга включают и деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению действий, подлежащих обязательному контролю или связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и других противоправных финансовых действий.
Объектом финансового мониторинга, выступают, прежде всего, операции с денежными средствами. Несмотря на то, что контролю подлежат также операции с иным имуществом, следует отметить, что именно деньги являются тем финансовым инструментом, который более легко «отмыть», чем угнанный автомобиль, украденное произведение искусства, ювелирные украшения, которые, в отличие от денег, обладают определенной индивидуальностью. Иными словами, объектом финансового мониторинга выступают финансовые отношения.
Финансовый мониторинг, как и в случае с финансовой деятельностью государства, направлен на реализацию функций и задач государства и муниципальных образований, к которым следует отнести обеспечение экономической безопасности государства. Одной из составляющих экономической безопасности государства является недопущение преступных доходов в финансовую систему Российской Федерации и предотвращение использования данной системы для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (ПОД/ФТ).
Как вид финансового контроля финансовый мониторинг основывается на ряде принципов присущих контрольной деятельности. В частности, к принципам финансового мониторинга возможно отнести принципы, которые изложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля (Принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.). К ним следует отнести принцип независимости, объективности, компетентности органов финансового контроля.
В качестве функций контрольной деятельности принято выделять – функцию корректировки, социальной превенции и правоохраны. Так, в рамках реализации функции социальной превенции система финансового мониторинга противодействует использованию финансовой системы в целях отмывания преступных доходов, тем самым лишая преступные элементы финансово-экономической базы для совершения новых преступлений. В данном аспекте система мер по ПОД/ФТ носит превентивный характер. В свою очередь, при осуществлении правоохранительной функции финансовый мониторинг находит отражение в выявлении операций, в которых используются денежные средства или иное имущество, полученные преступным путем. Здесь наибольшую роль играют такие меры противодействия, как обязательный и факультативный (дополнительный) финансовый мониторинг. Функция корректировки связана, прежде всего, с надзорной и методической деятельностью.
Долгое время правительства большинства стран осуществляли борьбу с легализацией преступных доходов в основном силами традиционных правоохранительных органов. Однако, как правило, их территориальные подразделения получали информацию о финансовых нарушениях посредством определенной выборки, проводимой в ходе оперативно-розыскной деятельности. Данный метод не позволял отследить все подозрительные финансовые операции и сделки. Серьезной проблемой обеспечения законности в области финансов является создание такого контрольного механизма, который мог бы совмещать стремление государства к прозрачности бизнеса с вполне оправданным желанием последнего сохранить коммерческую и банковскую тайну, которая является гарантией его стабильности в условиях острой рыночной конкуренции.
В результате многие страны с рыночной экономикой начали развивать структуры, основной задачей которых стала закрытая аналитическая работа в области финансовой разведки, или мониторинг финансовых потоков, а главной целью – противодействие отмыванию грязных денег и ориентирование правоохранительных органов на пресечение преступной экономической деятельности конкретных лиц.
В рамках финансового контроля
финансовый мониторинг может рассматриваться
как государственный финансовый
контроль, так и как негосударственный
(внутрихозяйственный или
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» был создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 года. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» КФМ России преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:
В свою очередь субъекты финансового мониторинга, к которым относятся организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществляют внутренний контроль, который выражается в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (внутрихозяйственный финансовый контроль).
Международные стандарты ПОД/ФТ разработаны Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – FATF (Financial Action Task Force on Money). Согласно рекомендациям FATF все процедуры и методы финансового мониторинга сводятся к решению трех функциональных задач:
1) идентификация участников финансовой операции (сделки);
2) фиксирование сведений о подозрительной операции и ее участниках;
3) информирование специального официального органа о подозрительной операции.
Все используемые в настоящее время критерии для проведения идентификации ориентированы либо на выявление подозрительных операций, либо на выявление подозрительных клиентов. К критериям выявления подозрительных операций также относят характер финансовой операции. Так, едва ли операции, связанные с уплатой налогов и иных обязательных платежей и пошлин в адрес соответствующих фискальных органов, могут быть связаны с отмыванием преступных доходов. Напротив, крупные суммы наличных денег, вносимые на счета казино, лотерей, тотализаторов и других предприятий, равно как и выдаваемые с таких счетов, в большинстве случаев имеют противозаконное происхождение. Соответственно, участники операций с такими счетами входят в сферу интересов движения по ПОД/ФТ, и их следует идентифицировать.
К настоящему времени в Российской Федерации сложилась система финансового мониторинга, которая, являясь составной частью системы ПОД/ФТ, вместе с тем играет лидирующую роль в ее развитии. По своему характеру национальная система финансового мониторинга является институционально сложной, и состоит из трех уровней:
Такой подход позволил утверждать, что составной частью системы финансового мониторинга является надзор за исполнением физическими и юридическими лицами фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля. При этом осуществление такого контроля должно вестись соответствующими надзорными органами согласно их компетенции. В табл. 1 представлен состав надзорных органов и типы поднадзорных учреждений системы финансового мониторинга.
Таблица 1
Надзор за деятельностью финансовых учреждений
Тип учреждения |
Надзорный орган/регулятор |
Кредитные учреждения |
Банк России |
Почта России |
Россвязьнадзор |
Услуги по приему платежей и переводу денег( ст.13.1 Закона о банках и банковской деятельности) |
Росфинмониторинг |
Компании ценных бумаг |
Федеральная служба по финансовым рынкам |
Страховые компании |
Федеральная служба страхового надзора |
Лизинговые компании |
Росфинмониторинг |
Ломбарды |
|
Инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды |
Федеральная служба по финансовым рынкам |
Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий |
Пробирная палата |
Иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом |
Росфинмониторинг |
Одним из базовых условий
Вместе с тем, некредитные организации должны представлять информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
При формировании национальной системы финансового мониторинга реализован принцип, согласно которому информационный обмен между всеми субъектами, подпадающими под сферу действия законодательства о ПОД/ФТ, осуществляется строго по установленным схемам и с обеспечением необходимой защиты информации. При этом одной из проблем и особенностей функционирования данной системы является то, что предоставляемая информация, как правило, составляет тайну или связана с тайной.
На основании изложенного выше финансовый мониторинг следует рассматривать в рамках финансово правового поля с отнесением его к институту финансового контроля. Финансовый мониторинг можно определить как вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом, надзорными органами и субъектами финансового мониторинга в целях недопущения преступных доходов в национальную экономику Российской Федерации и предотвращения использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.
Список литературы