Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:16, доклад

Краткое описание

Категория финансового рынка имеет сложный, синтетический характер. Чтобы исследовать ее свойства, первоначально необходимо рассмотреть общую категорию рынка. Рынок можно трактовать двояко: в широком и узком смысле слова. Рынок в широком смысле слова есть система организации экономики, возникшая в результате естественного развития, эволюции экономических отношений. Иными словами, это «всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в соответствии с изменениями их доходности в различных точках экономического пространства» . Рынок в узком смысле слова – «место, где встречаются покупатель и продавец».

Содержание

Общая характеристика финансовых рынков.
Структура финансового рынка.
Кредитный рынок
Валютный рынок
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)
Страховой рынок
Рынок инвестиций
Развитые и развивающиеся финансовые рынки.
Развитые финансовые рынки в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Страховые организации — институциональная основа страхового рынка, конкретная форма организации страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховые организации структурируют по принадлежности, характеру выполняемых операций, зоне обслуживания.

Страховые организации делятся  на: акционерные, частные, публично-правовые и общества взаимного страхования.

Акционерная форма страховых компаний доминирует на развитых рынках.

Акционерная страховая компания —  негосударственная организационная фор-ма, в которой в качестве страховщика выступает частный капитал, оформленный как акционерное общество. Уставный капитал акционерного страхового общества формируется из акций и других ценных бумаг, что позволяет при ограниченных средствах значительно увеличить свой финансовый потенциал.

Частные страховые компании принадлежат  одному собственнику или его семье.

В государственном страховании  в качестве страховщика выступает  государство. Организация государственных  страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность.

Правительственные страховые организации  относятся к некоммерческим структурам, деятельность которых основана на субсидировании. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и выплате компенсаций рабочим и служащим, временно утратившим работу.

Общество взаимного страхования  − это особая негосударственная  организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. Взаимное страхование — некоммерческая форма организации страхового фонда, которая обеспечивает страховую защиту имущественных интересов членов своего общества.

В развитых странах доля рынка взаимного  страхования достигает 50% всего страхового рынка.

Товар страхового рынка — страховой  продукт. Продвижение и реализацию продукта на страховом рынке осуществляют страховые посредники.

Специализированные страховые  компании производят отдельные виды страхования, например, страхование  жизни, автотранспорта и т. п. К этому  виду компаний относятся и перестраховочные компании, которые принимают от страховщиков за определенную плату часть застрахованного риска. Цель перестрахования — создание сбалансированного портфеля договоров перестрахования, обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Универсальные страховые организации предлагают широкий набор страховых услуг. Поскольку на страховом рынке осуществляется купля-продажа страхового продукта, то необходимы и продвижение страховых агентов на рынке, и их реализация. Эти операции осуществляют страховые посредники: страховые агенты и страховые брокеры.

Страховые агенты — физические или  юридические лица, действующие от имени страховщика и по его  поручению в соответствии с представленными  полномочиями.

Страховые брокеры — независимые  физические или юридические лица, имеющие лицензию на проведение посреднических операций по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховой брокер не является участником страхового договора. Его услуги — посреднические в исполнении договора cтрахова-ния, за которые он взимает оговоренный процент.

Функционирование страхового рынка  предполагает наличие про-фессиональных  оценщиков рисков и убыт-ков - сюрвейеров и аджастеров.

Сюрвейеры — инспекторы или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр страхуемого имущества. По заключению сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования.

Аджастеры — это уполномоченные лица или компании, занимающиеся установлением  причин, характера и размера убытков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 На рынке инвестиционных товаров  инвесторы выступают в роли  покупателей, т. е. носителей  инвестиционного спроса. Как уже  отмечалось, инвестор - это лицо (физическое  или юридическое), осуществляющее  инвестиции. На рынке инвестиционных товаров объем спроса определяется совокупной величиной накопленного капитала.

  В качестве продавцов инвестиционных  товаров выступают их производители  либо другие участники. В качестве  производителей выступают строительные  организации, осуществляющие строительство объектов промышленного и жилищно-гражданского назначения; научные организации, выпускающие научно-техническую продукцию; заводы, производящие оборудование, машины, механизмы, технологические линии и др.

  К другим участникам - продавцам  относятся любые юридические и физические лица, государство, осуществляющие продажу паев, имущественных прав, объектов интеллектуальной собственности, ценных бумаг и других инвестиционных товаров. Названные лица (продавцы) являются носителями инвестиционного предложения.

  Рынок инвестиционных товаров  подчиняется тем же законам,  что и другие функционирующие  рынки, но имеет свои особенности.  Остановимся на некоторых из  них.

  Первая особенность заключается  в характере самого инвестиционного  товара. В зависимости от вида инвестиционного товара, функционирующего на рынке, различают рынки:

  • недвижимости (на котором  продается приносящая доход недвижимость);

  • производственных (промышленных) товаров (эти товары - технологические  линии, оборудование, машины, механизмы, необходимые для модернизации уже имеющихся основных фондов или расширения производства, выпуска новых товаров и т. д.);

  • ценных бумаг (где продаются  и покупаются ценные бумаги - долговые  обязательства или бумаги, удостоверяющие  права собственности);

  • научно-технической продукции; компаний (фирм), которые продаются и покупаются в результате банкротства и по другим причинам;

  • другие рынки.

  Вторая особенность рынка  инвестиционных товаров заключается  в цели, которую преследует инвестор, покупая инвестиционный товар. Цель инвестора заключается в покупке товара, который принесет ему в дальнейшем максимальный доход или обеспечит социальный эффект (таково назначение инвестиций, вытекающее из их определения).

  Таким образом, в большей  степени инвестор будет направлять инвестиции в высокодоходные товары и будет стремиться минимизировать риски утраты этих товаров в будущем. Направление большой массы инвестиционных капиталов (инвестиций) в высокодоходные активы (товары) приведет к структурным сдвигам на рынке инвестиционных товаров. Повысившийся инвестиционный спрос на конкретный объект вложения повысит предложение. Такая ситуация вызовет увеличение цены данного инвестиционного товара. Высокая рыночная цена подтверждает привлекательность данного товара для инвестора с позиции его высокой доходности (эффекта). Однако перелив инвестиций (капитала) в высокодоходные активы приведет в конечном итоге к расширению предложения данного инвестиционного товара и соответствующему уменьшению его цены. В таких условиях инвестиции будут направлены в новые высокодоходные активы, что способствует повышению эффективности производства региона, страны и, в конечном итоге, благосостоянию народа.

  Кроме того, создавая благоприятные  или неблагоприятные условия  функционирования рынка и производства, можно этот процесс ускорить, и, если необходимо, замедлить. У государства появляется инструмент, обеспечивающий процесс регулирования инвестиций и, прежде всего, рынка инвестиционных товаров.

  Третья особенность рынка  инвестиционных товаров заключается в растянутости периода продажи (покупки) инвестиционного товара. Это относится к недвижимости, технологическим линиям, установке оборудования, созданию научно-технической продукции, проектной и опытно­конструкторской документации и пр.

  Процесс покупки (продажи) проходит несколько стадий, начиная с проведения соответствующих конкурсов (тендерные торги), сдачи объекта в эксплуатацию и выпуска опытной промышленной партии (выход на проектную мощность) или ведения в течение определенного времени гарантийного обслуживания. Поэтому помимо соотношения спроса и предложения на цену инвестиционного товара будет оказывать влияние и срок (период) осуществления инвестиционного проекта.

  Иначе говоря, качество инвестиционного  товара будет определяться не  только его высокой доходностью, но и временем (периодом) осуществления инвестиционного проекта.

  Четвертая особенность заключается  в особенности оборота инвестиций  физического капитала (первичный  рынок инвестиций). Оборот инвестиций  в сфере финансового капитала выражает вторичный рынок инвестиций. Финансовые активы (финансовый капитал) опосредуют (олицетворяют) движение стоимости физического капитала в высокодоходные сферы инвестиционной деятельности. Мобильность (способность к быстрому обороту) финансовых активов на инвестиционном рынке позволяет наиболее быстро реагировать на ситуации, возникающие на рынке.

  Таким образом, цена физического  капитала наиболее отчетливо  проявляется не на рынке производственных  товаров, недвижимости, а на финансовых  рынках (рынках ценных бумаг), причем это относится к развитым фондовым рынкам.

  Пятая особенность относится  к рынку жилья. Жилье приобретается  с целью личного потребления  (для личного проживания покупателя, его семьи и близких), с целью  получения дохода (для последующей сдачи внаем, перепродажи). Кроме этого, жилье может передаваться гражданам в порядке компенсации (за утраченное жилье), в личное пользование граждан и т.д. То есть, при покупке жилья могут возникнуть различные инвестиционные ситуации, которые будут оказывать влияние на формирование его цены. В некоторых ситуациях цену (стоимость) следует определять, исходя из спроса и предложения, возникающих на вторичном рынке жилья (функционирующие дома, квартиры), а в других ситуациях - исходя из спроса и предложения, возникающих на первичном рынке жилья (новое строительство), где действуют продавцы - подрядчики, проектировщики, и др., и покупатели - инвесторы. Имеет свои особенности и рынок земли.

  Перечисленные особенности  не исчерпывают всех особенностей, которые отличают рынок инвестиционных товаров от других рынков, на которых формируются цены товаров. Эти особенности существенны при определении эффективности инвестиционных проектов, формировании инвестиционных портфелей и их управлении.

  В целях лучшего понимания процессов, возникающих при кругообороте инвестиций, обратимся к схемам.

  Кругооборот инвестиций в  сфере воспроизводства физического  капитала можно представить на  рисунке следующим образом:

 

Кругооборот инвестиций в сфере  воспроизводства физического капитала

  Накопление — создание инвестиционного  капитала в денежной, товарной  формах, а также в формах имущественных  прав и интеллектуальных ценностей.

  Инвестиции - вложение инвестиционного  капитала в реальные активы  предприятия (монтаж технологических линий, строительство зданий), при этом инвестиционный капитал направляется на образование (пополнение) основного капитала (основных производственных и непроизводственных фондов), оборотного капитала, формирование рабочей силы, создание интеллектуального капитала, т.е. на создание факторов производства.

  Производство - эту фазу называют  производительной фазой оборота  инвестиций, в процессе которого  создаются новые товары, то есть  создается новая форма физического  капитала в виде товаров.

  Продажа - товарная форма оборота инвестиций, при которой происходит движение товаров на соответствующие рынки.

  Накопление - денежная фаза  оборота инвестиций. Средства, полученные  от продажи (реализации товаров), идут на обязательные выплаты  (налоги, плата за услуги, материалы, сырье, энергию и пр.), формирование фонда оплаты труда, включая фонды материального стимулирования, амортизационного фонда, фонда накопления на возмещение потребленного капитала, других фондов и фонда для осуществления новых инвестиций.

  Кругооборот инвестиций в сфере капитального строительства может быть представлен на схеме следующим образом: действующее предприятие является инвестором (заказчиком), осуществляющим инвестиции как в действующее производство, так и в новое строительство, направленное на создание новых основных фондов (производственных и непроизводственных).

 

Кругооборот инвестиций в сфере  в сфере капитального строительства

  Процессы: накопление, инвестиции  инвестора, производство, продажа,  накопление протекают аналогично  процессам при кругообороте инвестиций в сфере воспроизводства физического капитала.

Информация о работе Финансовый рынок