Важное место среди
неотложных мер по поддержанию банковской
ликвидности заняли операции предоставления
Банком России кредитов коммерческим
банкам без обеспечения. Данные операции
охватывают широкий круг банков, имеющих
кредитные рейтинги международных
и/или российских рейтинговых агентств.
В 2010 г. из федерального бюджета
выделено 300 млрд. руб. в виде имущественного
взноса в ГК «Агентство по страхованию
вкладов» (АСВ) для капитализации проблемных
банков, а также открыта кредитная линия
без лимита Банком России АСВ на цели поддержки
банков, которые испытывают проблемы.
На 14 января 2009 г. использовано 114,3 млрд.
руб. за счет кредитной линии Банка России
и 32,2 млрд. руб. за счет средств АСВ.
В качестве антикризисной меры увеличен
объем страхования вкладов населения
с 400 тыс. до 700 тыс. руб., Банку России предоставлены
полномочия по страхованию межбанковских
кредитов за счет собственных средств.
В связи с финансовым кризисом и в продолжение
Стратегии развития финансового рынка
РФ на 2006 - 2008 годы, Правительством РФ была
принята Стратегия развития финансового
рынка Российской Федерации на период
до 2020 года. Данная Стратегия определяет
приоритетные направления деятельности
государственных органов в сфере регулирования
финансового рынка на период до 2020 года
за исключением вопросов развития банковского
и страхового секторов, а также вопросов
их регулирования, контроля и надзора[19;364].
Целью Стратегии является
обеспечение ускоренного экономического
развития страны посредством качественного
повышения конкурентоспособности
российского финансового рынка
и формирования на его основе самостоятельного
финансового центра, способного сконцентрировать
предложение широкого набора финансовых
инструментов, спрос на финансовые
инструменты со стороны внутренних
и внешних инвесторов и тем
самым создать условия для
формирования цен на такие финансовые
инструменты и соответствующие
им активы в РФ.
К 2020 году предполагается решение
следующих задач развития финансового
рынка: 1. повышение емкости и прозрачности
финансового рынка; 2. обеспечение
эффективности рыночной инфраструктуры;
3. формирование благоприятного налогового
климата для его участников; 4.
совершенствование правового регулирования
на финансовом рынке. Наличие самостоятельного
финансового центра в той или иной стране
является одним из важнейших признаков
конкурентоспособности экономик таких
стран, роста их влияния в мире, обязательным
условием их экономического, а значит,
и политического суверенитета. В этой
связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности
российского финансового рынка и формирование
в России самостоятельного финансового
центра является важнейшим приоритетом
долгосрочной экономической политики.
Задача создания самостоятельного финансового
центра в России предполагает совершенствование
налогообложения на финансовом рынке.
Без формирования благоприятного налогового
климата невозможно качественно повысить
ликвидность рынка финансовых инструментов
и привлекательность долгосрочных инвестиций,
расширить спектр инструментов, обращающихся
на финансовом рынке, перечень операций
и оказываемых услуг, а также создать условия
для преимущественного развития организованного
рынка финансовых инструментов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый рынок представляет
собой систему экономических
отношений хозяйствующих субъектов
по поводу распределения денежных средств
между данными участниками экономических
отношений. Изучив и проанализировав
заданную тему, могу сделать следующие
выводы: целью финансового рынка является
обеспечение эффективной аккумуляции
денежных средств и их реализации тем
структурам, которые нуждаются в финансовых
ресурсах. Основными сегментами финансового
рынка являются: рынок кредитов, рынок
ценных бумаг (или фондовый рынок), валютный
рынок, рынок драгоценных металлов, страховой
рынок.
Стержнем национальных и
мировых финансовых потоков остаются
материальные процессы воспроизводства,
закономерности кругооборота функционирующего
капитала. На одних участках высвобождаются
временно свободные капиталы, на других
возникает спрос на них. Бездействие,
омертвление капитала противоречит
его природе и законам рыночной
экономики. Фондовый, кредитный, валютный,
страховой рынки разрешают это
противоречие на национальном и глобальном
уровнях. Деятельность финансового
рынка позволяет вновь вовлечь
временно свободные денежные капиталы
в общий кругооборот капитала,
обеспечивая непрерывность воспроизводства
и прибыли предпринимателям.
На финансовом рынке действуют
главным образом профессиональные
участников – банки, специализированные
финансово-кредитные учреждения, биржи
(в основном фондовые), которые осуществляют
аккумуляцию и перераспределение
денежных капиталов. Значительная роль
принадлежит и органам государственной
власти. В РФ такими органами власти являются:
Министерство финансов, Центральный банк,
Федеральная служба страхового надзора,
федеральная служба по финансовым рынкам
и другие. Имеются также и негосударственные
структуры - объединения профессиональных
участников, которые у нас еще не играют
такой важной роли, как за рубежом. Наиболее
активно функционируют на рынке ценных
бумаг саморегулируемые организации участников
финансового рынка. Во второй половине
2000-х гг. активно развивались все сегменты
финансового рынка: рынок кредитов, рынок
драгоценных металлов, фондовый, страховой
и валютный рынки. По степени насыщенности
ликвидности средствами отечественный
финансовый рынок не относится к высоколиквидным.
Его ликвидность нестабильна и зависит
не столько от привлечения национальных
денежных накоплений, сколько от внешних
факторов. Наиболее активно росла емкость
фондового рынка, который по объему капитализации
занял 13-е место в мире, обогнав рынки ценных
бумаг Южной Кореи, Бразилии, Индии, Мексики,
Саудовской Аравии. Развитие финансового
рынка РФ осуществляется с учетом нарастания
процессов глобализации мировой финансовой
системы, роста интернационализации рынков
ценных бумаг, трансграничных инвестиционных
сделок и усиления конкуренции крупнейших
мировых финансовых центров.
Исследовано, что специфика
российского финансового рынка состоит
в том, что его деятельность в большей
степени регулируется государством, чем
рыночными методами. А его рыночное саморегулирование
находится в стадии формирования.
О повышении качества государственного
регулирования финансового рынка
свидетельствуют принятые меры. В
их числе: усиление надзора над функционированием
его основных сегментов; создание бюро
кредитных историй; ужесточение
требований к размещению страховых
резервов, структуре собственного капитала
компаний. Это повышает капитализацию
участников финансового рынка, объемы
торгов на нем, поступление инвестиций
в экономику. Регулирование финансового
рынка направлено на его гармонизацию
с международными стандартами, повышение
прозрачности информации о деятельности
профессиональных участников рынка и
их ответственности. Несмотря на бурное
развитие российского финансового рынка,
действие целого ряда негативных тенденций,
господствующих на нем еще с момента его
создания, сохраняется. К таким негативным
моментам, в первую очередь, можно отнести
следующие:
1. Недостаток ресурсной
базы. Важную роль в качестве
первичных продавцов финансовых
ресурсов на рынках принадлежит
коммерческим структурам, которые,
осуществляя хозяйственную деятельность,
накапливают полученную прибыль,
амортизацию, создают различные
резервные фонды, а также населению.
В качестве продавца финансовых
ресурсов на современном этапе
в РФ могло бы выступить
государство, учитывая размеры
накопленного Стабилизационного
фонда, однако в целях ограничения
инфляции местом его инвестирования
остаются рынки развитых зарубежных
государств.
2. Узость внутреннего
предложения ресурсов. По проведенным
опросам население готово вкладывать
в ценные бумаги не более
3% своих сбережений. В банковском
секторе, несмотря на введение
системы страхования вкладов,
доля россиян, потерявших интерес
к банковским услугам по размещению
средств, увеличилась на 12%.
3. Чрезмерная концентрация
собственности, торговой активности
на ограниченной группе финансовых
инструментов (семь - десять акций
генерируют более 90% торгов), а
также сверхконцентрация в столице
внутренних денежных ресурсов
страны (более 60%) и финансовых
институтов (40-80%), финансовых ресурсов
в Москве; очень незначительная
доля акционерных капиталов, находящихся
в свободном обращении; олигополия
в структуре финансовых посредников и
институциональных инвесторов (в различных
сегментах внутреннего рынка доминируют
по восемь - десять игроков).
На мой взгляд, специфической
чертой нынешнего финансового кризиса
в России (в отличие от кризиса 1997-1998 годов)
является весьма активное участие государства
и контролируемых им хозяйствующих субъектов
в процессе урегулирования возникающих
проблем. В рамках антикризисных программ
значительная часть финансового сектора
перешла от частных владельцев под контроль
государства. Утвержденная Стратегия
развития финансового рынка РФ на период
до 2020 года, основной целью видит обеспечение
ускоренного экономического развития
страны через повышение конкурентоспособности
российского финансового рынка и формирование
на его основе самостоятельного финансового
центра (при активнейшей роли государства
в этом процессе).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Валютные операции. Основы теории и практика
Перевод с немецкого Любиной С.С. –
М.: Дело, 2008. – 175с.
- Указ Президента КР от 26 сентября 2002 года УП №255 «О мерах по дальнейшему реформированию органов управления финансовой системы КР»
- Стратегия реформирования банковской системы КР (утв. Постановлением Правления НБКР №41/1 от 27 сентября 2002 г.) Банковский вестник.- 2002 №10.
- Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия:
Под ред. И.Я.Лукасевича. - М.:
Вузовский учебник, 2008. – 288c.
- Финансы предприятий (организаций) Под ред. Колчиной Н.В. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 272c.
- Цены и ценообразование. Под. ред. Салимжанова И.К., М.: Проспект, 2006. –304c.
- Швандар В.А., Горфинкель В.Я. Экономика предприятия изд. 4. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 670c.
- Финансовый менеджмент под. ред. Стояновой Е.С. М. Перспектива 2007. – 656c.
- Экономическая теория Под ред. Николаевой И.П. М. ЮНИТИ, 2008. – 231c.
- Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии М. Проспект, 2005. – 272c.
- Большаков С.В. Основы управления финансами М. ИД ФБК 2008. – 365c.
- Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия М. Книжный мир, 2008. – 210c.
- Бочаров В.В. Корпоративные финансы СПб.: Питер, 2009. – 420c.
- Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Эксмо, 2007. – 195c.
- Финансы организаций (предприятий) / Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 416c.
- Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий). Учебное пособие, М., Инфра-М, 2008. – 240c.
- Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М., Финансы и статистика, 2009. – 210c.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Финансы предприятий, Учебное пособие, М., ИНФРА-М, 2008. – 343c.
- Справочник финансиста предприятия, изд.4-е, переработанное, М., ИНФРА-М, 2010. – 559c.
- Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. – 639c.
- Сергеев Л.И. Финансы отраслей и предприятий регионов. - Калининград: Янтарный сказ, 2009. – 342c.