Финансы в системе производственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 01:34, лекция

Краткое описание

Термин «finansia» в переводе с латинского означает «наличность» или «доход». В средневековой латыни эти слова обозначали срок платежа и документы, доказывающие погашение долга по окончанию сделки. Сначала во Франции, а с конца XII века и в других европейских государствах под словом «финансы» стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XIII в. этот термин получил распространение и в России.

Содержание

1. Понятие, история возникновения финансов.
2. Содержание, сущность, функции финансов.
3. Необходимость и роль финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 21.29 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Финансы в системе  производственных отношений 

1. Понятие, история возникновения  финансов.

2. Содержание, сущность, функции финансов.

3. Необходимость и роль финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, история возникновения финансов

Финансы возникают в определенных социально-экономических  условиях, которые:

- во-первых, характеризуются развитием денежных отношений;

- во-вторых,   расширением функций государства, выполнение которых во многом зависит от аккумуляции и распределения денежных ресурсов.  

Термин   «finansia» в переводе с латинского  означает «наличность» или «доход». В средневековой латыни эти  слова обозначали срок платежа и документы, доказывающие погашение долга по окончанию сделки. Сначала во Франции, а с конца XII века  и в других европейских государствах под словом «финансы» стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги.  В XIII в. этот термин получил распространение и в России.

Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления  общественными процессами [2, c. 5].

Исторически возникновение  финансов характеризуется, во-первых, развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; во-вторых, усилением и расширением функций государства. Финансы в эпоху свободной конкуренции по сравнению с предыдущими эпохами приобретают качественно новые закономерности (усиливается необходимость осуществления государством экономической функции, связанной с перераспределением ресурсов и направлением их на обеспечение наиболее эффективной структуры общественного производства и развитием непроизводственной инфраструктуры).

Доходы и расходы государства  отделяются от казны государя. Процессы формирования и использования общегосударственного денежного фонда берутся правительством под строгий контроль. Финансы становятся выразителями денежных отношений, а решающим источником доходов государства начинают выступать налоги, займы и т. д.

"Эпоха государственно-монополистического  капитализма характеризуется все большим обобществлением капиталистического производства, ускоренным ростом производительных сил. Централизованное регулирование государством процесса воспроизводства объективно предполагает значительное расширение сферы перераспределительных отношений, главным образом, через государственный бюджет. Это дает возможность осуществлять крупное централизованное финансирование различных мероприятий. Государство начинает активно использовать финансовые рычаги для национализации частных предприятий посредством выплаты денежной компенсации бывшим владельцам, путем создания специальных государственно-частных предприятий, превращением государства в одного из крупнейших инвесторов, финансированием научно-исследовательских работ, внешнеэкономической экспансией и т. д. Налоги начинают использоваться как один из инструментов воздействия на цикличный характер производства, снижения воздействия кризисных явлений.

Государственно-монополистический  капитализм характеризуется развитием всех звеньев финансов (как государственного бюджета, так и финансов предприятий, страхования, кредита и т. д.)- Финансы становятся основным косвенным рычагом воздействия государства на общественное производство.

В развитых странах мира заметное развитие получили расходы  государства в прогрессивные  отрасли экономики. Возрастают государственные капитальные вложения в угольную, газовую, нефтяную отрасли, в железнодорожный транспорт, на поддержку сельскому хозяйству, создана космическая и атомная промышленность. Увеличился государственный сектор экономики, повысились затраты на финансирование науки, стимулируются экспорт продукции и рост ее конкурентоспособности на мировом рынке.

В расходах государственного бюджета многих стран расходы  по регулированию воспроизводственного процесса достигают 20 %. Резко повысились затраты на охрану окружающей среды, на решение проблем по увеличению занятости населения и сокращению безработицы. Производится выдача предпринимателям, расширяющим производство, кредитов и субсидий для капиталовложений.

Экономическая система, сформированная после Октябрьской революции (1017 г.), принципиально не изменила характера финансовых отношений, присущих предыдущим общественно-экономическим формациям. Ее особенность состояла в усилении централизации финансовых ресурсов в руках государства, жесткой регламентации хозяйствующих субъектов в использовании финансовых ресурсов, изменении форм финансовых отношений с государством по платежам в бюджет (плата за фонды, трудовые ресурсы, землю и т. д.). Значительным было бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов (что приводило к иждивенчеству).

С переходом государств СНГ  к рыночным отношениям меняется система  финансовых отношений: отношения хозяйствующих  субъектов с государством производятся посредством налогов, расширена  сфера деятельности предпринимательских  структур, резко снижено государственное финансирование по ряду направлений, расширены права хозяйствующих субъектов в распоряжении финансовыми ресурсами, происходит процесс разгосударствления и приватизации предприятий государственной формы собственности и развития на ее основе рыночных структур, создана сеть коммерческих банков и управления кредитными ресурсами через установление рыночных курсов процентных ставок и т. д.

Итак, финансы — исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Финансовой клеточкой и началом финансовых отношений является создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии обеспечиваться без участия государства, т. е. прибавочный продукт, а не государство (как ошибочно считают некоторые исследователи этой проблемы), является основой и началом возникновения финансов.

Таким образом, историческими  условиями возникновения финансов являются, во-первых, товарное производство, во-вторых, опосредование товарного производства денежными отношениями, в-третьих, наличие процесса первичного распределения созданного совокупного общественного продукта и его составной части — прибыли. Именно прибавочный продукт исторически является объектом финансовых отношений.

Объективный характер финансовых отношений с государством носит уже вторичный перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций. Именно прибавочный продукт является как объектом обеспечения воспроизводственного процесса созданного общественного продукта, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Можно выделить период возникновения вообще финансовых отношений и момент возникновения государственных финансов. Период возникновения вообще финансовых отношений связан с возникновением товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости совокупного общественного продукта (возмещая стоимость израсходованных средств производства (с), выплачивая работникам заработную плату (и) и получая прибавочный продукт (т)).

Прибавочный продукт является изначально объектом финансовых отношений  без участия государства.

Итак, финансы возникли как  финансы сферы материального производства, они являются прототипом сегодняшних финансов предприятий как исходного звена финансовой системы. Никто уже не отрицает существования финансов предприятий, без которых не может существовать ни одно звено финансовой системы. К сожалению, существует еще ошибочная точка зрения о возникновении финансов вместе с возникновением государства.

Возникновение государственных  финансов является новым историческим этапом в развитии финансов, его  следует рассматривать как перераспределительный процесс уже созданного в материальном производстве прибавочного продукта, без которого невозможны никакие иные перераспределительные процессы.

Если основа возникновения  финансов — сфера материального производства и его вновь созданная часть — прибавочный продукт являются исходной базой воспроизводственного процесса и последующего создания централизованного фонда денежных средств государства, то для государственных финансов и соответствующих им отношений распределения можно выделить такую финансовую категорию, как налог.

Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории — государственного бюджета. Налоги, являясь перераспределительной категорией, являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов.

Исторический характер финансовых отношений находится в строгой последовательности и соподчиненности элементов развития общества. Развитие финансовых отношений происходит вместе с развитием общества от простых отношений к более сложным. Исходным в этом диалектическом взаимодействии является товарное производство. Но в натуральном хозяйстве ни одна из его стадий движения не является финансовой, поскольку обмен не опосредован денежными отношениями. С возникновением денег производство и движение совокупного общественного продукта опосредуются денежными отношениями. В результате появляется та ниточка в форме прибавочного продукта, которая дает начало развитию финансовых отношений. Именно прибавочный продукт является основой как воспроизводственного процесса, так и создания централизованного фонда денежных средств государства. С появлением государства появились такие финансовые категории, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежного хозяйства сформировались группы более сложных категорий — государственные доходы и расходы, а на их основе — категории государственного бюджета, страхования, государственного кредита. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства [1, с. 5].

 

 

 

 


Информация о работе Финансы в системе производственных отношений