Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение теоретических и практических вопросов организации бюджетного процесса в РФ.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решались задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации бюджетного процесса;
- проанализировать действующий порядок организации бюджетного процесса;
- сформулировать направления совершенствования бюджетного процесса.
Введение
I. Теоретические аспекты организации бюджетного процесса в РФ
1.1 Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы
1.2 Стадии бюджетного процесса
1.3 Правовое регулирование организации бюджетного процесса
II. Анализ действующего порядка организации бюджетного процесса
2.1 Анализ порядка составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета
2.2 Анализ порядка исполнения бюджета
2.3 Анализ составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
2.4 Направления совершенствования бюджетного процесса
Заключение
Библиографический список
Приложения
Средства бюджетным
Распорядителям бюджетных
Таким образом, в России установлено
казначейское исполнение бюджетов. Исполнение
бюджета включает следующие процедуры:
составление и ведение сводной
бюджетной росписи; составление
и ведение кассового плана, кассовое
обслуживание исполнения бюджетов; исполнение
бюджета по доходам; исполнение бюджета
по расходам; внесение изменений в
федеральный закон о
Федеральное
казначейство составляет и представляет
в Министерство финансов Российской
Федерации бюджетную отчетность
Российской Федерации. Бюджетная отчетность
Российской Федерации представляется
Министерством финансов Российской
Федерации в Правительство
Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством Российской Федерации и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату Российской Федерации.
Годовой
отчет об исполнении федерального бюджета
подлежит рассмотрению Государственной
Думой и утверждению
Федеральным закон от 03.12.2008 г. № 228-ФЗ был утвержден отчет исполнении федерального бюджета за 2007 год.
На рис.1 изображен объем доходов и расходов федерального бюджета по плану и по факту в 2007 году.
Рис.1 Объем доходов и расходов федерального бюджета по плану и по факту в 2007 году
Из рис. 1 видно, что доходы бюджета составили в 2007 году 7 781,1 млрд. рублей. Это 104,5% к объему утвержденных доходов, расходы - 5 986,5 млрд. рублей (91,7% от утвержденных). Профицит бюджета составил 1 794,5 млрд. рублей. Рассмотрим более детально структуру доходов бюджета 2007 года по плану и по факту (таблица 2).
Таблица 2 Структура доходов федерального бюджета в 2007 году
Показатель |
По плану, млн. руб. |
По факту, млн. руб. |
Абс. откл., +, - |
Относ. откл., % |
Налоги на прибыль, доходы |
635,6 |
641,3 |
5,7 |
0,9 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
389,1 |
405,0 |
15,9 |
4,1 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые в РФ |
1489,3 |
1499 |
9,7 |
0,7 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
874,3 |
897,3 |
23 |
2,6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1114,7 |
1157,4 |
42,7 |
3,8 |
Государственная пошлина, сборы |
26,7 |
29,6 |
2,9 |
10,9 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
2,3 |
3,9 |
1,6 |
69,6 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
2364,7 |
2408,3 |
43,6 |
1,8 |
Доходы от имущества, наход. в гос.и муницип.собственности |
88,2 |
267,1 |
88,2 |
202,8 |
Платежи при пользовании природ. |
46,6 |
61,3 |
14,7 |
31,5 |
Доходы от оказания платных услуг |
125,4 |
117,7 |
-7,7 |
-6,1 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
7,0 |
8,8 |
1,8 |
25,7 |
Прочие неналоговые доходы |
2,2 |
3,2 |
1 |
45,5 |
Из таблицы 2 видно, что все фактические доходы федерального бюджета 2007 г. имеют отклонения от плановых показателей.
Наиболее
значительные отклонения выявлены у
доходов от имущества, находящегося
в государственной и
Далее рассмотрим более детально структуру расходов бюджета 2007 года по плану и по факту (табл. 3).
Таблица 3 Структура расходов федерального бюджета в 2007 году
Показатель |
По плану, млн. руб. |
По факту, млн. руб. |
Абс. откл., +, - |
Относ. откл., % |
Общегосударственные вопросы |
1122,1 |
815,7 |
-306,4 |
-27,3 |
Национальная оборона |
839,1 |
831,9 |
-7,2 |
-0,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
674,8 |
667 |
-7,8 |
-1,2 |
Национальная экономика |
730,2 |
692,6 |
-37,6 |
-5,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
296,2 |
294,9 |
-1,3 |
-0,4 |
Охрана окружающей среды |
8,2 |
8,2 |
0 |
0 |
Образование |
287,1 |
294,6 |
7,5 |
2,6 |
Культура, кинематография, СМИ |
70,8 |
71 |
0,2 |
0,3 |
Здравоохранение и спорт |
276,7 |
196,5 |
-80,2 |
-29 |
Социальная политика |
286,4 |
214 |
-72,4 |
-25,3 |
Межбюджетные трансферты |
1939,7 |
1900 |
-39,7 |
-2,0 |
Из таблицы 3 видно, что практически все статьи расходов по факту имеют отклонения от прогнозных значений. Исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Общегосударственные вопросы" в 2007 году осуществляли 67 главных распорядителей средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них - Минфин России (23,8 %), Минобрнауки России (16,1 %), ФНС России (11,9 %), на которые приходится 51,8 % объема расходов федерального бюджета, распределенных главными распорядителями бюджетных средств по данному разделу.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по данному разделу составило 815 732,5 млн. рублей, или 72,7 % бюджетных ассигнований. Исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в 2007 году осуществляли 18 главных распорядителей средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них - МВД России, ФСБ России и ФСИН России, на которые приходится 70,8 % объема расходов федерального бюджета, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета по данному разделу. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по данному разделу составило 666 975,0 млн. рублей, или 98,8 % бюджетных ассигнований, и 98,9 % показателя уточненной бюджетной росписи. Основные причины неисполнения назначений по лимитам бюджетных обязательств связаны с:
- неиспользованием
дополнительно выделенных
- меньшим,
чем ожидалось, числом граждан,
Исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Образование" в 2007 году осуществляли 55 главных распорядителей средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них - Рособразование (60,3 %), Минобороны России (9,5 %), Росздрав (4,7 %), на которые приходится 74,5 % объема расходов федерального бюджета, распределенных главными распорядителями бюджетных средств по данному разделу. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по данному разделу составило 294 610,9 млн. рублей, или 102,6 % бюджетных ассигнований и 101,2 % показателя уточненной бюджетной росписи. Исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Здравоохранение и спорт" в 2007 году осуществляли 38 главных распорядителей средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них - Росздрав (33,6 %), Минобороны России (10,9 %,) Росмедтехнологии (9,9 %), Роспотребнадзор (7,9%), на которые приходится 62,3 % объема расходов федерального бюджета, распределенных главными распорядителями бюджетных средств по данному разделу. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по данному разделу составило 196 494,2 млн. рублей, или 71 % бюджетных ассигнований.
Основными причинами неисполнения назначений по лимитам бюджетных обязательств являются:
- по подразделу
0901 "Здавоохранение" - отсутствие
заключения ФГУ "
- незакупленные
лекарственные средства, предназначенные
для лечения больных
- отсутствие
распоряжения Правительства РФ,
устанавливающего порядок
Таким образом,
анализ исполнения федерального бюджета
2007 г. показал, что доходы бюджета
составили в 2007 году 7 781,1 млрд. рублей,
что составляет 104,5% к объему утвержденных
доходов, расходы - 5 986,5 млрд. рублей (91,7%
от утвержденных). Все фактические
доходы и расходы федерального бюджета
2007 г. имеют отклонения от плановых
показателей. Наиболее значительные отклонения
выявлены у доходов от имущества
и расходов на здравоохранение. Доходов
от использования имущества
Реформирование
бюджетного процесса является важнейшей
составной частью политики повышения
конкурентоспособности
Суть
новой идеологии управления общественными
финансами состоит в смещении
акцентов от "управления затратами"
на "управление результатами" (рис.2),
в переходе на "бюджетирование, ориентированное
на результат" (сокращенно БОР), т.е.
к распределению бюджетных