Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть финансы домашних хозяйств и их значение в финансовой системе РФ. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить домашнее хозяйство, как субъект экономических отношений;
- раскрыть понятие финансов домашнего хозяйства и их функций;
- выяснить состав финансовых ресурсов домохозяйств;
- рассмотреть состав доходов домохозяйств (валовой доход, денежные доходы, государственное регулирование оплаты труда, государственные социальные трансферты) и определить основные направления расходов домохозяйств;
- обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.
Введение 3
Глава 1. Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений, их сущность и функции 5
1.1. Домашние хозяйства, как субъект экономических отношений 5
1.2. Сущность и функции финансов домашних хозяйств 8
1.3. Финансовые ресурсы домашних хозяйств 11
Глава 2. Доходы домашних хозяйств 15
2.1. Валовой доход домашних хозяйств 15
2.2. Денежные доходы 17
2.3. Государственное регулирование оплаты труда 20
2.4. Государственные социальные трансферты 24
Глава 3. Основные направления расходов домашних хозяйств 27
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Заработная плата на сегодня является главным источником доходов для членов многих домохозяйств (семей). Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера [6, ст. 129].
Большинство работников (более 60%) трудится в негосударственном секторе экономики, где размер заработной платы (а также величина премий, доплат, надбавок и т.д.) целиком определяется руководством предприятия исходя из величины создаваемого фонда оплаты труда на предприятии, качества, значимости и интенсивности трудовой деятельности конкретных работников. Государство регламентирует для них только одно – заработная плата работников предприятий независимо от форм собственности не может быть установлена ниже определенной государством минимальной оплаты труда (МРОТ) [2].
Падение реальной зарплаты в большинстве отраслей заставляет рядовых работников более активно использовать традиционные способы увеличения своей оплаты труда. Основными, среди которых являются:
1. для сдельщиков - увеличение объемов выработки за счет роста производительности труда или сверхурочного времени;
2. для лиц находящихся на повременной оплате - работа по совместительству в той же организации, расширение зон обслуживания и т.д.;
3. работа по совместительству в других организациях в свободное от основной работы время.
Второе место по значимости занимают - доходы от предпринимательской деятельности, которые включают в себя доходы членов домохозяйства (семьи) от коммерческой деятельности, которая осуществляется без образования юридического лица. К такой деятельности относится три группы занятий:
1. частная неорганизованная торговля;
2. надомное и кустарное производство;
3. оказание частных услуг.
Предпринимательство в сфере индивидуальной трудовой деятельности и частной практики в настоящее время чрезвычайно разнообразно и оказывает населению практически все виды услуг бытового и социально-культурного характера (строительство и ремонт квартир - 26%, продажа собак и кошек - 24%, репетиторство и обучение - 16%, ремонт бытовой техники - 6%, ремонт автомобилей - 5,5%, медицинские услуги - 4,7%, ветеринарная помощь - 3%, услуги домработниц, нянь, гувернеров - 2,4%, астрология, гадание - 2%, перевод с иностранных языков - 1,5%, компьютерный набор текстов - 1,5%, прочие - 7,6%).
Одним из источников доходов домохозяйства являются операции с имуществом - это сделки с недвижимостью (квартирами, дачами, земельными участками и т.д.). Но здесь существует огромная степень риска и ее нужно учитывать, потому как порой вместо ожидаемых доходов можно получить нежданные расходы. Так, например, купив квартиру за 3 млн. руб. сегодня, и продав за 2,8 млн. руб. через неделю можно оказаться в значительном убытке [13, с.54].
В ходе реформирования страны все большее значение приобретает капитализация денежных накоплений населения, как средство извлечения дополнительных доходов и защиты от инфляции временно свободных средств. Денежные накопления достигают 20% величины всех доходов домохозяйств (семей). К настоящему времени в Российской Федерации сложились четыре основные формы их использования: это вложения в личное имущество; банковские вклады; покупка ценных бумаг и покупка иностранной валюты.
На доходы от личного подсобного хозяйства приходится в среднем 7% совокупного дохода городских домохозяйств (семей) и 29% - сельских. Ручной земледельческий труд в свете новых цен может оказаться для многих членов домохозяйств рентабельнее, чем ежедневное "хождение на работу".
Значительную долю в доходах домохозяйств (семьи) составляют пенсии и различные пособия. Основную часть пенсий и пособий, получаемых населением, выплачивает государство. Поэтому каждый получатель пенсий и пособий должен хорошо знать социальное законодательство, чтобы контролировать правильность начисления причитающихся ему выплат и в полной мере пользоваться предоставленными ему правами и льготами [18, с.23].
Кроме государственных, члены домохозяйства (семьи) могут получать пособия и другие выплаты социального характера из фондов экономического стимулирования со своего места работы. Вид пособия, его размер и условия предоставления полностью определяет само предприятие, исходя из своих возможностей, социальной защищенности работников и других соображений.
В общей сумме доходов домохозяйства незначительную часть занимают доходы от аренды и реализации имущества, авторские гонорары, подарки, и т.д.
2.3. Государственное регулирование оплаты труда.
В непростых современных условиях большую роль имеет государственное регулирование оплаты труда. Оно осуществляется с помощью государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации, основными из которых являются:
- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
- величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания зарплаты;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из зарплаты по распоряжению работодателя и размеров налогообложения доходов от зарплаты;
- ограничение оплаты труда в натуральной форме;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
- сроки и очередность выплаты заработной платы [6, ст.130].
В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ - минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется исключительно для регулирования оплаты труда на территории всего государства. Правительство РФ регулярно осуществляет индексацию минимального размера оплаты труда, дабы избежать его обесценивания, так с 01 июня 2011 года МРОТ составляет 4 611 рублей в месяц [4].
Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – это гарантируемый федеральным законом размер месячной зарплаты за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная зарплата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не могут быть ниже минимальной оплаты труда. В размер минимальной оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии, поощрительные выплаты, иные компенсационные и социальные выплаты [6, ст.133].
Еще одним методом государственного регулирования оплаты труда в стране является - обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами, а в других организациях - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации [6, ст.134.]. Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей с учетом разряда и коэффициентов ЕТС. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5—2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях. Представительные органы субъектов РФ, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего бюджета.
Следующим методом является - ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Согласно ст. 137 Трудового кодекса РФ - удержания из зарплаты работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными законами, причем общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 % заработной платы, причитающейся работнику [6].
Существует также и ограничение оплаты труда в натуральной форме, так доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной (натуральной) форме, не может превышать 20 % от общей суммы заработной платы.
Как государственная гарантия выступает обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Так, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. Причем о предстоящем увольнении работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку за два месяца до увольнения.
Со стороны государства осуществляется постоянный надзор и контроль за полнотой и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда путем проведения регулярных проверок дисциплины по оплате труда на предприятиях независимо от форм собственности. Такие проверки осуществляются государственными органами – органы социального и медицинского страхования (начисление и выплата больничных и различных пособий), Комитет по труду (трудовая дисциплина) и др.
В соответствии со ст. 165 Трудового кодекса РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных, общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой выдачи трудовой книжки при увольнении работника; и в других случаях, предусмотренных законами.
Законодательство РФ предусматривает ответственность работодателей за нарушение сроков и очередности выплат заработной платы, а также за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями по регулированию оплаты труда в Российской Федерации.
2.4. Государственные социальные трансферты.
К денежным доходам домохозяйств относят также государственные социальные трансферты — это, прежде всего, пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов государства.
Пенсия – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию [3].
Право на пенсию имеют граждане РФ при соблюдении условий, предусмотренных для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, - на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено законом, международными договорами РФ. Финансирование пенсий производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пенсионным законодательством имеются следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет – назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим; пенсия по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", гражданам, пострадавшим в результате радиационных, техногенных катастроф; социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам.
Кроме пенсий российские граждане из Фонда социального страхования Российской Федерации получают пособия. Среди пособий самыми распространенными являются детские пособия. Современная система детских пособий включает в себя: пособие на ребенка, пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по беременности и родам. Пособие на ребенка выплачивается ежемесячно на каждого ребенка находящегося на иждивении семьи, с рождения ребенка и до достижения им 16 лет (для учащихся общеобразовательных учреждений до конца обучения). Пособие на ребенка не выплачивается на детей находящихся, на полном государственном обеспечении, а также на детей родителей лишенных родительских прав. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается находящимся в отпуске по уходу за ребенком матерям (людям осуществляющем уход за ребенком), выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком. Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам во время декретного отпуска в размере полного заработка. В случае осложненных родов и при рождении двух и более детей длительность отпуска и выплаты пособия увеличивается. Единовременное пособие при рождении ребенка оплачивается одноразовой выплатой.
Информация о работе Финансы домашнего хозяйства и их значение в финансовой системе РФ