Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:03, реферат
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней.
Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36
управленческой - сферы деятельности. Совершенствование аппарата управления и
сокращение расходов на его содержание имеет большое народнохозяйственное
значение, так как приводит к
высвобождению людских
быть использованы в других отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей
организации управленческого труда, делает руководство общественным
производством более оперативным, конкретным, а потому - более действенным.
Разбалансированность
страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение бюджетных
расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных
средств.
Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В
нашей стране уже действуют фонд государственного социального страхования,
пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения и т.д. Внебюджетные
фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъёма
производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных
явлений.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования
финансирования некоторых
на основе оперативной самостоятельности.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на
экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на
государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:
влиять на процесс производства путём финансирования, субсидирования,
кредитования отечественных
мероприятия, финансируя их за счёт специально определённых источников и
штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги
населению путём выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования
социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе
зарубежным партнёрам, включая иностранные государства.
Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный
, так и временный характер. Они
могут быть разными на
различаясь по административно-
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды,
обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и
содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется
на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги.
Внебюджетные фонды могут
рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование денежных средств не
совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций
являются дополнительными
фонда. Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности
освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к
разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет
государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с
бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть различным:
а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не
кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование
экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в
структуре общественного производства;
б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств(войны, крупных
стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и
приходится прибегать к
в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал,
неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он -
явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и
действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому
оздоровлению хозяйства и т.п.)
За последние несколько лет произошёл резкий скачок бюджетного дефицита. Он
привёл к быстрому росту государственного долга, как внутреннего, так и
внешнего.
Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х - начале
90-х годов явились:
низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой
результативностью внешнеэкономических связей;
нерациональная структура
средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные
расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам,
крупные хищения, приписки и другие уголовные преступления и т.п.;
неэффективный бюджетный механизм,
не позволяющий государству
в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию
инфляционных процессов ( нарастание инфляционных процессов существенно
снижает жизненный уровень населения, ведёт к обострению социальной
напряжённости), поскольку для покрытия дефицита правительство систематически
использовало денежно-
При выработке стратегии борьбы
с бюджетным дефицитом
руководствоваться следующим: бюджетный дефицит - зло, но ещё большим злом для
экономики и финансов страны является мнимое его устранение путём чисто
математических операций, ибо в этом случае вместо “лечения” экономики её
болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
баланс бюджета и даже превышение
бюджетных доходов над
рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично
развивающейся экономики, это свидетельствует о неполной загрузки имеющихся
мощностей и нереализации всех возможностей; величина бюджетного дефицита, о
чём свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого
размера, определяемого 2-3 % ВНП; для покрытия бюджетного дефицита могут
использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего
так и внешнего) и др.
Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке
конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение
доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита,
целенаправленное управление его размером в совокупности с другими
экономическими антикризисными мерами,
позволяет стабилизировать
положение нашей страны, будут способствовать её возвращению на путь
социально-экономического процветания и развития.
Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно политика, проводимая
правительством в области
положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую
негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических
решений, освобождающих инфляцию и увеличивающих и без того крупный бюджетный
дефицит.
Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования
сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби. В свою очередь
стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой,
несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на
государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя
на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу
субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально
распределяя скудные бюджетные
поступления и тем самым оконча
нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они
сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, — все это,
безусловно негативно
политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете — уровне жизни
населения.
Курьезные случаи, когда еще не полученные кредиты Международного валютного
фонда уже закладывается в бюджет, тоже не прибавляет уверенности в завтрашнем
дне. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную
экономику, хотелось бы выразить надежду, что реформы в бюджетной сфере
окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и
вкупе с другими государственными
регулирующими мероприятиями
отечественную экономику. Мне также видится, что весомый вклад в укрепление
экономической базы российского народного хозяйства окажет частный сектор
экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные
возможности для роста.
1) Закон “О федеральном бюджете Российской Федерации на 1999 год”. Москва. 5
февраля 1999 г.
2) Проект федерального закона “О составе и структуре бюджетной классификации
Российской Федерации”. 11 октября 1994 г. № 1962п-П13.
3) Бюджетный кодекс Российской Федерации. 17 июля1998г.
4)
Булатова А. С. Экономика:
5) Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992.
6)
Родионова В. М. Бюджетная
№ 8.
7) Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1993.
8) Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993.