Финансы и финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:11, реферат

Краткое описание

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Финансы и финансовая система 3
1.1. История финансов и финансовых отношений 3
1.2. Функции финансов 3
1.3. Финансовая система 5
Глава 2. Бюджет 7
2.1. Экономическая сущность и содержание государственного бюджета 7
2.2. Расходы и доходы государственного бюджета 11
2.3. Расходы и доходы региональных и местных бюджетов 14
2.4. Прочие фонды 16
Глава 3. Кредитная и налоговая системы 20
3.1. Кредитная система 20
3.2. Налоговая система 22
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

peredelano.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Налоги, поступающие в  соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.

Нижестоящему бюджету  для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным  органам власти иметь необходимые  для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

2.3. Расходы и доходы региональных и местных бюджетов

Расходы региональных и  местных бюджетов можно условно  разделить на две большие группы:

 

Бюджет текущих расходов

Бюджет развития

Все расходы, которые  не связаны с финансированием капитального строительства, инвестициями и иными долгосрочными вложениями (выплата зарплаты и иных видов содержания, расходы на организацию каких-либо праздничных мероприятий, покрытие убытков). А также расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления.

Ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. Это могут быть вложения в уставные капиталы предприятий, долгосрочные кредиты на развития местных предприятий, на социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство


Доходы региональных и местных бюджетов

 

Налоги

Заимствования

Трансферты из вышестоящего бюджета

Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или  в твердо фиксированной доле (в  процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке  поступают в соответствующий  бюджет

Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год

При недостаточности  бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета исполнительные органы власти могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях. Это включает право получать краткосрочные кредиты коммерческих банков за счет собственных ресурсов

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования.

Субсидия - бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.


 

2.4. Прочие фонды

Внебюджетные фонды  – это средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Существующие ныне в  России внебюджетные фонды помимо закрепленных за ними источников доходов (налогов) могут  получать доход и от осуществления  коммерческой деятельности. Через различные  пенсионные программы в развитых странах аккумулируются колоссальные средства, используемые для инвестирования в различные, как правило, надежные ценные бумаги. А дорожный фонд США является одним из крупнейших кредиторов, ссужая средства бюджетам всех уровней. Еще одним видом источника доходов могут быть заимствования а рынке ссудных капиталов, в том числе кредиты ЦБ.

 

Виды доходов и  расходов фондов можно условно представить следующим образом:

 

Доходы

Расходы

Налоги

Займы

Иные

Целевые

На обеспечение деятельности

Как правило, за счет налоговых поступлений формируется значительная часть бюджета того или иного фонда

В случае недостатка средств  фонды обычно могут прибегать  к заимствованиям на рынке ссудного капитала

Субсидии, перечисления штрафов и пеней, проценты по размещенным  вкладам, а также добровольные пожертвования

На какие-то цели. Под  целевым расходованием средств  понимается также их передача другим бюджетам

Во-первых, расходы по сбору налогов и отчислений в  фонды, и, во-вторых, расходы на содержание аппарата управления, зданий, фондов и т.д.


Фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи  специфических финансовых активов (ценных бумаг).

Финансы страхового рынка. Страховой рынок представляет собой  систему перераспределения ресурсов с целью минимизации или ликвидации неблагоприятных последствий какого-либо события. Страхование отвечает двум основным признакам финансов - аккумулированию денежных средств в определенных фондах и распределению этих фондов определенным образом. Основой страхования также является национальный доход.

Страхование заключается  в покрытии материального и иного  ущерба физическому или юридическому лицу за счет средств страховой организации, которые были сформированы частично за счет средств того самого лица, которому выплачивается возмещение.

 

Глава 3.  Кредитная и налоговая  системы

3.1. Кредитная система

Кредитную систему рассматривают:

1) как совокупность  кредитно-расчетных отношений, форм  и методов кредитования;

2) как совокупность  кредитно-финансовых институтов.

Кредитно-расчетные отношения  связаны с движением ссудного капитала. Кредитная система как  совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные средства и предоставляет их в ссуду. Основой  кредитной системы являются банки.

Кредитно-финансовые институты подразделяются на:

- центральные банки;

- коммерческие банки;

- СКФИ.

Операции кредитных  организаций можно условно разделить  на кредитные операции собственно банковские:

 

Банковские операции

Кредитные операции

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение привлеченных  средств от своего имени и  за свой счет;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

 

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных и  расчетных документов и кассовое  обслуживание физических и юридических  лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады  и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских  гарантий

1) выдача поручительств  за третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной  форме:

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (т.н. факторинг);

3) доверительное управление  денежными средствами и иным  имуществом по договору с физическими  и юридическими лицами;

4) осуществление операций  с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в  аренду физическим и юридическим  лицам специальных помещений  или находящихся в них сейфов  для хранения документов и  ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг


 

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в  рублях, а при наличии соответствующей  лицензии Банка России - и в иностранной  валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила  их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

3.2. Налоговая система

Обложение людей налогами старо как мир. Одним из самых  известных налогов была «десятина» - десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал до конца 19 века.

 Оказывая государству  услуги, граждане расходовали собственные  средства. Но сборы и пошлины  с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали  и тогда.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Выплаты эти принудительны и безвозмездны.

Налоги выполняют 2 функции:

1) фискальная (состоит  в формировании денежных доходов  государства);

2) экономическая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство). Налоги в этой функции выполняют стимулирующую, ограничительную и контролирующую роль.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в  бюджет создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства. А достигнутое ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств.

Налог содержит обязательные элементы:

1) субъект (плательщик);

2) объект (доход, имущество, товар);

3) источник уплаты  налога (прибыль, доход, дивиденд);

4) единица измерения  объекта обложения;

5) величина налоговой  ставки (квота);

6) порядок и сроки  уплаты налога;

7) налоговые льготы.

        Различают два вида налогов:

А) прямые (взимаются непосредственно с доходов и имущества);

Б) косвенные (устанавливаются  в виде надбавок к цене или тарифу). НДС, акцизы.

 

Заключение

Финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный  этап с этапом становления социалистических финансов.

Переход страны на новые  экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные  преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п.В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:

1 Бюджет хотя и сохраняет  свою главенствующую роль, но  уже не является таким всеобъемлющим,  как прежде. Если при административно-командной  системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

Значительное снижение государственных доходов из ранее  действующих источников или их потеря компенсируется увеличением их количества Основной упор сделан на налоги, поэтому  с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, -налог на операции с ценными бумагами и др Налоговый пресс привел к еще большему спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты налогов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики.

 

Список используемой литературы

  1. Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 432 с. - Библиогр.: с. 430-431
  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 540 с.
  3. Криволапов В.С. История финансовой системы России. Часть1:Учебное пособие./ Под ред. А.М. Балтиной. - Оренбург: ОГУ, 2001.-154с.
  4. Дробозина Л.А. Финансы- М.:Финансы, ЮНИТИ, 2000.-527с.
  5. Назаров Н.Н., Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит.-2004.- №19 -С.6-10.
  6. Запольский С.В. О природе понятия «финансовая система России» // Финансовое право - 2006.-№8- С.2-8
  7. 7.newsruss.ru›doc/index.php/Финансы_в_России
  8. www.budgetrf.ru (сайт «Бюджетная система РФ»)

 

 

 

 


Информация о работе Финансы и финансовая система