Содержание
Введение
Предметом науки о финансах является
определенная система экономических отношений,
связанных с формированием, распределением
и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств
(государства, предприятий, организаций
и других хозяйствующих субъектов) в целях
выполнения функций и задач государства
и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы неотъемлемая часть денежных
отношений, но не всякие денежные отношения
являются финансовыми. Финансы отличаются
от денег, как по содержанию, так и по выполняемым
функциям.
Деньги это всеобщий эквивалент, с помощью
которого прежде всего измеряются затраты
труда ассоциированных производителей,
а финансы же это экономический инструмент
распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта и национального
дохода, орудие контроля за образованием
и использованием фондов денежных средств.
Считается, что понятие финансовой системы
является развитием общего определения
финансы. При этом, как отмечалось ранее,
финансы выражают экономические общественные
отношения. В теории систем и менеджменте
системой называют то, что решает проблему.
В качестве проблем современного общества,
которые призвана решать финансовая система,
можно назвать:
недостаточные темпы развития экономики;
диспропорции развития экономической
системы;
отставание в адаптации к изменениям
на внешних товарных и финансовых рынках;
излишнюю социальную напряженность,
отрицательно влияющую на воспроизводственный
процесс;
низкий уровень удовлетворения потребностей
индивидуума и др.
В менеджменте по характеру и частоте
взаимодействия с внешней средой выделяют
два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные
границы, ее действия независимы от среды,
окружающей систему. В условиях директивной
экономики была закрытая финансовая система
вследствие того, что курс валюты был строго
фиксирован;
собственником средств производства,
земельной собственности, крупной недвижимости
было государство;
предприятия могли обменивать отечественную
валюту на иностранную в пределах установленного
жесткого плана (плановая конвертируемость);
имела место замкнутость валюты в том
смысле, что в контрактных
договорах цены не выражались в отечественной
валюте;
валютные ценности в крупных размерах
могли вывозиться только государством,
но не гражданами или предприятиями и
др.
Открытая финансовая система характеризуется
достаточно частым и интенсивным взаимодействием
с внешней средой. Финансовые ресурсы,
информация это объекты обмена с внешней
средой через проницаемые границы открытой
системы. Финансы организационнопроизводственной
системы в условиях рынка это более открытая
система, чем в условиях директивной экономики.
Открытость финансовой системы в условиях
рынка обусловлена многообразием форм
собственности, в частности, акционерной
собственностью.
Такое многообразие форм собственности
открывает возможность создания ряда
финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг,
залог, ипотека и др. Эта открытость определяется
возможностью свободно продавать и покупать
валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические
страховые операции, участвовать в деятельности
международных финансовых организаций
и т. д.
Степень открытости финансовой системы
должна регулироваться в интересах развития
экономики страны.
Известно определение: “финансовая система
это система форм и методов образования,
распределения и использования фондов
денежных средств государства и предприятий”.
В другом труде выделяют в общей совокупности
финансовых отношений (структурируют)
три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих
субъектов (предприятий, организаций,
учреждений), страхование, государственные
финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем)
имеет свои задачи (подфункции финансовой
системы), собственную организационную
структуру финансового аппарата, а в совокупности
они образуют финансовую систему государства.
Совокупность всех организационных структур,
осуществляющих управление финансами,
называется финансовым аппаратом. На финансовый
аппарат возложено решение задач финансовой
политики государства.
Основными целями финансовой политики
являются:
повышение объема и эффективности использования
финансовых ресурсов. Последнее, очень
важно для проверки воздействия финансовой
политики на экономику. Отказ от учета
повышения эффективности использования
финансовых ресурсов при разработке и
проведении финансовой политики может
привести к распылению средств, сокращению
источников удовлетворения постоянно
растущих экономических и социальных
потребностей общества;
оздоровление и структурная перестройка
экономики: повышение в общем объеме производства
доли отраслей второй группы, снижение
затрат на ВПК, упорядочивание денежного
обращения, и в перспективе восстановление
конвертируемости рубля;
достижение более высокого уровня жизни
населения на основе развития отраслей
промышленности и сельского хозяйства.
Социальная направленность финансовой
стратегии проявляется не только в изыскании
возможностей увеличения финансовых ресурсов,
направляемых на повышение благосостояния
народа, но и в новом подходе к главной
цели экономической политики. Уровень
жизни выступает теперь величиной, определяющей
развитие производства, направление и
структуру использования финансовых ресурсов.
1.Финансы
в системе экономических отношений.
Финансы – историческая категория.
Они появились одновременно с возникновением
государства при расслоении общества
на классы. Термин finansia возник в XIII – XV
вв. в торговых городах Италии и обозначал
любой денежный платеж. В дальнейшем термин
получил международное распространение
и стал употребляться как понятие, связанное
с системой денежных отношений между населением
и государством по поводу образования
государственных фондов денежных средств.
Таким образом, данный термин отражал,
во-первых, денежные отношения между двумя
субъектами, т.е. деньги выступали материальной
основой существования и функционирования
финансов (где нет денег, не может быть
и финансов); во-вторых, субъекты обладали
разными правами в процессе этих отношений:
один из них (государство) обладал особыми
полномочиями; в-третьих, в процессе этих
отношений формировался общегосударственный
фонд денежных средств – бюджет (следовательно,
можно сказать, что эти отношения носили
фондовый характер); в-четвертых, регулярное
поступление средств в бюджет не могло
быть обеспечено без придания налогам,
сборам и другим платежам государственно-принудительного
характера, что достигалось посредством
правовой нормотворческой деятельности
государства, создания соответствующего
фискального аппарата. Таким образом,
финансы выражают определенную сферу
производственных отношений и относятся
к базисной категории. Государство активно
воздействует на финансы в зависимости
от политического устройства, основных
задач, текущих условий и других причин.
Через свою финансовую политику государство
может влиять на экономику, оказывая на
нее как положительное, так и отрицательное
влияние. Так как, несомненно, финансы
являются исторической категорией (имеют
стадии возникновения), то можно выделить
два основных этапа развития финансов.
Вначале – неразвитая форма финансов,
когда основная масса денежных средств
(2/3) расходовалась на военные цели, и финансы
практически не оказывали воздействия
на экономику. Другой характерной чертой
этого периода была узость финансовой
системы, так как она состояла из одного
звена – бюджетного, и количество финансовых
отношений было ограниченно. Все они были
связанны с формированием и использованием
бюджета.
1.1 Сущность
и функции финансов.
Финансовое право охватывает
своим воздействием определенный, специфичный
круг общественных отношений. Эти отношения
обусловлены тем, что государство для
выполнения своих задач применяет такой
экономический рычаг, как финансы, и осуществляет
в связи с этим финансовую деятельность.
Поэтому перед рассмотрением вопросов
финансового права необходимо обратиться
к понятиям финансов и финансовой деятельности
государства.
Понятие «финансы»
зачастую отождествляют с деньгами. Однако
эти понятия не являются синонимами. Представим
признаки финансов и их отличительные
черты:
1.Финансы отражают
денежные отношения между двумя
субъектами, т.е. деньги выступают
материальной основой существования
и функционирования финансов (где
нет денег, не может быть финансов);
2.Субъекты обладают
разными правами в процессе
этих отношений: один из них (государство)
обладает особыми полномочиями;
3.Регулярное поступление
средств в бюджет не может
быть обеспечено без придания
налогам, сборам и другим платежам
государственно-принудительного характера,
что достигается с помощью правотворческой
деятельности государства, создания соответствующего
финансового аппарата.
По указанным признакам
можно выделить финансы из всей совокупности
денежных отношений. Например, денежные
отношения между гражданами, между гражданами
и розничной торговлей нельзя отнести
к финансам, т.к. государство здесь регулирует
денежные отношения гражданско-правовыми
методами, для которых характерной чертой
является равноправие субъектов, объединенных
данными отношениями.
Общее понятие финансов
рассматривается в двух аспектах:
1. В экономическом
аспекте - финансы - это экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных
и децентрализованных (Бондов денежных
средств, необходимых государству для
выполнения своих задач и функций.
2. В денежном
аспекте - финансы - это совокупность
фондов денежных средств, мобилизованных
государством для осуществления
своих задач.
Финансы неотъемлемая
часть денежных отношений. Финансы отличаются
от денег как по содержанию, так и по выполняемым
функциям Деньги - это всеобщий эквивалент,
с помощью которого прежде всего измеряются
затраты труда ассоциированных производителей,
а финансы - это экономический инструмент
распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта (ВВП) и национального
дохода, орудие контроля за образованием
и использованием денежных средств.
Финансы выражают денежные
отношения, возникающие между:
• организациями в
процессе приобретения товарно-материальных
ценностей, реализации продукции и услуг;
• предприятиями и
вышестоящими организациями при создании
централизованных денежных средств и
их распределение;
• государством и организациями
(предприятиями, учреждениями) при уплате
ими налогов в бюджетную систему и финансировании
расходов:
• государством и гражданами
при внесении ими налогов и добровольных
платежей;
• организациями, гражданами
и внебюджетными фондами при внесении
платежей и получении ресурсов;
• отдельными звеньями
бюджетной системы;
• страховыми организациями
и предприятиями и населением при уплате
страховых взносов и возмещении ущерба
при наступлении страхового случая;
• денежные обращения,
опосредующие кругооборот фондов, организаций
(предприятий, учреждений).
Главным материальным
источником денежных фондов выступает
национальный доход страны - вновь созданная
стоимость или стоимость ВВП за вычетом
потребляемых в процессе производства
орудий и средств производства. Без участия
финансов национальный доход может быть
распределен. Следовательно.финансы -
неотъемлемое связующее звено между созданием
и использованием национального дохода.
По своему материальному
содержанию финансы - это целевые фонды
денежных средств, в совокупности представляющие
финансовые ресурсы страны. Главное условие
роста финансовых ресурсов - увеличение
национального дохода. Хотя финансы относятся
к базисной категории, они во многом зависят
от проводимой правительством государства
финансовой политики.
Сущность финансов
проявляется в их функциях. Финансы выполняют
следующие функции:
1. распределительную
2 контрольную
3. регулирующую
Распределительная
функция финансов.
Распределение национального
дохода заключается в создании так называемых
основных или первичных доходов. Их сумма
равна национальному доходу Основные
доходы формируются при распределении
национального дохода среди участников
материального производства. Они делятся
на две группы:
• зарплата рабочих,
служащих, доходы фермеров и иных лиц,
занятых в сфере материального производства;
• доходы организаций
(учреждений, предприятий) сферы материального
производства.
Однако первичные доходы
не в состоянии обеспечить в полном объеме
выполнение функций и задач государства.
Необходимо дальнейшее распределение
или перераспределения национального
дохода.
Перераспределение
национального дохода связано с межотраслевым
и территориальным перераспределением
средств в интересах их более эффективного
использования и накопления предприятиями
и организациями; с наличием производственной
и непроизводственной сферы, в которой
национальный доход.не создается (здравоохранение,
культура); с перераспределением доходов
между различными социальными группами
населения. В результате перераспределения
образуются вторичные, или производственные
доходы. Это доходы, получаемые в отраслях
непроизводственной сферы налоги. Вторичные
доходы служат для формирования национального
дохода. Перераспределение национального
дохода в РФ происходит в интересах структурной
перестройки народного хозяйства, развития
приоритетных отраслей экономики в пользу
наименее обеспеченных слоев населения.
Конечная цель распределения и перераспределения
национального дохода и ВВП, совершаемых
с помощью финансов, состоит в развитии
производительных сил, создании рыночных
структур экономики.укреплении государства,
обеспечении высокого качества жизни
широких слоев населения. При этом роль
финансов подчинена задачам повышения
материальной заинтересованности работников
и коллективов предприятий и организаций
в достижении наилучших результатов при
наименьших затратах.