Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа
Главная цель данной работы – рассмотреть понятие финансов как экономическую категорию, проанализировать организацию и эффективность управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия, выявить основные проблемы в управлении финансами и дать рекомендации по управлению финансовыми ресурсами.
Стратегическими задачами разработки рекомендаций являлись: максимизация прибыли предприятия, оптимизация структуры предприятия и повышение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, создание эффективного механизма управления финансовыми ресурсами.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Финансы как экономическая категория…………………………………………5
1.1.Понятие финансов, их сущность и базовые функции………………………...5
1.2.Роль финансов в процессе общественного воспроизводства………………...6
1.3.Понятие финансовых ресурсов предприятий. Процесс их
формирования и распределения финансовых ресурсов предприятий…………..9
2. Понятие финансовой системы общества. Ее базовые типы………………...23
2.1.Финансовые рынки: понятие, сущность, основные признаки и
функции финансовых рынков……………………………………………………23
2.1.1.Рынок ссудных капиталов…………………………………………………..25
2.1.2.Фондовый рынок…………………………………………………………….25
2.1.3.Страховой рынок…………………………………………………………….26
3.Финансовая система государства………………………………………………28
3.1.Особенности финансовой системы государства при переходе
к рыночной экономике…………………………………………………………….28
3.2.Источники формирования государственных ресурсов……………………..29
3.3. Государственный бюджет и его структура………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованных источников ………
3. Фондовое законодательство.
2.1.3.Страховой рынок
Страховой рынок, как особая сфера финансовых отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая финансовая услуга - страховая защита различных рисков.
Базовые функции страхового рынка:
1. Удовлетворение потребностей государства, юридических и . физических лиц в страховой защите их имущественных и неимущественных рисков
4. Мобилизация финансовых ресурсов общества с последующим использованием их на других финансовых рынках.
Структура страхового рынка:
1. Департамент Министерства финансов РК по надзору за страховой деятельностью.
2. Страховщики (страховые компании).
3. Страхователи (юридические и физические лица).
4. Страховое законодательство (совокупность государственных нормативных актов).
Классификация страхования:
1. По степени обязательности:
А) обязательное
Б) добровольное.
2. По видам страховых операций:
А) имущественное
Б) личное
В) социальное страхование физических лиц
Г) страхование ответственности страхователя
Д) страхование предпринимательских рисков.
3. Финансовая система государства
3.1.Особенности финансовой системы государства при переходе
к рыночной экономике.
Государственные финансы это особая сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных в основном, с процессом перераспределения национального дохода.
Финансовая система государства определяется как совокупность государственных финансовых учреждений, финансовых фондов и финансового законодательства, обеспечивающая реализацию основной цели и базовых функций государственных финансов.
Особенности финансовой системы государства при переходе к рыночной экономике.
Особенности организации управления государственными финансами при переходе к рыночной экономике:
- сохранение присущей плановой экономике тенденции к максимальной степени централизации финансовых ресурсов государства;
- систематическое нарушение баланса экономических интересов участников финансовой системы общества в целом в пользу государства;
- отсутствие эффективной правовой защиты финансовых интересов объектов управления при нарушении их прав государственными органами.
Репродуцированные в управлении государственными финансами противоречия между законодательной и исполнительной властью с одной стороны и между отдельными уровнями исполнительной власти - с другой;
Появление в системе управления государственными финансами новых структур с необработанными до конца функциями;
Невозможность полномасштабного использования зарубежного опыта управления государственными финансами из-за специфики переходного периода.
Финансовая политика, как определенная на продолжительный период совокупность мероприятий, подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями деятельности
Уровни реализации финансовой политики
Государственная финансовая политика:
1. Бюджетная политика, реализуемая в процессе разработки и исполнения государственного бюджета на любом уровне управления;
2. Налоговая политика, реализуемая в процессе формирования налогового законодательства;
3. Политика управления государственным долгом, реализуемая в процессе выпуска и погашения государственных ценных бумаг.
3.2. Источники формирования государственных ресурсов.
Для реализации установленных функции, а также для финансирования затрат по содержанию собственно государственного аппарата, государственная система всегда нуждается в источниках финансовых ресурсов как постоянного, так и временного характера.
В условиях рыночной экономике такими источниками выступают прежде всего налоги и приравненные к ним обязательные платежи, поступления от государственных займов, а также доходы от государственной собственности или передачи прав на её производительное использование.
Налоговая система государства.
Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в установленном законном порядке, взимаемые государством для обеспечения ресурсной поддержки установленных ему функций.
Основные элементы налога:
- субъект налога;
- объект налога;
- единица обложения;
- налоговая ставка;
- налоговый период;
- налоговый срок;
- налоговая льгота;
- налоговое правонарушение и др.
Налоговая система _ это совокупность налоговых органов, налоговых механизмов и налогового законодательства, действующая в рамках единой финансовой системы государства.
Налоговая система РК состоит из двух уровней:
1. Республиканские налоги
2. Местные налоги.
Классификация налогов.
Налоги классифицируются по следующим признакам:
а) По объекту обложения:
прямые налоги, объектом которых выступает прямой результат деятельности субъекта;
косвенные налоги, функционирующие в сфере товарооборота и включаемые в цену товара;
обязательные платежи и сборы налогового характера.
б) По уровню управления:
федеральные налоги, введение, отмена или изменение которых требует принятия соответствующего федерального закона;
налоги субъектов Федерации, устанавливаемые решением органом представительной власти соответствующего субъекта;
местные налоги и сборы, вводимые по решению местных органов представительной власти.
в) По целевому назначению:
налоги общего характера, поступающие непосредственно в бюджет и используемые государством по собственному усмотрению;
целевые налоги, подлежащие использованию исключительно по определённому назначению.
г) По способу взимания:
налоги, взимаемые кадастровым методом;
налоги, взимаемые авансовым методом, т.е. до момента получения субъектом налога его непосредственного объекта;
налоги, взимаемые в традиционном порядке, т.е. после получения субъектом налога его непосредственного объекта, или после завершения налогового периода.
Функции налогов
Базовые функции налоговой системы:
- фискальная, определяющая механизм изъятия части прибыли и иной собственности налогоплательщиков в доход государства, в порядке перераспределения национального дохода;
- регулирующая, определяющая роль налоговой системы, как одного из основных методов государственного регулирования рыночной экономики.
Проведение финансовой политики.
Финансовая политика, как определенная на продолжительный период совокупность мероприятий, подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями деятельности
Уровни реализации финансовой политики
Государственная финансовая политика:
1. Бюджетная политика, реализуемая в процессе разработки и исполнения государственного бюджета на любом уровне управления;
2. Налоговая политика, реализуемая в процессе формирования налогового законодательства;
3. Политика управления государственным долгом, реализуемая в процессе выпуска и погашения государственных ценных бумаг.
3.3. Государственный бюджет
Государственный бюджет – экономическая категория, объединяющая совокупность всех формирующих на территории конкретной страны бюджетов - централизованных финансовых фондов, аккумулируемых и используемых государством в процессе перераспределения национального дохода.
Структура государственного бюджета:
а) По направлениям:
- доходная часть,
- расходная часть.
Б) По уровням управления:
- Республиканский бюджет;
- Местные бюджеты.
Внебюджетные фонды. Источники формирования.
Внебюджетные фонды, как специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для централизованного финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационно-хозяйственной самостоятельности этих фондов.
Основная цель введения института внебюджетных фондов- предотвращение традиционной для плановой экономики ситуации, при которой в случае недостатка средств для исполнения « приоритетных» расходных статей, необходимые ресурсы снимались прежде всего из бюджетных статей социальной направленности.
Источники формирования фонда социального назначения:
1. Обязательные отчисления с работодателей (в % от средств, направляемых на оплату труда персонала),
2. Обязательные страховые взносы с заработка работников;
3. Средств республиканского бюджета и ее субъектов, а также местных бюджетов.
Базовыми инструментами управления финансами предприятия
выступают:
- финансовое планирование;
- оперативное управление финансами;
- финансовый контроль.
Долгосрочные цели управления финансами, равно как и развитие финансовой системы предприятия в целом, определяются финансовой политики, формируемой на уровне высшего руководства хозяйствующего субъекта и реализуемой его специализированными службами.
Финансовые обязательства выступают в роли важнейшего объекта управления финансово-хозяйственной деятельностью, определяющего платежеспособность и другие показатели, характеризующие текущее финансовое состояние предприятия.
Общая структура и характер финансовых обязательств:
А) Внешние финансовые обязательства предприятие несет перед:
Государством в лице бюджетов и внебюджетных фондов выплаты налогов и приравненных к ним платежей в объемах и в сроки, установленные действующим фискальным законодательством
Партнерами по хозяйственной деятельности в лице:
Поставщиков, подрядчиков, банков-кредиторов, страховых компаний и т.п., при реализации предприятием своей части финансовых аспектов заключенных договоров.
Б) Внутренние финансовые обязательства предприятие несет перед:
Собственники, в части выплаты установленной ими части чистой прибыли, в форме предпринимательского дохода или дивидендов по результатам деятельности в расчетном периоде.
Филиалами и «дочерними» фирмами в части платежей, установленных условиями заключенных с ними соглашений или разовыми распоряжениями руководства;
Наемным персоналом, в части выплаты заработной платы в размерах и в сроки, установленных условиями индивидуальных трудовых контрактов или коллективного трудового договора (соглашения).
Общая структура и характер финансовых обязательств:
А) Внешние финансовые обязательства предприятие несет перед:
- Государством (отчисления в бюджеты и внебюджетные фонды по выплате налогов и других платежей и обязательных отчислений);
- партнерами по хозяйственной деятельности (поставщики, подрядчики, банки, страховые компании и др.).
Б) Внутренние финансовые обязательства предприятие несет перед:
- собственниками (учредители, акционеры);
- филиалами и «дочерними» фирмами;
- наемным персоналом (оплата труда согласно контрактов, договоров и др.).
Информация о работе Финансы как экономическая категория и их роль в экономике